Владимир Стариков, лидер волгоградских профсоюзов: Трудовым отношениям – международные стандарты
В регионе в рамках Всемирного дня действий «За достойный труд!» в эти дни профсоюзы традиционно проводят акцию. В этом году она проходит в форме профсоюзных собраний, конференций, круглых столов с широким обсуждением Стандартов достойного труда.
Стандарты, разработанные ФНПР совместно с Международной Организацией Труда для России на основе концепции достойного труда МОТ с учетом международных трудовых норм, по сути - основа формирования программы Достойного труда в России.
Тема достойного труда всегда актуальна для профсоюзов. Основные принципы достойного труда ФНПР сформулировала в своей программе «Достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны», принятой VII съездом. Сегодня же профсоюзы начинают по-новому воплощать в жизнь тему достойного труда, с учетом реальной ситуации в трудовых отношениях.
Обсуждение проекта Стандартов достойного труда, как надежного инструмента в решении существующих и постоянно возникающих социально-экономических проблем, - это первый шаг к тому, чтобы добиться принятия государственной Программы достойного труда в России. Именно государство должно задать новый вектор развития социально-трудовой сферы, считают волгоградские профсоюзы.
Владимир Стариков, председатель Волгоградского облсовпрофа:
– Мы живем в мире, где происходят глобальные перемены во всех сферах – общеполитической, социально-экономической, культурной, в том числе, в трудовых отношениях. Эти перемены масштабны и стремительны. Те изменения, которые раньше протекали в течение десятилетий, сегодня происходят за несколько лет.
Современный капитал стал наднациональным, способен быстро интегрироваться в экономику других стран. Порой центр управления находится в одной стране, а предприятие – в другой. И для принятия решений должно учитываться трудовое законодательство каждой страны.
Сегодня, как никогда, важна международная профсоюзная солидарность, направленная на обеспечение основополагающих социально-трудовых прав трудящихся, основанных на международных нормах труда.
Вступление России в ВТО, то есть принятие международных правил торговли, еще выше поднимает планку необходимости добиваться принятия норм и законов в нашей стране, соответствующих международным.
Поэтому ФНПР совместно с МОТ выносит на широкое обсуждение проект Стандартов достойного труда, которые станут предметом рассмотрения в декабре 2012 года на международной конференции в Москве, проводимой по инициативе Президента страны В.В. Путина.
Стандарты направлены на более справедливую оценку результатов труда. Они призваны исключить существующие пробелы в законодательстве в части отдельных норм трудовых отношений, устанавливают перечень индикаторов трудовой сферы и определяют последовательность действий.
Стандарты фактически конкретизируют и систематизируют требования профсоюзов последних лет. Это эффективная занятость, достойная заработная плата, безопасные условия труда, социальная защита работников, непрерывное профессиональное развитие, реальное социальное партнёрство.
В этой связи наиважнейшая задача профсоюзов – не просто обсудить проект Стандартов, а определить пути и конкретные действия, чтобы последовательно добиваться принятия необходимых законов, норм и правил, направленных на значительное улучшение положения трудящихся страны.
Зарплату-достойную
Если внимательно проанализировать Стандарты, то за каждым из них – очень непростая ситуация и потребуется не один год, чтобы ее изменить.
Пока наше государство не готово принять в полной мере международные принципы социально-трудовых отношений и, прежде всего, в сфере заработной платы.
В экономически развитых странах удельный вес оплаты труда в ВВП составляет 45-55 %. В России он - 23 %, и даже к 2025 году планируется поднять этот показатель всего до 26 процентов. Доля пенсии в ВВП за рубежом – 12-18 %, у нас – 5,5 %, а к 2025 году планируется 6 %.
Даже если совокупная величина этих двух показателей через 13 лет составит 32 процента ВВП, это будет в 2 раза ниже уровня экономически развитых стран восьмидесятых годов.
По часовой оплате труда мы отстаем от США в 9,6 раз, Франции – в 8,5 раз, Великобритании – в 8 раз и т.д.
По методике расчета Всероссийского Центра изучения уровня жизни величина минимального потребительского бюджета соответствует 14654 рубля.
Если посмотреть данные Волгоградстата, то средняя заработная плата, т.е. с учетом оплаты руководящего звена, во многих отраслях (сельское хозяйство, рыболовство, текстильное и швейное производство, жилищно-коммунальное хозяйство, бюджетная сфера) - меньше этой величины. Сегодня около 70 процентов населения области имеют среднедушевой доход менее 15 тыс. рублей.
