DataLife Engine / юридическая консультация

юридическая консультация

– Я уроженец Сталинграда. В 1955-1958 гг.. обучался в  Сталинградском строительном техникуме. При  оформления пенсии мне были засчитаны три года обучения в стаж. Однако сегодня эти годы вычли из моей пенсии. На мой взгляд, закон не имеет обратной силы. Государство же не может забрать то, что было по Закону мне однажды положено. Не могу добиться справедливости. Знаю, что такие прецеденты имели место быть и в ходе разбирательств  суд принимал сторону потерпевшего…Прав я или нет?.

 Анатолий Растрыгин, пенсионер

 

Комментирует Игорь КОНДРАТОВ, заведующий-главный правовой инспектор труда облсовпрофа:

– Анализ поступающих в облсовпроф обращений членов профсоюзов по вопросам начисления пенсии в связи с изменениями пенсионного законодательства позволяет прийти к выводу о необходимости более детального освещения вопросов учета трудового стажа при перерасчете пенсии, в том числе включения в трудовой стаж периода подготовки к профессиональной деятельности.

  Для понимания механизма учета периода обучения при исчислении пенсии необходимо обратиться к истории вопроса. Так, до января 2002 года действовал Закон РФ  от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в соответствии со ст.89 которого, в общий трудовой стаж включалась любая работа по трудовому договору.

  Статьей 91 названного Закона устанавливалось, что подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре - включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в уже упомянутой ст.89.

   С 01.02.1998 вступил в силу Федеральный закон от 21.07.1997 N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", в соответствии с требованиями ст.ст.1, 3 которого государственные пенсии подлежали исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера или без применения индивидуального коэффициента, то есть расчет пенсии стал производиться по выгодному для пенсионеров варианту - либо по Закону РФ от 20.11.1990 N 340-1 в стаж учитываются периоды обучения без учета индивидуального коэффициента, либо в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.1997 N 113-ФЗ путем применения индивидуального коэффициента - периоды обучения не включаются в общий трудовой стаж.

   Федеральный закон N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенный в действие с 01.01.2002 г., установил новые основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

   Согласно положениям указанного Закона, размер пенсии находился в прямой зависимости от трудового стажа и индивидуального заработка каждого конкретного пенсионера, приобретенных до 01.01.2002 г. После 01.01.2002 г. на размер пенсии влияла сумма уплаченных страховых взносов за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации. При оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на указанную дату применялся порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу вышеназванного Закона.

   В соответствии со ст.31 ФЗ №173 со дня вступления его в силу утрачивают силу Закон "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

   Статьей 29 установлено, что размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу настоящего Федерального закона по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пересчитываются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Была проведена конвертация пенсионных прав - правовая оценка сведений о тру­довом стаже застрахованных лиц, приобретенном ими до 1 января 2002 г., в так называемый расчетный пенсионный капитал.

   Расчетный пенсионный капитал определялся по специальной методике и у пенсионеров, которые прекратили трудовую деятельность до 1 января 2002 г., состоял только из одной части — из пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г.; у граждан, начавших трудовую деятельность после указанной даты, расчетный пенсионный капитал учитывался из суммы фактически уплаченных взно­сов в ПФ; у всех остальных граждан, имеющих трудовой стаж как до, так и после 1 янва­ря 2002 г., расчетный пенсионный капитал состоял из двух частей — пенси­онных прав и страховых взносов.

   Согласно разъяснениям Министерства труда и социального развития РФ от 17.03.2003 г., при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

   Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет.

   Предположим, что у гражданина на 01.01.2002 выработан полностью трудовой стаж, то тогда у него возникло право на применение правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных ранее действовавшим законодательством.

   При таких обстоятельствах из п. 2 Разъяснения N 70 следует, что гражданин имеет право на оценку пенсионных прав исходя из предусмотренного законодательством, действовавшим до вступления в силу Закона N 173-ФЗ, размера пенсии с учетом включения в общий стаж периода обучения.

   В случае если гражданин на 01.01.2002 не заработал общий трудовой стаж необходимой продолжительности или специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости или за выслугу лет, то исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

   Согласно ч.2 ст.30 Закона N 173-ФЗ при оценке пенсионных прав застрахованного лица расчетный размер трудовой пенсии мог определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п.3, либо в порядке, установленном п.4, либо в порядке, установленном п.6 указанной статьи.

