Готовы к взаимодействию и решению проблем
На минувшей неделе в связи с профессиональным праздником чествовали работников автомобильного и городского пассажирского транспорта. Сегодня о традициях автомобилистов, проблемах отрасли, профсоюзном движении рассказывает председатель Волгоградской областной организации работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Константин Ермощенко.
– Константин Викторович, насколько тесно Ваша жизнь связана с автомобильным транспортом? Давно ли занимаетесь профсоюзной работой и возглавляете отраслевую организацию?
– В Волгоградском политехническом институте я получил профильное образование инженер-механик по специализации «Автомобили и тракторы». Первая специальность была еще в школьном УПК - водитель грузового автомобиля. Работал заведующим гаражом в молодые годы, потом долгое время - на разных инженерных должностях в крупной дорожной организации, был руководителем автотранспортного участка.
Вот уже более сорока лет, с 1981 года являюсь членом профсоюза. Активно профсоюзной работой активно стал заниматься с 2000 года. Был в КРК первички, членом профкома, заместителем председателя и председателем, то есть прошел все ступени. В 2010 году меня избрали председателем Волгоградского обкома профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
– На каких предприятиях, связанных с автомобильным транспортом, функционируют профсоюзные организации?
– МУП «Волжская АК-1732», «Автоколонна № 1208», ГУП ВО «Волгоградавтотранс», МУП «ВПАТП № 7», МУП ВАП «Вокзал-Авто», ООО «МТ-СЕРВИС» (автопредприятие скорой медицинской помощи), МУ «Автохозяйство Волгограда», ГБУ ВО «Исполнительная дирекция Администрации ВО».
– Расскажите немного о них: какие традиции существуют, какая работа активно ведется?
– На всех автотранспортных предприятиях в той или иной мере сохранилась традиция поздравления лучших работников, водителей, ремонтного персонала и ИТР с профессиональным праздником. Самая обширная программа проводится в МУП «Волжская АК № 1732». Это и торжественный концерт, и чествование лучших работников и ветеранов отрасли. Конечно, первичная профсоюзная организация активно участвует во всех этих мероприятиях.
– В вашей отрасли больше ветеранов или, наоборот, молодежи в последнее время?
– К большому сожалению, в настоящее время больше работников среднего и пожилого возраста. Молодежи приходит немного, и далеко не каждый становится автомобилистом, способным справиться с разного рода сложностями и неожиданностями в ходе поездок. Поэтому существует дефицит кадров, в первую очередь, водительского состава.
– С какими еще проблемами сталкиваются транспортники?
– Это изношенный подвижной состав, слабое обновление парка автобусов и автомобилей, дороговизна топлива и запасных частей, низкая заработная плата работников по сравнению с другими отраслями и другое.
– На ваш взгляд, с чем связаны перспективы развития отрасли?
– Перспективы, на мой взгляд, связаны, прежде всего, с увеличением финансирования, плановой и полномасштабной заменой старого подвижного состав на современный, высокоэффективный транспорт, увеличением его количества, грамотной логистикой внутригородского и межмуниципального сообщения. Еще с возрождением и высокоэффективным развитием производственных и ремонтных баз, увеличением заработной платы в отрасли до уровня среднестатистической по региону и выше, чтобы решилась проблема дефицита кадров.
Ну, и лично мое принципиальное мнение: основной городской и межмуниципальный пассажирский транспорт необходимо эксплуатировать под контролем государства. А для того чтобы обеспечить регулярную транспортную доступность для населения во все точки, необходимо регулярное государственное (муниципальное) финансирование автотранспорта. Пассажирский транспорт, тем более городской, по определению не может быть безубыточным. Поэтому отдавать его в частные руки, чтобы экономить и получить какую-то прибыль за счет пассажиров, которые не смогли добраться куда-то и в срок, это не решать проблему, а только ее усугублять. На общественном транспорте неправильно экономить. Это негативно, в целом, влияет на экономику страны.
– Как реализуется в профсоюзных организациях социальное партнерство?
– С социальным партнерством в автотранспортной отрасли есть определенные трудности. Несколько лет назад перестал осуществлять свою деятельность «Автотранспортный Союз Волгоградской области». Это был орган, объединяющий работодателей автотранспортников, наш социальный партнер, с которым мы на протяжении десятка лет тесно взаимодействовали и заключали «Отраслевое региональное соглашение по автотранспорту по Волгоградской области». Пока другой орган работодателей автотранспортников не создан. Мы, как сторона работников от Профсоюза, не можем заключить отраслевое соглашение по защите социальных прав работников отрасли на уровне области. Это действительно большая проблема. Вдобавок ко всему, наше Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному транспорту тоже не заключено вот уже как целый год. Причины - несогласие органа работодателей РАС (Российский Автотранспортный Союз) выполнять ряд обязательств по социальным гарантиям работников отрасли. Это впервые за 30 лет существования такого партнерства!
С органом исполнительной власти - профильным областным Комитетом транспорта и дорожного хозяйства у нас налажено тесное сотрудничество. Есть понимание по многим вопросам. Подписано соглашение о взаимодействии.
Социальное партнерство в профсоюзных организациях представлено заключенными коллективными договорами. Но, к сожалению, не во всех. По этому вопросу ведется работа.
– Какие награды были вручены от профсоюза в связи с профессиональным праздником?
– Ежегодно обком профсоюза награждает своих активных членов профсоюза, автотранспортников Благодарностями и Почетными грамотами обкома профсоюза, Центрального комитета профсоюза, юбилейными медалями. В следующем году Общероссийский профсоюз работников автотранспорта и дорожного хозяйства будет отмечать 105 лет!