Профсоюзы – главный партнер государства
Прошедший год для профсоюзов был отмечен нарастанием определённого интереса органов государственной власти, других общественно-политических институтов гражданского общества к профсоюзным объединениям всех уровней.
Социальный вектор
Современный кризис обострил серьёзные проблемы не только в сфере трудовых отношений, но и высветил наиболее уязвимые стороны социально-экономического положения работников.
Государство в лице Правительства осознало, или точнее – признало роль профсоюзов как одного из важнейших институтов гражданского общества, а в социально-трудовой сфере – своим главным партнёром.
Члены Совета помнят, что ещё в начале прошлого года состоялась рабочая встреча Президента РФ с Председателем Федерации Независимых Профсоюзов России, где обсуждался основной вопрос – проблемы рынка труда.
В это же время Волгоградский областной Совет профсоюзов поднимает перед Администрацией региона вопрос о совместном контроле за ситуацией с безработицей, задолженностью коммерческих предприятий по выплате заработной платы.
Второго августа 2010 года прошла встреча премьер-министра РФ с руководством Федерации Независимых Профсоюзов России. Рассматривался тот же вопрос – о ситуации на рынке труда.
К этому времени Волгоградский областной Совет профсоюзов переходит на еженедельный мониторинг ситуации и включение механизма согласованных действий региональных органов власти, профсоюзов, прокуратуры для получения конкретного результата.
На ноябрьской встрече Председателя Правительства России с руководством ФНПР, помимо всё той же ситуации на рынке труда, обозначилась тема участия профсоюзов в подготовке региональных программ по модернизации ряда отраслей.
Волгоградские отраслевые профсоюзы на осенней встрече с губернатором Волгоградской области, которую инициировал облсовпроф, чётко обозначили свою позицию по вопросам, нашедшим отражение и в программных документах VII съезда Федерации Независимых Профсоюзов России.
Волгоградские профсоюзы серьёзно обеспокоены по поводу тех процессов, которые происходят на государственном и региональном уровнях. Это и административная реформа, и реформа межбюджетных отношений, и изменение «направления вектора социальной деятельности федерального правительства».
Мы хорошо понимаем, какая кропотливая работа стоит за словами о модернизации экономики.
Это уж точно не уменьшение количества рабочих мест, а создание новых; не банкротство предприятий, а наращивание роста промышленного производства; не увеличение часов рабочей недели, а внедрение высокотехнологичных процессов; поднятие престижа местного товаропроизводителя при выделении региональных экономических преференций.
Продовольственная безопасность региона станет по-настоящему таковой, когда каждый трудоспособный селянин будет обеспечен работой не в ларьках, а в сельскохозяйственном производстве.
Объективно о главном
Сегодня развитие полноценного диалога в рамках трёхстороннего Соглашения между профобъединением, работодателями и властью частично нивелирует издержки финансово-экономического кризиса, но настало время, когда такой диалог должен перерасти в диалог о целях и приоритетах регионального развития, разработке Соглашения о стратегическом партнёрстве.
Пора совместными усилиями улучшать рейтинг социальной стабильности, а не только пресловутой инвестиционной привлекательности.
Так, на встрече с губернатором Волгоградской области было предложено при заключении договоров о сотрудничестве с инвесторами, чьи управляющие компании находятся за её пределами, учитывать социальную составляющую (именно они чаще всего нарушают трудовое законодательство и препятствуют деятельности профсоюзных организаций).
В настоящее время областной Совет профсоюзов закончил подготовительный период проекта облсовпрофа под начальным названием «Рабочий контроль». Цель проекта: контроль и мониторинг происходящего в сфере социальных и иных услуг членами профсоюзов и работниками предприятий, учреждений.
Многоотраслевое Волгоградское профобъединение готово для детального анализа происходящего во всех сферах жизнеобеспечения.
Ключевым элементом достойного труда, как подчёркнуто в Резолюции VII съезда Федерации Независимых Профсоюзов России, является достойная заработная плата, обеспечивающая работнику экономическую независимость, отдых, содержание семьи, возможность инвестировать в своё развитие.
В кризисный период резко обозначилась высокая дифференциация доходов работников. По заявлению наших российских специалистов, разница в доходах руководителей предприятий и работников составляет от 17-ти до 25-ти раз. Это же, но в меньшей степени, наблюдается в межотраслевых отношениях. У нас в области средняя зарплата бюджетников в 3-4 раза ниже заработной платы в производственной сфере.
