Выступление председателя облсовпрофа на XXV (внеочередной) Конференции Волгоградского областного Совета профсоюзов 25 июня 2014 года
О действиях профсоюзов в современных условиях по защите социально-экономических прав трудящихся
Владимир Стариков, председатель областного Совета профсоюзов:
– Уважаемые делегаты Конференции!
Вопрос, который мы сегодня вынесли на обсуждение, включает в себя, с одной стороны – анализ проделанной совместно работы за период после отчётно-выборной Конференции 2011 года, с другой – определение задач профсоюзов региона в современной социально-экономической обстановке.
В прошедшие три года происходили стремительные изменения во всех сферах нашей жизни – экономике, политике, социальной сфере, в том числе в сфере трудовых отношений.
Происходили события, которыми была наполнена деятельность профсоюзов.
Самыми значимыми стали выборы Президента РФ, вступление России в ВТО, сегодня – события на Украине.
Профсоюзы поддержали установку Президента РФ о строительстве справедливого государства - курс стратегического развития страны.
Вступили в действие законы об образовании и здравоохранении.
Приняты Указ Президента РФ «О мероприятиях по реализации социальной политики» и Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ.
В этот период наиболее чётко проявились кризисные процессы в российской экономике, что непосредственно затрагивало интересы миллионов членов профсоюзов и их семей.
Рост ВВП замедлился с 5,1% в 2011 году до 1,2% в 2013 году. Базовый прогноз Минэкономразвития по этому показателю на 2014 год – всего на уровне 0,5%.
Вместо обещанного снижения темпов роста потребительских цен подскочила стоимость продуктов и товаров первой необходимости.
Российские монополисты беспрепятственно и безнаказанно взвинтили тарифы на 9-12%, тем самым нанесли удар по и без того тощим кошелькам граждан. Услуги ЖКХ только в 2013 году подорожали для россиян на 20,3%.
Именно в этих условиях профсоюзам приходилось нарабатывать опыт по защите трудовых и социально-экономических прав трудящихся.
7 октября 2012 года в рамках акции «За достойный труд!» областной Совет профсоюзов организовал обсуждение и направил требования к органам власти по Стандартам уровня жизни населения.
Нашей задачей было не только сохранить налаженное социальное партнерство с властью, но и оказывать влияние на решение актуальных вопросов в трудовой сфере.
Для волгоградских профсоюзов сложность была в том, что именно в этот период произошла смена трёх губернаторов, плюс – неоднократная кадровая смена в руководстве Волгограда.
Нам было трудно выстраивать социальный диалог с властью и заключать трехсторонние соглашения.
И тем не менее профсоюзы выполнили поставленную задачу – не допустили в условиях угрозы кризиса реализации намерений бизнеса и власти покрывать дефицит бюджетов всех уровней и безубыточность предприятий за счет наёмных работников и населения.
Нам удалось сохранить положительную динамику в социальной сфере.
В регионе росла средняя номинальная зарплата. Если в 2011 году она составила 17 775 рублей, то в 2013 г. – 23 095 рублей (рост – 30%).
При подписании очередного трёхстороннего Соглашения на 2013 – 2015 годы областной Совет профсоюзов добился включения в него обязательства по признанию времени приостановки работы в связи с задержкой зарплаты более 15 дней как простоя по вине работодателя.
Удалось удержать достаточно высокую нижнюю планку при принятии Соглашения о минимальной заработной плате во внебюджетном секторе, где региональный МРОТ был определен в размере 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения. А это 9 235 рублей.
Сегодня по этому показателю область входит в тройку лидеров России.
Облсовпрофом, отраслевыми профсоюзами бюджетной сферы все эти годы велась системная работа по решению проблем оплаты труда бюджетников. Добивались выполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года по повышению зарплаты этой категории до уровня средней по экономике региона.
Если на 2012 год, в рамках реализации Указа, пришёлся пик повышения оплаты труда, который достиг 18,5%, то в 2013 году повышение в отраслях сбавило обороты до 11 – 15%. Но, несмотря на это, уже в текущем году в области впервые произошёл опережающий рост зарплаты в бюджетном секторе на 3–6% по отношению к промышленной сфере.
В 2012 и 2013 годах Исполком облсовпрофа направлял протесты против попыток региональной власти в нарушение трудового законодательства не проводить индексацию заработной платы работников бюджетной сферы. В обоих случаях профсоюзы добились положительного решения.
Проблема оплаты труда все эти годы стояла остро и являлась первоочередной для профсоюзов.
