Дорожники надеются на перемены
Кризисные явления последних лет больно ударили по всей российской экономике. Но, быть может, тяжелей всего, наряду с машиностроением, они сказались на автотранспортном и дорожном хозяйстве страны. Из-за заметно сократившегося финансирования предприятиями практически не приобретались новые транспортные средства, «забуксовал» ремонт дорог и их строительство. Многие люди остались без работы.
Дать ответ на наболевшие вопросы о будущем этой важной отрасли, а также тех, кто в ней трудится, был призван прошедший недавно V съезд профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, на котором наш регион представляли Константин Ермощенко, председатель обкома профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, и Виктор Суриков, председатель профорганизации автоколонны №1208. В числе приглашенных высокопоставленных чиновников были заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров, руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чепунин, председатель автотранспортного Союза РФ Михаил Козлов и другие сотрудники федеральных отраслевых ведомств.
О ходе и итогах съезда наш корреспондент беседует с председателем обкома профсоюза Константином ЕРМОЩЕНКО.
– Константин Викторович, насколько эффективно прошла работа съезда?
– К сожалению, ряд поставленных перед съездом задач и обозначенных проблем не нашли положительного решения. К примеру, указ о воссоздания федерального и регионального дорожных фондов остается пока только на бумаге. Продолжается снижение доли расходов на автомобильные дороги. На ремонт дорог регионального и муниципального значения, протяженность которых составляет 91% от совокупной протяженности российских автодорог общего пользования, в 2010 году было выделено всего 11,1% от нормативной потребности, на их содержание – только 14,7%. Дефицит финансирования дорожного хозяйства в 2011 году составит более 500 млрд. рублей.
– Была ли затронута съездом волнующая миллионы россиян проблем безудержного роста цен на автомобильное топливо?
– Она была одной из самых острых в числе обсуждавшихся на съезде. Затраты на топливо и горюче-смазочные материалы являются одной из основных статей в расходах автодорожных предприятий. Из-за необоснованного роста цен топливная доля составляет, в среднем, 45% в расходах автотранспортных предприятий, а для отдельных предприятий достигает даже 70 - 80%.
Такая ситуация спровоцировала снижение, замораживание и даже невыплату зарплат в ряде автодорожных и автотранспортных организаций.
В придачу к этому, нарушена целостность системы пассажирских и грузовых перевозок, существует тенденция к разукрупнению предприятий городского автомобильного и электротранспорта.
В отрасли фактически не осталось крупных и средних транспортных предприятий. За последние годы появились огромное количество непрофессиональных мелких перевозчиков, которые нарушают действующие нормы и правила перевозок, используют схемы ухода от налогов. Вопрос о восстановления прежнего порядка лицензирования в сфере перевозок также до сих пор не решен.
Очень большая проблема законодательного характера – несовершенство 94-го Федерального закона «О государственных закупках». Правда сейчас, ей занимается Министерство экономического развития. Есть надежда, что там разработают более совершенный закон.
Эти и многие другие проблемы остались на данном этапе пока не решенными. В то время, как транспортная и дорожная отрасль переживает не лучшие времена.
– Константин Викторович, но что же предприняли делегаты съезда для решения проблем отрасли?
– Делегаты эмоционально обсуждали проблемы, стоящие перед отраслью, искали возможные пути и методы их решения. Съездом были приняты четыре резолюции: «О ситуации в дорожном хозяйстве», «О положении на автомобильном, городском наземном пассажирском транспорте», «Об обеспечении безопасности дорожного движения». И самая, пожалуй, актуальная – «О ценах на топливо».
Был также принят новый устав отраслевого профсоюза, с внесенными в него поправками и доработками.
Делегаты высказывались о проблеме старения отрасли, о необходимости омоложения кадров – как транспортников, так и дорожников, да и профсоюза в целом. Необходимо обновление в самом широком смысле: новые люди и новые мысли, современные методы, подходы к разрешению проблем, стоящих перед автотранспортной и дорожной отраслями. Многие делегаты говорили, что назрела необходимость смены руководителя отраслевого профсоюза.
– Привело ли это к кадровым переменам в руководящих органах профсоюза?
– Кульминационным моментом последнего дня работы съезда были выборы нового председателя. Впервые за долгое время они стали альтернативными.
На высший в профсоюзе пост были выдвинуты две кандидатуры: 73-х летний Виктор Мохначев – опытный руководитель, действующий председатель профсоюза, работающий в нем много лет, и 51-летний Владимир Ломакин, заместитель председателя, проработавший бок о бок с ним полтора десятилетия, человек, также посвятивший автотранспортной отрасли практически всю свою трудовую деятельность.
Мнения съезда разделились. Очень эмоционально обсуждался вопрос о форме голосования. Делегаты, поддерживающие кандидатуру Мохначева, настаивали на открытой форме голосования, сторонники Ломакина выступали за тайное голосование.
В результате выборов победу одержал действующий председатель профсоюза Виктор Мохначев. Итоговый расклад голосов, отданных за того или иного кандидата, совпал с числом делегатов, проголосовавших за открытую либо закрытую форму голосования: 39 – за закрытую форму, 58 – за открытую.
Заместителем председателя единогласно был избран Владимир Ломакин, кандидатуру которого предложил вновь избранный председатель Виктор Мохначев.
– Константин Викторович, какие выводы вы бы сделали по итогам прошедшего съезда?
– Делегаты сделали свой выбор. Правильный он или нет, покажет время. Будем надеяться, что обновление, положительные сдвиги в автотранспортной и дорожной отрасли все-таки произойдут.
Хочется, чтобы в нашей огромной России хотя бы на одну извечную проблему стало меньше. Она по праву должна стать великой автотранспортной державой – даже уже как страна, располагающая колоссальной территорией.
Общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства объединяет 75 территориальных организаций профсоюза, 2547 ервичных профсоюзных организаций предприятий автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, с общей численностью членов профсоюза около 384 тысяч человек. Волгоградская областная организация профсоюза объединяет 5500 человек.