До сегодняшнего дня мы не добились того, чтобы установленная тарифная (основная) часть зарплаты составляла не менее 65 процентов от общего объёма оплаты труда, что позволит стабилизировать в целом зарплату и сделать её менее подверженной желанию работодателя.
За последние 2-3 года нам не удалось улучшить состояние дел с потребительской корзиной, соответственно – с прожиточным минимумом.
Задача состоит в том, чтобы размер минимальной заработной платы был равен прожиточному минимуму. Это, кстати, провозглашено в Трудовом кодексе РФ. Так вот, в реальности этого до сих пор в государственном масштабе нет.
Оценивая в целом состояние дел по зарплате в нашей области, формально можно сказать: да, по статистическим данным кризис не повлиял на заработную плату, на её рост, более того, ежемесячно номинальная начисленная заработная плата подрастала на 0,8-2 процента и сегодня (в сравнении с 2009 годом – 14094 руб.) составляет 15329 рублей в расчёте на одного работающего на крупных и средних предприятиях области.
А если объективно, то реальная зарплата за этот же период падала и колебалась на уровне инфляции по годам 8,5% - 9,5% (индекс потребительских цен).
Поэтому мы ответственно заявляем, что реальная покупательская способность заработной платы в продолжение 2008-2010 годов снизилась и на сегодня составляет фактически 78-80 процентов от уровня реальной зарплаты 2008 года. И это при том, что мы не учитываем тот факт, что статистика при расчёте индекса потребительских цен включает в перечень товаров и услуг предметы роскоши: золото и другие вещи, которые в стоимостном выражении практически не меняются, но занимают значительный удельный вес в общем объёме товаров. В результате даже резкий рост цен на продукты питания (в среднем – 15,9 процента), услуги ЖКХ (в 2009 году – на 15,2 процента, в 2010 году – на 12,3 процента) и транспорт (на 25 процентов) уровень инфляции не повышают.
Например, в 2008 и 2009 годах уровень инфляции оставался неизменным – 8,5 процента, в 2010 году уровень инфляции составил 9,5 процента, а стоимость минимального набора продуктов питания возросла на 28 процентов.
Такая же обстановка в целом по стране.
Особое внимание съезд уделил состоянию заработной платы в бюджетных отраслях.
Оценивая последние решения и действия властей в сфере заработной платы бюджетников, съезд подчеркнул, что значительного роста зарплаты в связи с введением новых систем оплаты труда не произошло, её индексация не соответствует темпам инфляции, а в нашей области, более того, ежегодно (с 2008 по 2010 год) закладываемые в бюджет в размере 8,5 процента деньги на индексацию заработной платы бюджетников были секвестированы, и только на 2011 год заложено 6,5 процента (с 1 июня).
Выражая протест против политики сдерживания роста оплаты труда и выступая за обеспечение достойной оплаты труда в соответствии с гарантиями, установленными Конституцией и Трудовым кодексом РФ, Съезд определил основные задачи профсоюзов в этом направлении:
- справедливое распределение результатов труда, используя все уровни переговоров;
- обеспечение присоединения всех работодателей к соответствующим соглашениям на всех уровнях социального партнёрства;
- установление минимального размера оплаты труда, обеспечивающего потребности работников и их семей;
- установление тарифной части минимальной заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;
- увеличение доли постоянной части в заработной плате;
- установление Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы в бюджетной сфере по профессионально-квалификационным группам;
- установление региональных минимумов заработной платы на уровне не ниже регионального прожиточного минимума трудоспособного населения;
- безусловное исполнение всех норм трудового законодательства, коллективных договоров и соглашений, регламентирующих отношения работников и работодателей в области заработной платы, усиления ответственности работодателей за задержку выплаты заработной платы;
- выработка эффективных механизмов защиты материальных прав работников в случае банкротства работодателей.
Слово и дело
Что касается законодательной и нормотворческой базы – она всем известна: обязательства по установлению размера тарифной части заработной платы не менее 65 процентов и минимальный размер оплаты труда – 1,2 прожиточного минимума в области и 1,5 прожиточного минимума в г. Волгограде включены в областное и городское трёхсторонние Соглашения и в большинство коллективных договоров. В городское Соглашение последние 4 года включаются и выполняются обязательства о 25-процентной доплате денежного содержания всем бюджетникам, не вошедшим в президентские программы по здравоохранению и образованию.
