DataLife Engine / Сто лет в пути

Сто лет в пути

Волгоградская Территориальная организация Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей целый век отстаивает интересы работников, являясь гарантом их социально-экономической защищенности

Терком -- одна из сильных и крупных профорганизаций как на областном, так и на отраслевом уровне. Она объединяет около полусотни первичных профсоюзных организаций и свыше 20 тысяч железнодорожников -- представителей 400 профессий. Это не только работники железнодорожных профессий, но и отраслевая медицина, преподаватели и учащиеся учреждений образования, подразделения дочерних зависимых обществ и др.

Профсоюзное членство в организации самое высокое в регионе: его показатель достигает 99,5 процентов, и это цифра устойчива на протяжении многих лет.

  

«Мы одна семья»

Как удалось достичь столь высокого показателя, председатель Волгоградского Теркома Николай Епишин, который возглавляет территориальную организацию с 1991 года, объясняет просто:

-- В своей работе мы всегда следуем классическому определению, что сильный профсоюз -- это сильная первичка. Помогать первичному звену -- задача, поставленная перед Теркомом самой жизнью. Председатели профорганизаций находятся на переднем крае, взаимодействуя с членами профсоюза и с руководством на местах. Поэтому мы обязаны оказывать им помощь во всех направлениях деятельности. Возникающие проблемы маленьких первичек решаем сообща. Мы ведь одна семья.

Единство духа, солидарность действий в борьбе за социальную справедливость зародились еще в далеком 1917 году, когда решением общего собрания служащих и рабочих Юго-Восточной железной дороги был принят и одобрен проект устава Царицынского железнодорожного союза. С того времени ведет свой отсчет профсоюзное движение волгоградских железнодорожников.

  

Своей историей гордимся по праву

Первый коллективный договор заключили в 1922 году. Уже тогда члены профсоюза активно участвовали в жизни Царицына: сразу 30 человек представляли железную дорогу в Горсовете. Тогда в союзе состояли 7,5 тысячи работников, и это количество постоянно росло. Через 10 лет в общем профсоюзном ряду шагали уже 35,5 тысячи железнодорожников.

Вместе со всей страной они с честью выдержали невзгоды войны. Райпрофсож помогал формировать ополчение, готовил в секциях парашютистов, стрелков, радистов и даже летчиков. Под контролем профсоюза находились эвакуационные пункты, госпитали и санитарные поезда. Общественники следили за качеством питания в армии. Организация содействовала сбору теплых вещей для фронта на станциях Арчеда, Морозовская и Петров Вал, а также денежных средств на вооружение, вплоть до строительства танков и самолетов.

Наши железнодорожники своим самоотверженным трудом внесли огромный вклад в Сталинградскую Победу. После окончания жестокой битвы работники отрасли приложили все усилия, чтобы восстановить разрушенное войной хозяйство -- и уже в июле 1945 года Сталинградский железнодорожный узел достиг довоенной пропускной способности. В мирное время железнодорожники одними из первых включились в борьбу за качество: боролись за эффективное использование сырья, вносили рацпредложения. Профсоюзный билет на тот момент имели 99,8 процентов волгоградских железнодорожников.

  

Страна новая, задачи старые

Когда распался Советский Союз, союз железнодорожников не только устоял, но и продолжал защищать важнейшие права работников -- занятость, высокую заработную плату, гарантированную охрану здоровья. О том, как пережил коллектив непростые 90-е годы, профсоюзный лидер Николай Епишин рассказывает так:

«Одним из самых сложных моментов было заключение первого коллективного договора. Старые нормативные акты после распада СССР отменялись. Значит, надо было восстановить право на досрочный выход на пенсию за тяжелые условия труда. У нас много таких рабочих мест. А тогда сделали общий срок выхода на отдых для всех: женщины в 55 лет, мужчины в 60. Пришлось приложить усилия, чтобы восстановить льготный список, и даже добавить туда новые профессии.

Сегодняшний коллективный договор опирается на базу, которая закладывалась в те самые трудные годы. Но выстроен документ более строго, в нем около двухсот пунктов, где четко оговаривается размер зарплаты, дата ее выдачи, вопрос индексации и др.

За четверть века новейшей истории железнодорожники ни разу не остановили работу, как это случалось в других регионах. Мы пытаемся договариваться с работодателем без митингов. И это у нас получается».

  

Время профсоюзов не ушло

Учитывая особо напряженный, сложный и ответственный труд работников отрасли, профсоюз уделяет большое значение росту реальной зарплаты, которая является показателем социальной справедливости. Вовремя ли и в полном объеме она выдается, созданы ли безопасные условия труда -- эти и другие вопросы никогда не уходят из поля зрения.

Если конкретнее, профсоюзу удалось добиться достойных льгот и гарантий в колдоговоре -- это бесплатный билет на проезд в железнодорожном транспорте, разовая выплата в размере шести-девяти зарплат при выходе на заслуженный отдых, доплата от предприятия к государственной пенсии и др.

Договор принимается каждые три года, но и после его утверждения туда можно внести дополнения. При этом каждый пункт, считают в профсоюзе, должен быть подкреплен рублем, иначе документ останется просто декларацией.

«Время профсоюзов не ушло», -- убеждены те, кто по-настоящему отстаивает интересы и права железнодорожников. В Волгоградском Теркоме уверены: если зарплата каждого члена профсоюза растет, если его права защищены, у него есть достойное рабочее место -- значит, профсоюз железнодорожников оправдывает свое предназначение.

 

Стоять на месте нельзя

В марте этого года профсоюзная организация волгоградских железнодорожников широко, всем миром отметила 100-летие. В торжественных мероприятиях участвовало руководство ФНПР, представители ЦК Роспрофжела, Дорпрофжела Приволжской железной дороги, облсовпрофа и другие.

Праздничный митинг состоялся на Мамаевом кургане, где затем более 300 профсоюзных активистов возложили цветы к мемориалу, почтили минутой молчания память железнодорожников, которые в лихие военные годы обеспечивал перевозки на Сталинградском узле. На воинском мемориальном кладбище участники митинга высадили липовую аллею в память о героях великой битвы на Волге.

За большой вклад в развитие ФНПР и укрепление профсоюзного движения в России Волгоградская территориальная организация Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей и Первичная профсоюзная организация эксплуатационного локомотивного депо Волгоград-Пассажирское удостоены почетного диплома ФНПР. Николаю Епишину, лидеру Волгоградской профорганизации железнодорожников, зампред ФНПР Давид Кришталь вручил памятный знак ФНПР.

Праздничные мероприятия Теркому удалось провести на каждой из узловых станций в области, большой концерт состоялся и в Волгограде. Практически все 20 тысяч членов профсоюза стали участниками торжеств.

Но праздник прошел, а главные задачи профсоюза по защите интересов работников остаются на повестке дня.

-- Стоять на месте нельзя. Время, в которое мы живем, настоятельно требует проводить тщательную «инвентаризацию» методов и форм нашей работы и совместно с активом определять дальнейшие пути реализации намеченных планов,-- убежден Николай Епишин.

Юрий ЯКОБИ,

заведующий отделом организационной и кадровой работы Волгоградского Теркома РОСПРОФЖЕЛ.

2-08-2017
Вернуться назад