В реальном секторе экономики нам необходимо продолжать целенаправленную работу в сфере поэтапного повышения доли зарплаты в себестоимости продукции. Сегодня она колеблется от 12 до 20 процентов, а в развитых странах она как минимум в три раза больше.
Настало время более жестко ставить вопрос не просто о повышении МРОТ и доведении его до уровня прожиточного минимума, а об изменении самой методики его расчета, по которой, по мнению экспертов, МРОТ должен составлять не менее 15 тысяч рублей.
При подписании Генерального трехстороннего соглашения федеральное Правительство заверило профсоюзы, что к 2016 году уровень МРОТ достигнет величины прожиточного минимума. Но уверенности в этом нет, т.к. сегодня не определены даже сроки и механизмы данного процесса. Зато муссируются предложения об отказе от установления МРОТ на федеральном уровне и введении региональных МРОТ. Фактически речь идет об отказе государства гарантировать работникам минимальный уровень оплаты труда.
Другая наиважнейшая проблема, которую удалось закрепить в областном трёхстороннем Соглашении, – внедрение через коллективные договоры гарантированной части зарплаты (тарифной ставки) не менее 55 процентов.
В числе первоочередных задач профсоюзов – добиваться установления Правительством ставок и окладов для работников бюджетной сферы. Ныне действующая система оплаты их труда, основанная на стимулирующих надбавках, порождает несправедливость в оценке труда бюджетников и негативно сказывается на их здоровье и качестве работы.
Мы не можем согласиться с реализуемой политикой оптимизации через повышение зарплаты за счет сокращения одних работников и интенсификации труда других.
В условиях введения федеральных государственных профессиональных стандартов это - явное увеличение нормативов нагрузки на работника, а проще говоря – потогонная система.
В прошедший период областным Советом профсоюзов, его членскими организациями велась работа по искоренению в регионе хронической задолженности по зарплате.
Совместные действия профсоюзов, власти, контрольно-надзорных органов и органов местного самоуправления позволили более чем в два раза снизить задолженность по заработной плате, которая сегодня составляет 40,6 млн. рублей.
Но это данные статистики, а согласно профсоюзному мониторингу реальная ситуация с невыплатой заработной платы в установленные сроки - на 21-35 млн. рублей (по разным периодам) больше.
Учитывая возможность негативного развития социально-экономической ситуации в регионе, профсоюзным организациям всех уровней необходимо усилить контроль за выплатой зарплаты работникам и принимать все предусмотренные законодательством меры по ликвидации уже имеющейся и недопущению новой задолженности.
Яркая примета нашей действительности – несправедливое распределение доходов. Разрыв в доходах между богатыми и бедными достиг уже критического предела – 15,8 раза.
Стоимость жизни несопоставима с уровнем оплаты труда.
На днях Минэкономразвития опубликовало сведения, что инфляция по итогам 2014 года может составить от 7,9 до 8 процентов против 5, предусмотренных федеральным бюджетом. При этом уже в мае она превысила 4 процента.
А так называемая «социальная инфляция», отражающая рост стоимости жизни подавляющей части россиян, в 2014 году, по прогнозу экспертов, составит от 10 до 15 процентов. Именно такими прогнозными темпами могут расти цены на товары и услуги первой необходимости, на долю которых приходится до 80 процентов семейных бюджетов. А таких семей в стране 75 процентов.
Очевидно, что в ближайшие полтора-два года разрыв в доходах богатых и бедных станет еще больше. По данным Росстата, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума уже составляет около 16 млн. человек, и, согласно расчетам Минэкономразвития, в 2014 году достигнет 18 млн.
Только в Волгоградской области удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума за последние три года вырос на 20 процентов.
На этом фоне как никогда актуальна законотворческая инициатива областного Совета профсоюзов по принятию Закона «О регулировании оплаты труда в Волгоградской области», который предусматривает установление соотношения зарплаты руководителей и работников.
Сегодня зарплата руководителей может превышать заработки работников в 10-15 раз, в то время как в Европе и Америке эта пропорция составляет 3 – 3,5 раза.
Все эти годы облсовпроф добивался принятия данного Закона. В марте текущего года было принято Обращение к депутатам областной Думы, под которым поставили подписи все члены Совета облсовпрофа.
И тем не менее даже в нынешний предвыборный год Дума не приняла Закон. Мы намерены продолжать бороться за его принятие. И поддержка этому – недавнее заявление Президента РФ о необходимости регулировать это соотношение.
Решение проблем в сфере оплаты труда напрямую зависит от состояния экономики и уровня промышленного производства.