Дополнительно подписано региональное Соглашение по минимальному размеру оплаты труда в 1,2 прожиточного минимума.
В связи с намерениями Думы признать утратившим силу закон области о регулировании оплаты труда от 1999 года нами совместно с Комитетом по труду и занятости населения Администрации области подготовлен проект этого закона в новой редакции и предложен Думе.
В связи с решением Конституционного суда по ст. 134 Трудового кодекса РФ (обязательная индексация зарплаты) нами предложено включить это обязательство во вновь принимаемые колдоговоры и соглашения и взять на особый контроль исполнение принятых.
В порядке законодательной инициативы направлены в план законотворческой деятельности Думы и будут нами разработаны предложения по принятию законов Волгоградской области:
- О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ;
- О внесении изменений в Федеральный закон «Изменение статей 48 и 157 Трудового кодекса РФ»;
- «О минимальном потребительском бюджете в Волгоградской области».
О пенсионных правах
VII съезд ФНПР одним из приоритетов деятельности профсоюзов на предстоящий период определил защиту пенсионных прав трудящихся.
Профсоюзы выступают за улучшение качества и продолжительность жизни россиян и против повышения в стране пенсионного возраста.
Это тем актуальнее, что в настоящее время средняя продолжительность жизни у женщин составляет 75 лет, у мужчин – 62 с небольшим.
В своём выступлении на Съезде Председатель Правительства РФ Владимир Владимирович Путин отметил, что в результате масштабной реформы пенсионной системы, проведенной в 2010 году, средний размер трудовых пенсий увеличился на 45 процентов и достиг 8 тысяч рублей. Это показательно, но всё ещё не даёт возможности пенсионерам реализовать своё право на достойную жизнь.
Пенсионное обеспечение неразрывно связано с уровнем нынешней заработной платы, а также возможностью участия будущих пенсионеров в формировании накопительной компоненты собственных пенсий.
Низкая зарплата, по определению, ведёт к социальному иждивенчеству и полной зависимости от государства.
В этой связи перед профсоюзами стоят задачи:
- добиваться законодательного закрепления норм замещения пенсией не ниже 40 процентов утраченного заработка;
- на принципах социального партнёрства привлекать работодателей к участию в реализации Федерального закона № 56-ФЗ от 30 апреля 2008 года о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии;
- повсеместно активизировать работу пенсионных комиссий первичных профсоюзных организаций;
- усилить профсоюзный контроль за выполнением работодателями норм Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года в части полноты и своевременности перечисления страховых взносов в Пенсионный фонд.
Ещё одна задача и ФНПР, и членских организаций – восстановить влияние профсоюзов в системе социального страхования.
Об охране труда
Профсоюзы относятся к ситуации с охраной труда на предприятиях как к серьёзнейшей проблеме. В Волгоградской области, как и в целом по России, неудовлетворительные условия труда на рабочих местах не дают повода для оптимизма.
Кризисное состояние экономики, проявляющееся запредельным износом основных производственных фондов, сохранением в отраслях промышленности устаревших технологий производства, низкими темпами роста инвестиций в обновление материально-технической базы, сказывается на состоянии условий, охране труда и здоровья работников.
Сегодня 17 процентов от всех работающих на предприятиях нашей Волгоградской области заняты на работах во вредных и опасных условиях труда, около половины из них – женщины.
В связи с неблагоприятными условиями труда в 2010 году в области зарегистрировано 44 (2009 год – 55) случаев первичных профессиональных заболеваний, из них женщин – 5 (2009 год – 6).
Вызывает озабоченность высокий уровень производственного травматизма.
В Волгоградской области ежегодно погибают на производстве около 100 работников и более 300 становятся инвалидами вследствие произошедших несчастных случаев на производстве, и названные количественные показатели не являются однозначно истинными с учётом того, что произошедшие несчастные случаи, даже и со смертельным исходом, нередко скрываются работодателями от расследования и учёта.
