Специальная оценка условий труда
Вступление в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда"
С 2014 года на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда, закрепленная в Федеральном законе №426 от 28.12.2013 года. Специальная оценка условий труда – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника.
С какой целью был разработан Закон «О специальной оценке условий труда»?
Специальная оценка условий труда была разработана в рамках проведения пенсионной реформы в Российской Федерации. Специальная оценка условий труда предполагает переход от «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Обязательно ли проводить специальную оценку условий труда?
В соответствии со статьей 212 ТК РФ проводить специальную оценку обязаны все работодатели на всех рабочих местах, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Как учитываются результаты специальной оценки?
Они учитываются при уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).
Почему специальная оценка выгодна работодателю?
От результатов специальной оценки будет зависеть размер страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу за сотрудников, занятых на вредном и опасном производстве (в Российской Федерации существуют так называемые списки №1 и№2; в список №1 включены работники, занятые на подземных работах и на производстве с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда; в список №2 – с вредными и тяжелыми условиями труда). С реализацией закона о специальной оценке будет запущен механизм, когда, чем хуже условия труда, тем выше тариф отчислений; чем они лучше, тем тариф ниже. Если условия труда безопасные, то дополнительный тариф и вовсе снимается. При этом указанный тариф отчислений за работу во вредных и (или) опасных условиях труда будет постепенно повышаться (в 2015 и 2016 г.). Согласно новым правилам работодателей освободят от уплаты взносов по доптарифам, если в результате оценки рабочих мест вредный и (или) опасный фактор не будет выявлен. Подтвердить безопасные условия труда как раз и призвана специальная оценка. Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса – оптимальные (1-й класс), допустимые (2-й класс), вредные (3-й класс) и опасные (4-й класс). Вредные к тому же подразделены на 4 подкласса. В результате специальной оценки можно снизить класс (подкласс) условий труда (тем самым снизив размер взносов по дополнительным тарифам), если, например, доказана эффективность применения средств индивидуальной защиты. Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных в ходе проведения производственного контроля. В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми (класс 2). Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Какой размер взносов по дополнительному тарифу в Пенсионный фонд России предусмотрен в 2014 году?
Положениями Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлен перечень лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин. С 1 января 2013 г. работодатели таких лиц обязаны перечислять в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии дополнительные страховые взносы по следующим тарифам: – в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты в т.ч. на работах с вредными условиями труда: 4 процента (2013 г.), 6 процентов (2014 г.), 9 процентов (2015 г. и далее); – в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты на работах, с тяжелыми условиями труда, работа с повышенной интенсивностью и тяжестью): 2 процента (2013 г.), 4 процента (2014 г.), 6 процентов (2015 г. и далее). Дополнительные страховые взносы уплачиваются без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов, которая определена Федеральным законом № 173. Другими словами, их необходимо перечислять по указанным тарифам независимо от того, превысила ли база по страховым взносам предельную величину, установленную на соответствующий год. Следует отметить, что Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлена возможность освобождения плательщиков от уплаты указанных дополнительных страховых взносов. Такое освобождение может быть предоставлено по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, который будет установлен отдельным федеральным законом.
№ п/п | Класс условий труда | Подкласс условий труда | Дополнительный тариф страхового взноса |
1 | опасный | 4 | 8, 0 процента – солидарная часть тарифа страховых взносов |
2 | вредный | 3.4 | 7, 0 процента – солидарная часть тарифа страховых взносов |
3 | 3.3 | 6, 0 процента – солидарная часть тарифа страховых взносов | |
4 | 3.2 | 4, 0 процента – солидарная часть тарифа страховых взносов | |
5 | 3.1 | 2, 0 процента – солидарная часть тарифа страховых взносов | |
6 | допустимый | 2 | 0, 0 процента – солидарная часть тарифа страховых взносов |
7 | оптимальный | 1 | 0, 0 процента – солидарная часть тарифа страховых взносов |
Стоимость обучения : в очном режиме : 24 часа - 1500 рублей
Сроки обучения: по мере комплектования групп.
Нормативно-методические пособия: "Специальная оценка условий труда".
По итогам обучения успешной проверки знаний выдается документ установленного образца. Выездное обучение по заявке заказчика при наличии в группе 15 человек.
Обсудить
Блок в статье:
ШМПЛ собирает активистов
21 января 2020, Вторник
Очередное занятие в Школе молодого профсоюзного лидера
22 ноября 2019, Пятница
22 ноября состоится второе занятие Школы молодого профсоюзного лидера
20 ноября 2019, Среда
Похожие материалы:
18 июня 2013, Вторник
О проекте федерального закона «О специальной оценке условий труда»
18 января 2016, Понедельник
охрана труда
26 октября 2018, Пятница
Результаты проведения специальной оценки условий труда
Комментарии (0)