Замедление экономического развития и спад производства как в стране, так и в Волгоградской области, ведет к нестабильности и конфликтам в социально-трудовой сфере.
Индекс промышленного производства в регионе снизился с 4,5 в 2011 году до 0,1 в 2013 году – фактически до уровня арифметической погрешности.
В связи со спадом производства под угрозой оказались крупнейшие бюджетообразующие предприятия области. Это не могло не сказаться на экономической ситуации: сегодня внутренний долг области превысил 38 млрд. рублей.
Одним из главных негативных факторов для промышленности стал значительный рост тарифов на электроэнергию, который только в первом полугодии 2013 года достиг 26%. В сложном положении оказались энергоемкие отрасли: металлургия, машиностроение, химическая промышленность, которые составляют основу промышленного потенциала региона, формируют рынок труда и доходную часть регионального бюджета.
Именно поэтому в 2013 году в рамках Всемирного дня действий «За достойный труд!» областным Советом профсоюзов была проведена протестная акция «НЕТ росту тарифов на электроэнергию!». Резолюция митинга была направлена федеральным органам власти.
У нас есть все основания считать, что это наш с вами вклад в принятое Правительством РФ решение о замораживании для предприятий и ограничении роста тарифов естественных монополий для населения в 2014 году.
Изменяющиеся экономические условия требовали оперативного реагирования профсоюзов на ситуацию.
Мы длительное время противостояли закрытию Алюминиевого завода, приняли решение Исполкома облсовпрофа, обратились с исковыми заявлениями в Арбитражный суд о защите трудового коллектива.
Остановить сворачивание производства на заводе не удалось - это проблема в целом металлургической отрасли страны, закрыты аналогичные предприятия в шести регионах. Но не вызывает сомнения, что мы защитили трудовой коллектив, насколько это было возможно в условиях нынешнего, далёкого от совершенства, законодательства.
Работникам были предложены: значительные денежные компенсации – от 5 до 7 среднемесячных выплат, погашение ипотечных кредитов, переобучение и оплачиваемый переезд с семьей на работу по специальности в другие регионы, и они согласились с расторжением трудовых договоров по соглашению сторон.
Заложником очень сложной ситуации в ОАО «Химпром» стал четырехтысячный коллектив предприятия, несмотря на то, что держателем контрольного пакета акций является само государство.
Областная организация Росхимпрофсоюза, облсовпроф уже не один год принимают всевозможные меры, чтобы максимально обезопасить трудовой коллектив, сохранить в условиях банкротства предприятия действующий коллективный договор.
Немало проблем в других отраслях. В этих условиях необходима повседневная работа профсоюзов по недопущению высвобождения работников.
Сегодня уровень регистрируемой безработицы в регионе зафиксирован на рекордно низком уровне - 1,1%. Но реалии говорят об обратном - ситуация с занятостью крайне нестабильная, а безработица приобрела застойный характер.
Только за последние три года численность работающего населения в области уменьшилась на 90 тысяч. На 23-х предприятиях Волгограда снизились объемы производства, в связи с чем более 2,5 тыс. работников трудятся в режиме неполной занятости.
В службу занятости уже поступили заявления о прогнозируемом высвобождении работников 133 предприятий региона. Планируется сокращение 7 248 работников.
При этом проблемой является качество вакансий, которые сегодня предлагаются службами занятости – это неквалифицированные рабочие места с низким уровнем зарплаты.
Остро стоит проблема трудоустройства молодежи, не решен вопрос предоставления первого рабочего места выпускникам профессиональных образовательных учреждений. Практически не создаются широко продекларированные высокотехнологичные производства и рабочие места.
В этих сложных условиях наиважнейшая задача профсоюзов – добиваться поддержки отечественного производителя, создания новых рабочих мест, всячески противостоять закрытию и банкротству предприятий.
В истекшем периоде под постоянным контролем областного Совета профсоюзов были тарифы на услуги ЖКХ.
В связи с тем, что в 2012 году рост расходов населения на оплату жилищно-коммунальных услуг значительно превысил максимально установленный законодательством размер – 12% (средний рост составил 18,3 процента), в 2012-2013 годах в соответствии с двухсторонним Соглашением облсовпрофа с областной Прокуратурой принимались меры по устранению данных нарушений.
Областной Совет профсоюзов выступил против намерения регионального Правительства ввести с 1 июля 2014 года социальные нормы потребления электроэнергии для населения. Интрига почти детективная – раздавать энергию в виде пайков. Не уложился – плати дороже. Потом - на газ, воду.
