DataLife Engine / О возможном исключении ведомственных наград из перечня оснований, дающих право на получение почетного звания

О возможном исключении ведомственных наград из перечня оснований, дающих право на получение почетного звания

Возможно, уже со следующего года получить звание "Ветеран труда" будет сложнее. Необходимый для этого трудовой (страховой) стаж может быть увеличен до 20 лет для женщин и 25 - для мужчин.

Такие поправки в Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" подготовил Минтруд в рамках законопроекта, направленного, как уточняется в пояснительной записке, "на совершенствование мер социальной поддержки граждан, исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и нуждаемости". Сейчас этот законопроект проходит общественное обсуждение.

 

О возможном  исключении ведомственных наград из перечня  оснований, дающих право на получение почетного званияИгорь КОНДРАТОВ, главный правовой инспектор труда Волгоградского облсовпрофа:

 

– Согласно Федеральному закону «О ветеранах» звание «Ветеран труда» присваивается гражданам Российской Федерации, награждённым государственными наградами, либо удостоенным почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённым ведомственными знаками отличия в труде и имеющим страховой стаж не менее 5 лет (Ст. 7 п. 2 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ, а согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", который вступил в силу 1 января 2015 года, для назначения страховой пенсии по старости необходимо не менее 15 лет "страхового стажа"); лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

По достижении пенсионного возраста ветеранам труда предоставляется право на льготы и дополнительные меры социальной поддержки (или на получение их денежного эквивалента), устанавливаемые по решениям законодательных органов субъектов РФ за счет средств соответствующих бюджетов. При принятии законодательными органами субъектов Российской Федерации решений, устанавливающих льготы и дополнительные меры социальной поддержки ветеранов труда за основу, как правило, принимается их перечень, ранее установленный в первой редакции Федерального закона «О ветеранах», позднее измененной с учетом разграничения сфер ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации за финансирование его отдельных статей.

Согласно поправкам от 19 декабря2005 года порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются субъектами Российской Федерации.

Многие субъекты Российской Федерации учредили на своей территории дополнительное ветеранское звание, в названии которого содержится наименование субъекта.

Так например, в соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 16.10.2006 №1291-ОД «О ветеранах труда Волгоградской области» звания "Ветеран труда Волгоградской области" удостаиваются граждане Российской Федерации, достигшие возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет), имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и не менее 35 лет для женщин, из которого трудовой стаж на территории Волгоградской области составляет не менее 20 лет для мужчин и 15 лет для женщин, имеющие награды законодательного (представительного) органа государственной власти Волгоградской области, высшего исполнительного органа государственной власти Волгоградской области, высшего должностного лица Волгоградской области, а также награды Волгоградской области, установленные законами Волгоградской области.

22 июля 2015 года на заседании Общественного совета при Министерстве труда РФ обсуждался в том числе и законопроект о внесении изменений в закон «О ветеранах», который предполагается предложить на рассмотрении Думы и принять до конца текущего года.

Законопроектом предлагается внести в статью 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" следующее изменение:

подпункт 2 пункта 1 изложить в следующей редакции:

"2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие страховой стаж не менее 20 лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин." Изменения предлагается внести с 1 января 2016 года.

Напомним, что до 2002 года для назначения пенсии на общих основаниях значение и мел не страховой стаж, а общая продолжительность трудового стажа, который для приобретения права на пенсию должен был составлять 25 лет у мужчин и 20 лет для женщин. При этом Минтруд отмечает, что граждане, чьи пенсионные права начали формироваться в период до вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", т.е. до введения понятия "страховой стаж", не пострадают при решении вопроса о назначении им звания "Ветеран труда", поскольку согласно действующему пенсионному законодательству при подсчете страхового стажа учитываются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды как до, так и после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Пока законопроект существует в таком виде, но активно обсуждается и другое мнение Минтруда, разместившего проект, согласно которому ветеранами труда могут называться только награжденные орденами или медалями либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, при этом имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый при определении права на пенсию (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин). Сохраняется это звание и для начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 для женщин.

Это мнение основывается на том, что к награждению ведомственными знаками отличия «предъявляются весьма низкие требования, не соответствующие статусу «Ветеран труда». Понятно стремление к сокращению расходов на льготы. Но при этом в числе незаслуженно обделенных оказывается огромное количество работников имеющих почетные звания, ведомственные знаки отличия, грамоты.С такой постановкой вопроса нельзя никак согласиться, поскольку по существующему федеральному закону «О ветеранах» категория «Ветеран труда» устанавливается исходя из продолжительной добросовестной работы. Именно этот принцип положен в основу награждения ведомственными знаками отличия во всех отраслях.

Напомним, что ранее в письме Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.11.1995 № 2026-ВЯ/4276/1-30 "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" был определен перечень ведомственных знаков отличия в труде. Однако данное письмо не является нормативным правовым документом, поскольку не прошло процедуру государственной регистрации в Минюсте России. Согласно заключению Минюста России от 08.11.2000 № 9540-ЮД разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации не могут быть основанием для присвоения звания "Ветеран труда", так как Федеральным законом "О ветеранах" Минтруд России не наделен правом давать разъяснения по применению указанного закона, в том числе и по вопросу отнесения тех или иных наград к категории ведомственных знаков отличия в труде.

Теперь Минтруд предлагает решить вопрос радикально и чтобы не было двусмысленности в нормативном толковании понятия «ведомственный знак отличия в труде», трудностей правоприменительной практики вообще исключить ведомственные награды из перечня оснований, дающих право на получение почетного звания.

На наш взгляд, гораздо справедливее было бы не зачеркивать одним махом значение тех или иных ведомственных знаков отличия, а установить законодательно критерии, которым должен соответствовать ведомственный знак отличия в труде и стаж работы в соответствующей отрасли, дающие право на присвоение звания «Ветеран труда».

Нельзя не сказать и о значении моральной стороны этого вопроса, которую все чаще забывают в погоне за экономией бюджетных средств. Не все определяется только рублем, льготами и материальными выгодами. Трудовая честь, гордость за свой труд всегда были составляющими добросовестной работы и очень важно, чтобы эта работа поощрялась отраслевыми знаками отличия.

 

12-08-2015
Вернуться назад