Особенное беспокойство вызывает состояние производственного травматизма: группового, смертельного и с тяжёлым исходом. В 2010 году произошло 8 групповых, 122 тяжёлых и 29 со смертельным исходом случаев; 67 человек получили травмы, не совместимые с жизнью. Кроме того, в 2010 году увеличилось количество женщин, пострадавших от травм со смертельным исходом с 3-х до 4-х.
Также отмечается естественная смерть от общих заболеваний на производстве – 54 работника, в том числе 7 женщин.
Медленными темпами и с нарушениями идёт аттестация рабочих мест, особенно недостаточно выделяется средств на эти цели в бюджетных организациях.
Остаётся низким качество медицинских осмотров на территориях муниципальных образований; ежегодно сокращается количество специалистов по охране труда в организациях.
Выделяемые на охрану труда средства в расчёте на одного работающего составляют от 2000 до 4000 рублей. На предприятиях отсутствует необходимый уровень культуры охраны труда, не внедряются современные системы организации управления ею. Практически отсутствуют экономические механизмы, направленные на улучшение условий труда и профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Работники по-прежнему не вовлечены в процесс управления охраной труда, в формирование и разработку инструкций по охране труда, которые они должны соблюдать. Несмотря на все профсоюзные призывы повышать культуру охраны труда, это пока остаётся только лозунгом.
Без активной позиции первичных профсоюзных организаций сложно решить проблемы, которые имеются в области охраны труда и здоровья работников.
Съезд поставил перед профсоюзными организациями задачи:
– принятие мер по устранению или уменьшению вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах, обеспечению экологического благополучия работников, предупреждению несчастных случаев на производстве, опираясь при этом на общественный актив по охране труда и членов комитетов и комиссий по охране труда;
– безусловное выполнение работодателями обязательств по предоставлению гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, созданию здоровых условий труда на рабочих местах и необходимого медицинского обслуживания с целью профилактики профессиональных заболеваний и сохранения здоровья трудящихся.
В рамках областного трёхстороннего Соглашения и других механизмов социального партнёрства будем настаивать на предварительной экспертизе эффективности модернизационных намерений, инновационных и инвестиционных программ с точки зрения создания эффективных рабочих мест.
Нашим сознательным выбором остаётся борьба за трудовые права работников под лозунгом «За достойный труд!». Целенаправленная работа облсовпрофа вместе с отраслевыми профсоюзами в этой сфере деятельности ведётся.
Вместе с тем, факты – упрямая вещь. На предприятиях Волгоградской области часты случаи нарушения трудовых прав работников по незаконному переводу на неполный рабочий день, нарушению сроков выплаты заработной платы, изменению трудового договора в одностороннем порядке и т.д.
О правовом поле
Для предотвращения такого волюнтаризма в правовом поле мы ставим одной из задач – укрепление и совершенствование деятельности правовой инспекции и юридических служб профсоюзов; сохранение и укрепление прав работников и профсоюзов при реформировании трудового законодательства, в том числе совершенствование норм Трудового кодекса РФ.
Волгоградский областной Совет профсоюзов обратился к депутатам Государственной Думы РФ от региона с предложением внести законопроект об изменении статьи 72.2. Трудового кодекса РФ в части:
– закрепления за работником права в своё рабочее время отсутствовать на рабочем месте в случае невозможности предоставления работодателем другой работы на время простоя с сохранением оплаты согласно статье 157 Трудового кодекса РФ. Данный законопроект внесён в Государственную Думу РФ;
– повышения уровня ответственности за правонарушения в сфере труда;
– установления административной и уголовной ответственности за нарушения прав профсоюзов;
– создания специализированных трудовых судов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, внедрению институтов досудебного урегулирования трудовых споров.
– ФНПР совместно с региональными объединениями профсоюзов будет осуществлять мониторинг применения законодательства в социально-трудовой сфере, обеспечивать органы профсоюзов материалами информационно-справочного характера по различным направлениям деятельности правовой и других служб профсоюзов.
Содействовать развитию информационных ресурсов, в том числе расширению электронных приёмных правовых инспекций, юридических консультаций. В данный момент через сайт Волгоградского облсовпрофа даются юридические консультации в оперативном режиме.
О мотивации
Особое внимание необходимо сосредоточить на вопросах организационного укрепления, сохранения и увеличения численности членов профсоюзов, совершенствования организационной структуры, использования новых форм работы.