При этом в регионе замедлился рост средней зарплаты, а в ряде отраслей и предприятий ее уровень практически заморожен. В 2011 году средний рост реальной заработной платы в области составил всего 2,9 процента. По итогам этого года с учетом происходящего роста тарифов и нормативов жилищно-коммунальных услуг мы можем вообще выйти на нулевой показатель.
Такая динамика не может устроить профсоюзы. Необходим качественный рост заработной платы и, соответственно, уровня жизни трудящихся.
Мы отчетливо понимаем, что не может быть кардинальных изменений в этой сфере до тех пор, пока в Трудовом кодексе нормы по минимальной заработной плате и минимальному жизненному уровню не будут приближены к мировым стандартам.
МРОТ – адекватный
Последние несколько лет профсоюзы выступают за то, чтобы МРОТ был равен прожиточному минимуму, хотя и он недопустимо низок.
Сегодня МРОТ в России 4611, с 1 января 2013 года его предлагается довести до 5205 рублей. На первый взгляд прибавка ощутимая – около 13%. Но если сейчас минимальная зарплата, по подсчетам профсоюзов, составляет 66,7% от прожиточного минимума, то после повышения она вырастет всего 1, 5% и составит только 68%. Такими темпами профсоюзные требования будут выполняться десятилетиями.
В предлагаемых Стандартах ставится вопрос о принятии закона о минимальном размере оплаты труда, равном минимальному потребительскому бюджету.
Профсоюзы настаивают на пересмотре методики формирования прожиточного минимума. По подсчетам экономистов, он должен быть 16 - 17 тысяч рублей. Это и есть минимальный потребительский бюджет.
В странах Европы он определен как порог бедности. По данным Евростата, в 2010 году эта величина составила на одного человека в месяц: в Бельгии – почти 39 тыс. руб, во Франции – 40 тыс. руб., в Финляндии – 42, 5 тыс. руб., в Норвегии – около 65 тыс. руб.
Для того чтобы увеличить прожиточный минимум, необходимо прежде всего пересмотреть нищенскую потребительскую корзину. Сегодня же она – предмет насмешек.
Ассортимент российской корзины, которая не пересматривалась с 2006 года включает, 156 товаров и услуг, в Англии их 350, в Германии - 375.
Чтобы привести стоимость потребительской корзины в соответствие с уровнем цен и реальными потребностями населения, то есть перейти к оценке уровня жизни по потребительскому бюджету, корзина должна подорожать как минимум на 43 процента, а ее планируют увеличить лишь на 4,1 %.
К сожалению, сегодняшнее законодательство не содержит норм периодического пересмотра МРОТ. Из Трудового кодекса изъята статья, в которой указывалось, что МРОТ – это зарплата «по голому» тарифу. Теперь в него включаются стимулирующие и компенсационные надбавки.
В проекте федерального бюджета на 2013-2015 годы предусматривается символическая индексация зарплаты федеральным бюджетникам. Так, в 2013 году – всего на 5,5 %.
То есть достойной оплаты труда работникам бюджетной сферы в регионах в ближайшие годы не предвидится. Этим государство как работодатель подает негативный пример бизнес сообществу. Сейчас зарплата в образовании составляет 62 % от среднеобластного показателя.
Поэтому профсоюзы настаивают на принятии Стандартов – базовых гарантий по оплате труда бюджетников с соответствующим финансовым обеспечением из Центра. Таких возможностей у регионов нет.
В Стандартах, разработанных ФНПР и МОТ, указан как один из источников финансирования – установление прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц.
Во всем мире подоходний налог прогрессивный и более высокий: в США и Бельгии – до 50 %, в Германии – до 45 % и т.д. Это во многом обеспечивает те высокие стандарты жизни, о которых россияне только мечтают.
Индексацию и дифференциацию
Еще один принципиальный вопрос – индексация заработной платы.
Вопрос о реализации статьи 134 Трудового Кодекса рассматривался на заседаниях Исполкома облсовпрофа и областной Трехсторонней комиссии. Сейчас мы активно взаимодействуем с Прокуратурой. Проводимая работа показывает необходимость более четкого закрепления механизма индексации. Предлагаемые Стандарты предусматривают внесение соответствующих поправок в ТК.
Серьезная проблема, которая требует безотлагательного решения, - вопиющая дифференциация в оплате труда. По данным МОТ, в России соотношение максимальной зарплаты с оплатой труда всех остальных работников составляет 26 к 1. В США этот показатель – 6 к 1, а в Китае – 3 к 1.
