Лето – лучшее время для строителей
19 июля на Сталинградском тракторном заводе после долгого перерыва прозвучал заводской гудок. Пустили в строй кузнечный цех: в 7 часов вечера под молот подали первую нагретую поковку, которую не медля отковал старый рабочий, орденоносец М. И. Яковлев. На тракторном заводе выпущен первый дизель. На «Баррикадах» вошла в строй мартеновская печь.
Так возрождался разрушенный в дни тяжелейшей битвы город. 31 июля на заводе «Красный Октябрь» комсомольско-молодежная смена Петра Марченковского дала первую плавку стали в фонд «Ответ Сталинграда». Вот что писал об этом позже бывший начальник мартеновского цеха С. П. Сорокин:
«Утром 31 июля мы начали заваливать в печь шихту. Засвистел паровозик, по узкоколейным путям покатились груженые вагонетки. Завалка шихты шла нормально, люди работали быстро, уверенно. В печь было уже завалено более 10 тонн железного лома. И вдруг при проталкивании в ворота печного пролета состава вагонеток оказалось, что свисток паровоза чуть-чуть выше габарита ворот. Что делать? Работа приостановилась. К тому же от удара в ворота свисток у паровозика отлетел, пар был упущен. Другого паровозика мы не имели, и этот случай мог бы сорвать всю нашу работу. Надо было во что бы то ни стало валить шихту, вести процесс плавки.
Вот тогда-ты мы еще раз вспомнили о героях-гвардейцах, защищавших наш цех. Мы будем следовать их примеру и, невзирая на трудности, добьемся победы! Вручную будем таскать шихту, но плавку выдадим, заявили мне сталевары и машинисты. Работали все как никогда слаженно, перешли на ручную подноску и подкатывали к печам вагонетки с шихтой.
Мы сдержали свое слово. Вечером в цех пришли рабочие, инженеры, служащие, чтобы отпраздновать славную трудовую победу. Послышался сигнал, извещающий о выпуске плавки. В 10 часов 15 минут металл, разбрасывая тысячи искр, устремился в ковш. Над цехом не было ни крыши, ни перекрытий. Зарево вспыхнуло над заводом. Люди ликовали, поздравляя друг друга. Слышались возбужденные радостные голоса: «Вот она, наша сталинградская сталь, зальем ею кровожадные фашистские глотки».
Н. И. Максимов, инвалид войны, кандидат исторических наук в своих воспоминаниях рассказал о трудовых подвигах сельских тружеников.
«Пришел домой в село Громки Руднянского района хромой, лишившись кисти левой руки, но работу мне подобрали – статистиком в бухгалтерии. Лето 1943 года выдалось засушливым, поэтому урожай был низким. Приходилось собирать каждый колосок. Наш колхоз обслуживал тракторный отряд из Лопуховской МТС (бригадир Николай Галкин). В бригаде были тракторы ЧТЗ и СТЗ, два комбайна «Коммунар». Комбайнерами работали сестры Дуся и Катя Деревягины, Оля Максимова и другие. Работникам был гарантирован минимальный заработок – 2 килограмма хлеба на трудодень.
Колхозники стремились дать больше продукции Красной Армии. Широкий размах получило движение по сбору средств в помощь фронту. Супруги Борис и Мария Подгорновы из колхоза «Красная Звезда» Руднянского района внесли 100 тыс. рублей на строительство самолета «Защитник Сталинграда». Собирались также деньги на сооружение танков, проводилась подписка на государственный военный заем».
Летом по Волге пришли караваны леса, лесозавод им. Куйбышева приступил к переработке древесины: появились рамы, двери, детали для потолков и полов. Восстановление города, особенно жилья, двинулось быстрее. По призыву А. М. Черкасовой только в Тракторозаводском районе было создано 114 добровольческих трудовых бригад, в которые записалось 2087 человек. Они обязались восстановить собственными силами и средствами школу №3, четырехэтажный дом, два детсада, ясли, районный дом советов, яхтклуб, рабочий клуб, родильный дом, ремесленное училище, стадион, баню и т.д.
Между трудовыми бригадами добровольцев развернулось социалистическое соревнование. На стройках ежедневно выходили боевые листки, на районной доске показателей регулярно отмечалась работа каждого участка.
Жены рабочих СТЗ – домашние хозяйки – проживающие в поселках Рынок и Спартановка, успешно ремонтировали школьные дома, ясли, вели для них заготовку дров, собирали кирпич на руинах.
Движение помощи Сталинграду развернулось по всему миру. В США, Великобритании, Уругвае, Чили, среди молодежи начался сбор средств на восстановление героического города.
Помогали Сталинграду в первую очередь, конечно, советские люди: 10 июля сюда прибыла баржа с подарками от рабочих и служащих г. Зеленодольска Татарской Республики. На следующий день на стройки города выехала первая группа колхозников Средней Ахтубы в составе 87 человек и 15 подвод. И это было только начало всесоюзной поддержки Сталинграда.