Какой специалист высшей школы экономики может объяснить, почему в японском городе Хайхе электроэнергия в 3 раза дешевле, чем в Благовещенске, которые питаются от Зейской ГЭС, а разделяет их всего 1 километр р. Амур.
Профсоюзы убеждены, что следует вводить не соцнормы на ресурсы, а спецнормы на зарплату, в которые и войдёт стоимость жилищно-коммунальных услуг. Для нас не важно, сколько будет стоить кВт-час, важно, чтобы его цена равнялась 5 минутам нормочаса рабочего времени.
По требованию облсовпрофа принятие решения по соцпайку в регионе было приостановлено на неопределенный срок.
Контроль за ростом тарифов на коммунальные услуги для населения и в дальнейшем будет приоритетным направлением в работе профсоюзов.
Социально-экономические проблемы в стране и регионе порождали проблемы в сфере трудовых отношений и требовали особого контроля за соблюдением трудового законодательства. Количество обращений членов профсоюзов в облсовпроф по этим вопросам из года в год увеличивается. Если в 2011 году было 1 068 таких обращений, то в 2013 г. – 1 272 – на 19% больше. Это говорит о растущем доверии людей к профсоюзным органам.
Только в 2013 году из рассмотренных обращений членов профсоюзов и профсоюзных организаций 1 014 признаны обоснованными и удовлетворены в полном объёме, устранены нарушения трудовых прав работников на 900 предприятиях и организациях. Удовлетворено 139 судебных исков в пользу работников.
Используя право законодательной инициативы, областной Совет профсоюзов ежегодно вносил предложения в План законотворческой работы областной Думы. Среди них предложения о принятии Законов: «О развитии промышленности на территории Волгоградской области», «О регулировании оплаты труда…», «Об областном бюджете….», «Об охране труда в Волгоградской области», «Об образовании в Волгоградской области», другие.
За три последних года облсовпрофом проведена экспертиза 302 законопроектов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социальные и трудовые права работающих.
И сегодня как никогда важна защита трудовых прав работников, а для этого необходимо усилить координацию действий профсоюзов всех уровней по данному направлению.
Прошедшие годы стали серьезным вызовом для профсоюзов в вопросах охраны труда.
В сложнейших социально-экономических условиях государство меняет действующую систему охраны труда. Фактически оценка условий труда переводится на рыночные рельсы.
Мы дважды на Совете облсовпрофа – в октябре 2013 и в марте 2014 года обсуждали законопроект «О специальной оценке условий труда» и задачах по реализации Закона не в ущерб интересам трудящихся.
Спецоценка условий труда, по новому Закону – это та же аттестация рабочих мест, против которой профсоюзы выступали и которая практически провалилась. На сегодня в Волгоградской области аттестовано с соблюдением норм всего лишь 20 процентов рабочих мест. Это в условиях, когда 43 процента работающих в регионе заняты во вредных и опасных условиях труда.
По настоянию профсоюзов в Законе о специальной оценке условий труда закреплено участие профсоюзов в ее проведении: включение наших представителей в комиссию по проведению спецоценки, предоставление права на получение разъяснений по ее результатам, их обжалование, инициирование проведения внеплановой оценки условий труда и осуществление контроля профсоюзными инспекциями труда. Восстановлено бесплатное проведение государственной экспертизы условий труда при обращении заинтересованной стороны в Гострудинспекцию.
Предоставленные профсоюзам полномочия в проведении спецоценки условий труда возлагают на нас ответственность за объективное ее проведение. Возрастает роль, прежде всего, первичного профсоюзного звена. От них потребуется квалифицированное участие в процедуре спецоценки и контроль за ее проведением.
Профсоюзам необходимо реализовать задачи, поставленные Советом облсовпрофа в марте 2014 года.
Важными задачами профсоюзов в сфере охраны труда остаются профилактика травматизма и профессиональных заболеваний на производстве.
Уровень смертельного, тяжелого и группового травматизма остаётся очень высоким. На предприятиях региона ежегодно получают травмы около тысячи работников, погибает на рабочих местах – около 50 человек.
Большинство рабочих мест не соответствует санитарно-гигиеническим нормативам. Только пятая часть всех производственных фондов соответствуют требованиям охраны труда.
Профсоюзы в полной мере должны использовать предоставленные законодательством права по контролю за состоянием условий и охраны труда, финансированием мероприятий по профилактике производственного травматизма и профзаболеваний, добиваться включения в штат предприятий технических инспекторов труда, закреплять в коллективных договорах права и гарантии уполномоченных лиц по охране труда.