В целом в соответствии с данными статистической отчётности (по состоянию на январь 2010 года) Волгоградский областной Совет профсоюзов объединяет 30 отраслевых членских организаций различного уровня (от первичной до областной), входящих в состав ФНПР. По сравнению с прошлым годом количество отраслевых организаций в территориальном объединении увеличилось на одну организацию. В состав областного Совета профсоюзов принята областная организация профсоюза работников среднего и малого бизнеса.
В структуре облсовпрофа: 27 территориальных организаций общероссийских профсоюзов; 141 отраслевых городских и районных комитетов; 3626 первичных профсоюзных организаций.
Несмотря на то, что за минувший год было вновь образовано 44 первичных организации, их общее количество сократилось на 86.
Наибольшее сокращение численности членов профсоюзов в 2009 году зафиксировано в организациях профсоюзов работников: автомобильного и сельхозмашиностроения, химических отраслей промышленности, жизнеобеспечения, строительства и промышленности строительных материалов, горно-металлургической промышленности, автотранспорта и дорожного хозяйства, текстильной и лёгкой промышленности.
Следует отметить, что по состоянию на 1 января 2010 года в членских организациях облсовпрофа состояло 381133 членов профсоюзов, что на 24818 человек меньше, чем на этот же период прошлого года.
Среди членов профсоюзов: 79,1 процента – работающие; 13,5 процента – студенты и учащиеся; 7,1 процента – неработающие пенсионеры и безработные; 56 процентов от общего числа членов профсоюзов – женщины; 33,3 процента – молодёжь до 35 лет.
В настоящее время облсовпрофом закончен сбор информации по статистической отчётности членских организаций. Идёт обработка и анализ статистической отчётности по состоянию на 1 января 2011 года.
За отчётный период по направлению организационной работы поступило более 200 обращений от членских организаций облсовпрофа и членов профсоюзов.
Анализируя вышесказанное, считаем, что одной из приоритетных задач должна стать интенсивная, системная и непрерывная мотивационная работа, основанная на реальных результатах по защите прав и интересов трудящихся и сопровождаемая активной информационной деятельностью (в т.ч. профсоюзной рекламой).
Перед принятием каких-то принципиальных решений (тарифы ЖКХ, законодательные инициативы, выдвижение требований и т.д.) необходимо проводить прогнозирование вероятности успеха: что-то мы можем реально изменить, к чему-то можем привлечь внимание общественности, о чём-то просто заявить. На основании прогноза должно выстраиваться информационное сопровождение.
О финансах, дисциплине, молодежной политике
Требует пересмотра финансовая политика, при которой большая часть членских взносов остаётся в отраслевых первичках. Такая ситуация не позволяет создавать в отраслях забастовочные и другие фонды, а без них очень сложно вести полноценный диалог с другими сторонами социального партнёрства, когда возникает необходимость прибегнуть к забастовке для защиты трудовых прав членов профсоюзов.
Вопрос финансов тесно связан с работой межотраслевых координационных советов профсоюзов, которые для более эффективной деятельности нуждаются в освобождённых руководителях и, соответственно, в материальной поддержке.
Ещё одна актуальная проблема, требующая тщательной проработки – исполнительская дисциплина, без которой нет ни профсоюзного единства, ни солидарности.
Не выполняется решение VI Совета облсовпрофа (2006 г.) о перечислении территориальному объединению 2,5 процентов.
В профсоюзной «первичке» нашей области по-прежнему остаётся более 60 процентов отчислений.
Сложно говорить о выполнении уставных требований и о финансовой стабильности при перечислении облсовпрофу профсоюзом военнослужащих в 2006 году 912 рублей в год, в 2007 году – 930 рублей, в 2008, 2009, 2010 годах – по 800 рублей в год, а профсоюз пищевой, перерабатывающей и смежных видов экономической деятельности перечислил облсовпрофу за последние два года соответственно 1285 рублей и 500 рублей.
В вопросах взаимодействия с органами власти и политическими партиями на первый план для профсоюзов должно выйти стремление более широкого участия во всех избирательных кампаниях, введение в органы законодательной, представительной власти депутатов, через которых возможно будет продвижение и эффективное отстаивание интересов человека труда.