   Так, в частности, в п.4 ст.30 Закона N 173-ФЗ перечисляется та трудовая и иная общественно полезная деятельность, периоды которой включаются в общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав застрахованного, то есть для определения расчетной величины их пенсии. При этом в целях определения расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с п.4 указанной статьи под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, в которую включается, в том числе учеба в образовательных заведениях.

   Таким образом, законодательством была закреплена возможность осуществления оценки пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 по выбору застрахованного лица. При этом при выборе застрахованным лицом порядка определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренного п.4 ст.30 Закона N 173-ФЗ, данная правовая норма позволяла учитывать в общем трудовом стаже пребывание застрахованного в учебном заведении.

   Расчет трудовой пенсии в порядке пункта 4 статьи 30 предусматривает только стажевой коэффициент и среднемесячный заработок застрахованного лица и в общий трудовой стаж включаются все периоды работы и иной деятельности, предусмотренные ранее действовавшим законодательством при исчислении пенсии, с применением в необходимых случаях к некоторым периодам льготного порядка подсчета пенсии. Однако, при расчете пенсии в таком порядке действует механизм ограничения размера пенсии путем установления ее максимального уровня или путем применения индивидуального коэффициента пенсионера.

   Правомерность такого подхода к исчислению размера пенсий, с применением ранее действовавшего пенсионного законодательства подтверждается Определением Конституционного суда РФ от 2 ноября 2002 № 320-О и Постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004 N 2-П. 

   Согласно п. 11 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с п. 4 ст. 30, как и в соответствии с п. 3 ст. 30, подлежал индексации за весь период с 01.01.2002. 
Вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, законодатель установил уровень пенсионного обеспечения, который превышает уровень, исчисленный исходя из норм ФЗ «О государственных пенсиях в РФ». При этом  ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан-тремя с половиной) минимальными размерами пенсии.

Следовательно, ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не ухудшал положение граждан и не отменял права, приобретенные ими на основании ранее действовавшего законодательства.

   Это была первая после советского периода конвертация пенсионных прав в пенсионный капитал. В текущем году происходит очередная конвертация пенсионных прав, теперь в пенсионные баллы.

   С 1 января 2015 г. вступили в действие Федеральный закон N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федеральный закон N 424-ФЗ "О накопительной пенсии". С этой же даты перестает применяться Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Применение Закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" возможно только для расчета страховой части трудовой пенсии за период до 1 января 2015 г. Все остальные законы и нормативные акты, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения, подлежат применению только в той части, которая не противоречит Закону N 400-ФЗ и Закону N 424-ФЗ.

   Появился новый тип подсчета пенсии. Отныне её сумму определяет индивидуальный пенсионный коэффицие нт. Вся работа человека, а также остальные временные промежутки, включаемые в страховой стаж, оцениваются в баллах, которые потом суммируются. Чтобы исключить возможность различного толкования норм, законодатель прямо прописал в п.8 ст.13 Закона N 400-ФЗ следующее правило исчисления страхового стажа. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу указанного Закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

   Новая пенсионная формула напрямую не касается нынешних пенсионеров и тех, кому будет назначена пенсия до января 2015 года. Таким гражданам пенсионные права будут пересчитаны по новой формуле и, если при перерасчете, размер пенсии по новой формуле не достигнет размера пенсии, получаемой пенсионером на 31.12.2014 (т.е. по старому законодательству), то пенсионеру будет выплачиваться пенсия в прежнем размере. Таким образом, у нынешних пенсионеров при переходе на новый порядок расчета, размер пенсии ни при каких обстоятельствах не снизится.

   Согласно новому пенсионному законодательству, вступившему в силу в январе 2015 года, время учебы в вузе и сузе не включается в страховой стаж. Что касается периодов учебы до 01.01.2002 г., то в отдельных случаях они могут включаться в общий трудовой стаж по нормам ранее действовавшего законодательства по выбору застрахованного лица. Однако размер пенсии при данном расчете не может превышать трех минимальных размеров пенсии, поэтому данный вариант редко бывает выгоден.

   Резюмируя изложенное можно сказать, что в каждом случае перехода к новому правовому регулированию в области пенсионных отношений законодатель обеспечивает такой порядок подсчета общего трудового стажа, который не приводит к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан. В случае установления возможности выбора вариантов подсчета пенсионного содержания, выбирается такой, который наиболее выгоден пенсионеру. Законность не включения тех или иных периодов, в том числе обучения, в трудовой стаж определяется с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного пенсионного дела и действия пенсионного фонда в этой части могут быть обжалованы в судебном порядке.

9-04-2015
Вернуться назад