В 2011 году, по официальным данным, в стране насчитывалось 18 млн. 100 тыс. бедняков, то есть граждан с доходами ниже прожиточного минимума. Это почти на 1 млн. человек больше, чем в 2010 году. В Волгоградской области 17 процентов или 450 тыс. граждан имеют доход ниже 6 тыс. рублей, то есть находятся за порогом физиологического выживания.
Правда, министерством финансов РФ разработана новая методика пересчёта бедняков. Чтобы улучшить статистические показатели ведомство предложило узаконить новый термин «социальный уровень бедности».
Так, предлагается не считать на каждого человека необходимость иметь телевизор, холодильник и т.д., а рассчитать только их долю на одного человека, которая будет разной в зависимости от состава семьи. Если человек одинок, то коэффициент «1», а на семью из трёх – «0,8» и т.д.
Такая уже не первая новация федеральных министерств, - не что иное, как скрашивание ситуации и уход от решения жизненно важных проблем.
В нашем регионе с 1999 года действовал Закон «О регулировании оплаты труда в Волгоградской области», который был действенным инструментом решения проблем в сфере заработной платы. Но через 11 лет к 2010 году он вступил в противоречие с федеральным законодательством и был отменен.
Сегодня в областную Думу представлен проект нового закона, и мы с нетерпением ждем от депутатов его принятия.
Исходя из всего вышесказанного, видно, насколько актуально включение в Стандарты целого комплекса законодательных актов по оплате труда. Все они – звенья одной неразрывной цепи.
Занятость – эффективную
При кажущейся стабильности на региональном рынке труда (уровень регистрируемой безработицы - 1,3%) в сфере занятости существует немало проблем.
Особенно остро стоит вопрос о востребованности на рынке труда молодежи, получившей профессиональное образование. В последнее время обостряются проблемы «заемного труда» и привлечения иностранной рабочей силы.
Сохраняют остроту вопросы социальной защиты безработных граждан.
Серьезным вызовом для экономики страны и регионов стало вступление России в ВТО, которое может кардинально изменить ситуацию на рынке труда.
Все это осложняется еще и тем, что стороны трудовых отношений имеют диаметрально противоположные взгляды на трудовое законодательство в стране.
Российский союз промышленников и предпринимателей поднимает вопрос об исключении из Трудового кодекса статей о защите работника от увольнения и выплате солидного выходного пособия. Они заявляют, что действующее Трудовое законодательство – настоящее зло для России, при котором экономика никогда не станет прорывной. Эти реформаторы разработали новый проект кодекса, где предлагается работника превратить в продавца собственной рабочей силы, который обязан будет улучшать себя как товар и постоянно находиться в поиске покупателя. А работодатель будет решать все трудовые вопросы единолично через трудовой договор.
Это не что иное, как полная смена идеологии трудовых отношений.
Профсоюзы должны активно противостоять таким «хотелкам». Именно поэтому главной защитой послужит принятие Стандартов достойного труда по обеспечению граждан эффективной занятостью.
Охрану здоровья – реальную
Очень важный раздел предлагаемых Стандартов – «Социальное страхование – высокоэффективный механизм социальной защиты работающих и регулирования качества жизни». Это направление – одно из главных в деятельности современных профсоюзов.
В 7 статье Конституции Российской Федерации сказано: «В стране охраняются труд и здоровье людей…». Но эта гарантия довольно слабо реализуется в жизни.
Профсоюзы настаивают на ратификации 102-й конвенции МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения», которая предусматривают размер пенсии не ниже 40 % от утраченного заработка. К сожалению, сегодня замещение пенсией утраченного заработка в России составляет менее 25 %. Обсуждаемые Стандарты предусматривают решение комплекса проблем охраны здоровья населения.
Сегодня Россия занимает 127 место в мире по уровню здоровья граждан. Профсоюзы обеспокоены снижением в проекте федерального бюджета расходов на здравоохранение в 2013 году - на 18% по сравнению с 2011 годом и тем, что за последние 20 лет количество больниц сократилось с 12,5 до 6,5 тыс. - почти вдвое, а поликлиник на треть – с 21,5 до 15,3 тыс.
Из года в год растет смертность и инвалидизация трудоспособного населения. Проблема, что называется, кричит!
Не дожидаясь принятия Стандартов в этом вопросе, профсоюзы уже сегодня должны активизировать свое участие в управлении средствами социального страхования, добиваться через коллективные договоры и соглашения увеличения расходов на диспансеризацию, питание работников, восстановление и развитие санаторно-профилактических учреждений.
Читайте газету "Волгоградские профсоюзы", 04.10.2012 г.