Следует отметить, что среди членов профсоюзов треть составляет молодёжь до 35 лет. Рассматривая молодёжь как главный стратегический ресурс профсоюзов, активизирована работа по привлечению молодёжи в профсоюзы, формированию молодёжных комиссий (советов) во всех членских организациях, эффективному использованию потенциала молодёжи и молодёжных советов, привлекая их к непосредственному участию в переговорах с работодателями, представителями исполнительной власти, в формировании предложений по специфическим молодёжным проблемам в сфере трудовых отношений, в контроле за исполнением коллективных договоров и соглашений; подготовке из числа молодёжи профсоюзного актива и кадрового резерва на руководящие профсоюзные должности; оказанию поддержки вновь создаваемым молодёжным структурам.
В подавляющем большинстве организаций территориального объединения созданы и действуют молодёжные советы (комиссии), проводится работа по привлечению в профсоюзы молодёжи. В ноябре 2010 года произведена ротация в составе Молодёжного совета облсовпрофа. В его структуре создан Молодёжный исполком, на который возложены задачи по реализации деятельности в сфере молодёжной политики облсовпрофа. В декабре 2010 года избран его новый председатель из числа профактива, а также принято решение о делегировании в состав Молодёжного совета представителей от каждой членской организации.
О глобализации
Призыв Международной конфедерации профсоюзов «На глобализацию капитала ответить профсоюзной глобализацией» - задача ценная, но не из лёгких.
Тем не менее, проведенная облсовпрофом в октябре 2010 года в рамках Всемирного дня действий профсоюзная акция наглядно продемонстрировала сплочённость трудящихся в регионе. Так, в рамках Дня коллективных действий проведено 1879 собраний в первичных профсоюзных организациях с участием 107502 человек, включая 4842 представителей профсоюзной молодёжи. Под требованием профсоюзов «МРОТ по закону» - об исключении из минимального размера оплаты труда выплат компенсационного и стимулирующего характера подписалось более 15 тысяч членов профсоюзов.
Профсоюзы – организация, которая интернациональна по своей природе.
Цель профсоюзов не в том, чтобы нарушить права одних работников в пользу других.
Облсовпрофом ведётся работа на принципах равноправного сотрудничества с общественными организациями, отстаивающими интересы трудящихся мигрантов.
Известно, что труд мигранта дёшев, мигрант ограничен в правах, мигранта можно сверхэксплуатировать без зазрения совести. В то же время, низкая оплата труда мигранта подрывает уровень заработка российского работника. Ведь соглашаясь на низкую зарплату, он подрывает как свои позиции, так и позиции российского работника.
Их права должны быть защищены. Поэтому легально приехавший в страну иностранный работник должен быть защищён и законом, и профсоюзом. Это путь для обеспечения достойно оплачиваемой занятости, это путь для борьбы с безработицей.
В рамках пилотных проектов Волгоградский областной Совет профсоюзов работает с недавно созданной первичной профсоюзной организацией мигрантов «Соотечественники», созданной на базе общественной организации «Союз узбеков «Соотечественники». Инициативу поддержали на международном уровне. В феврале 2011 года в рамках проекта Международной Организации Труда по повышению уровня защищённости трудящихся мигрантов в РФ и увеличению эффекта развития от миграции на Южном Кавказе совместно с Конфедерацией Профсоюзов Республики Армения и Волгоградским облсовпрофом организован семинар на тему: «Профсоюзное сотрудничество в сфере защиты прав трудящихся-мигрантов». В торжественной обстановке подписан Договор о сотрудничестве между Волгоградским областным Советом профсоюзов и Конфедерацией Профсоюзов Армении.
Об информработе
Важнейший ресурс влияния профсоюзов – информационная политика. Эффект этого ресурса мы, как никто, в полной мере ощутили на себе.
Уважаемая газета «Солидарность» своими в кавычках «правдивыми» репортажами стряхнула с нас пыль времён о классическом представлении Кодекса чести журналиста. И тем самым подстегнула к усовершенствованию одного из основных источников обратной связи с рядовыми членами профсоюзов.
Учреждение «Информационное агентство Волгоградских профсоюзов» в данный момент рассматривает комплексный подход к усовершенствованию информационного пространства. Готовится к рассмотрению проект создания пресс-клуба для использования его как открытой информационной площадки всеми отраслевыми обкомами профсоюзов.
Программные документы VII съезда Федерации Независимых Профсоюзов России подтвердили – Волгоградские профсоюзы всегда остро осознавали тему дня и не стояли на месте.