Облсовпроф настоял на включении вобластное трехстороннее Соглашение обязательства работодателей предусматривать в коллективных договорах выплату надбавки к заработной плате уполномоченным лицам профсоюзных комитетов и членам комиссий по охране труда.
Но, к сожалению, покане так много профсоюзных организаций добились включения этого пункта в коллективные договоры.
Прошедшие годы характеризуются масштабными событиями в социальной сфере.
Внимание общества и, прежде всего, профсоюзов в этот период было приковано к новой, пятой по счёту, пенсионной реформе.
Волгоградские профсоюзы неоднократно заявляли об отношении к ней, обсуждали проблему на заседаниях Исполкома и трижды выносили на рассмотрение Совета.
Наша позиция по законопроектам в пенсионной сфере была выражена в Открытом письме и Обращениях к федеральным органам власти.
Всего не добились, но существенные коррективы были внесены: не увеличен пенсионный возраст и максимальный стаж для назначения пенсии, сохранена в полном объеме пенсия работающим пенсионерам и ее перерасчет, в страховой стаж включены периоды службы в армии и ухода за ребенком. Законодатели прислушались к мнению профсоюзов по накопительной части пенсии – формирование пенсионных накоплений теперь станет добровольным, уже начали разбираться с негосударственными пенсионными фондами, разрабатывается система страхования пенсионных накоплений в НПФ.
Профсоюзы выступают против ущемления прав работающих во вредных и опасных условиях труда на досрочную пенсию.
Перекладывание ответственности за решение этой проблемы на работодателя без должного государственного контроля возлагает особую ответственность на профсоюзы.
В сегодняшних условиях профсоюзным организациям необходимо:
- усилить контроль за своевременным и в полном объеме перечислением работодателями страховых взносов во внебюджетные социальные фонды;
- добиваться включения в коллективные договоры и соглашения вопросов пенсионного обеспечения работающих, порядка и условий пенсионного страхования работников, занятых во вредных условиях труда.
Члены трудовых коллективов должны видеть роль профсоюзов в защите своих основополагающих социальных прав.
В последние годы жаркие дискуссии в обществе вызвало обсуждение проекта Закона «Об образовании в РФ». Предложенный Правительством РФ законопроект не способствовал улучшению положения работников образования, требовал внесения массы поправок, прежде всего, в части обеспечения социальных гарантий педагогическим работникам.
Профсоюзы региона активно участвовали в обсуждении проекта регионального Закона об образовании, направили свои предложения, которые были учтены при доработке областного Закона.
Как известно, основой достижения результатов деятельности профсоюзов является социальное партнерство.
Сформированная в Волгоградской области многоуровневая система соцпартнерства в прошедшие годы способствовала стабилизации социально-трудовых отношений.
О степени влияния положений областного трехстороннего Соглашения свидетельствует охват коллективными договорами 75 процентов работающих в регионе, а это 400 тысяч человек.
Сегодня особенно важно, чтобы основополагающие положения трехстороннего Соглашения повсеместно отражались в коллективных договорах и реализовывались в трудовых коллективах.
Новые вызовы времени требовали от профсоюзов усиления информационно-пропагандистской работы.
Областной Совет профсоюзов проводил целенаправленную работу по активизации информационной деятельности профсоюзов.
Год назад мы провели региональный информационный форум, направили Обращение в первичные организации о значимости информационной работы, дважды рассматривали этот вопрос на заседаниях Исполкома облсовпрофа. Советом облсовпрофа была принята Программапрактических действий Волгоградского областного Совета профсоюзов по реализации единой информационной политики профсоюзов.
В своей работе мы должны исходить из понимания того, что в наше время массовая общественная организация не может развиваться без пропаганды своей деятельности. Трудящиеся должны видеть работу профсоюзов всех уровней и их влияние на решение проблем работающих.
Уважаемые коллеги!
Мы понимаем, что проблем в дальнейшем меньше не станет. Экономическая обстановка вряд ли улучшится. Впереди сложный период, и профсоюзы региона ждут новые вызовы.
Нам, несомненно, придется корректировать свою работу: с одной стороны, проявлять гибкость и поиск компромиссов, а с другой - твердость.
Чтобы адекватно противостоять наступлению на права трудящихся, профсоюзам нужна высокая организованность и солидарность действий. Пора от деклараций о профсоюзной солидарности переходить к реальному единству, к обязательности выполнения принятых решений, к исполнительской и финансовой дисциплине, организационному укреплению профсоюзных рядов.
А залогом успеха работы волгоградских профсоюзов должно стать строгое выполнение уставных требований.