Коммунальный порядок
В областной Совет профсоюзов участились обращения членов профсоюзов по вопросам начисления коммунальных платежей задним числом. Насколько правомерны действия управляющей кампании? Что делать, если в квитанциях появилась строка о задолженности? На вопросы отвечает Игорь КОНДРАТОВ, заведующий, главный инспектор труда отдела правовой защиты и законодательства Волгоградского облсовпрофа:
– В соответствии с п. 2 ст.155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
Согласно ч.1и ч.7 ст.155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Требования к платежному документу и сведения, содержащиеся в нем, определены пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правил).
Согласно подпункту «з» пункта 69 Правил в платежном документе должны содержаться сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды. Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг утверждена Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 19.09.2011 N 454.
В соответствии с п. 70 Правил размер определенных законом или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий такого договора, указывается исполнителем в отдельном документе, направляемом потребителю.
Из указанного следует, что платежный документ имеет двойную функцию: информационную и расчетно-платежную.
При этом платежный документ на оплату коммунальных услуг может содержать сведения о наличии задолженности, сведения об иных оказываемых услугах (в частности, по содержанию и ремонту жилья), и не может содержать лишь сведения о начисленных неустойках.
– Что делать, если в платежном документе появилась строка о задолженности?
– Конечно, в первую очередь обратиться за разъяснениями к исполнителю.
В соответствии с абзацем 7 пункта 2 Правил под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно пункту 31 Правил исполнитель обязан: вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа (подпункт «к»); предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды (подпункт «р»).
Исходя из требований ст.10 Закона "О защите прав потребителей" потребителю должна быть предоставлена именно информация, а не возможность ознакомления с ней. Действительно, потребитель, не являясь специалистом в определенных областях знаний, не являясь компетентным в вопросах выполнения отдельных видов работ, получив определенные документы у исполнителя, вправе обратиться по этому вопросу к иным специалистам для консультации. При отсутствии документов потребитель будет лишен такой возможности.
Пока Вы ведете переписку с управляющей компанией и выясняете законность предъявления Вам задолженности, следует обратить внимание и на следующее обстоятельство.
Потребитель вправе по своему выбору, если иное не установлено договором, заключенным с УК, вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы, а также осуществлять предварительную оплату в счет будущих расчетных периодов (п.п. «в», «г» п. 65 Правил). При этом в жилищном законодательстве нет специальных норм о том, как следует квалифицировать поступления от потребителя, если он имеет задолженность. Если относить их на погашение текущего платежа, то неизбежно по просроченной задолженности истечет срок исковой давности. Для управляющей компании это невыгодно, однако может оказаться выгодным для потребителя.
Между тем практика знает ответ на данный вопрос: необходимо воспользоваться нормами, регулирующими сходные отношения (аналогия закона), что возможно, если гражданские правоотношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон, отсутствует применимый к ним обычай и применение к ним аналогии закона не противоречит их существу. Интересующие нас нормы содержатся в § 3 "Поставка товаров" гл. 30 "Купля-продажа" ГК РФ, а именно в ст.522. Согласно п.2 данной статьи, если покупатель оплатил поставщику одноименные товары, полученные по нескольким договорам поставки, и этой суммы недостаточно для погашения обязательств покупателя по всем договорам, уплаченная сумма должна засчитываться в счет исполнения договора, указанного покупателем при осуществлении оплаты товаров или без промедления после оплаты. Соответствующая информация заносится, к примеру, в поле "Назначение платежа" платежного поручения. Также возможность указать период платежа предоставляется программными средствами, используемыми при внесении платы через платежные терминалы.
Если же покупатель не воспользовался этим правом, исполнение обязательства засчитывается в погашение обязательств по договору, срок исполнения которого наступил ранее. Обратите внимание, что внесение платежей без указания их назначения рассматривается как действие по признанию задолженности и прерывает течение срока исковой давности согласно ст.203 ГК РФ. К этому же приравнивается внесение денежных средств на основании платежных документов за текущий расчетный период в сумме, превышающей начисленную.
Таким образом, при рассмотрении иска управляющей компании к собственнику помещения о взыскании задолженности, и заявления ответчика о применении срока исковой давности суд будет устанавливать, указывал ли потребитель назначение всех своих платежей. Если назначение платежа не обозначено и договор с управляющей компанией не содержит требования о зачислении поступивших сумм в первую очередь в счет текущего платежа, отнесение их на погашение самой ранней задолженности правомерно. Напомним, что срок исковой давности составляет три года с момента, когда должен был быть произведен платеж.
– Какие меры предпринять собственнику, если исполнитель проигнорировал обращение, либо управляющая компания не удовлетворила его ответ и потребитель сомневается оплачивать или нет выставленную задолженность за прошедшие периоды?
– В этом случае можно обратиться с жалобой в органы жилищного надзора, которые определяются нормативными актами субъектов Российской Федерации. Государственный жилищный надзор осуществляется инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области. Муниципальный жилищный контроль на территории Волгограда осуществляется администрацией Волгограда в лице департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда - уполномоченного органа на осуществление муниципального жилищного контроля на территории Волгограда.
Поскольку граждане, как участники жилищных отношений применительно к объекту жилищных прав - жилому помещению, помимо прочего вступают в правоотношения, связанные с приобретением и использованием для потребительских целей соответствующих услуг, то обеспечение защиты их прав как потребителей коммунальных услуг и услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда, с учетом взаимосвязанных положенийст.8, п.18 ст. 12 ЖК РФ и ст.40 Закона о защите прав потребителей будет и должно осуществляться в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Из вышеизложенного следует, что граждане, считающие, что их права в сфере оплаты коммунальных услуг нарушены, вправе обратиться как в Роспотребнадзор, так и в орган, осуществляющий государственный жилищный надзор.
В то же время ничто не препятствует потребителю обратиться за защитой своих прав непосредственно в суд. В соответствии с пунктом 155 Правил, если исполнителем вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации потребителю причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то по заявлению потребителя суд может возложить на исполнителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
То же предусмотрено ст.15 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1, согласно которой, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В соответствии с п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
– Какие существуют риски для потребителя, если он проиграл спор?
– В соответствии с п. 159 Правил потребители, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за коммунальные услуги, обязаны уплатить исполнителю пени в размере, установленном ч.14 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно в виде неустойки (пени) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Взысканию с проигравшей стороны подлежат также судебные расходы.