Усилена ответственность работодателей за охрану труда
На этой неделе президент РФ подписал федеральный закон «О внесении изменения в статью 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Законом предусмотрено усиление административной ответственности за нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению в части охраны труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе на подземных работах.
Согласно закону, штраф за нарушение данных обязательств увеличивается в два раза и устанавливается в размере от 6 тыс. до 10 тыс. рублей. Изменения вступают в силу с 8 декабря 2023 года.
«История разработки этого закона уходит корнями к поручению президента РФ по итогам совещания в связи с аварией на шахте «Листвяжная». Было дано поручение: усилить ответственность работодателей за невыполнение обязательств по коллективным договорам в части охраны труда. В статье 5.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях существует ответственность за невыполнение в целом всех обязательств коллективного договора. Данным законом выделяется ещё один состав административного правонарушения – нарушение обязательств по охране труда. Для этого состава нарушений административная ответственность повышается в два раза, то есть штраф выше в два раза, чем за нарушение других обязательств коллективного договора», – рассказал руководитель Департамента охраны труда и экологии Аппарата ФНПР, главный технический инспектор труда ФНПР Алексей Безюков.
Как отметили в Правовом департаменте ФНПР, понадобился длительный период для согласования позиций сторон социального партнерства – правительства, работодателей и профсоюзов. Необходимо было достичь консенсуса по размеру санкций и определению субъекта ответственности.
Комментарий Правового департамента ФНПР:
Камнем преткновения оказался вопрос о субъекте ответственности. Несмотря на то, что действующая редакция статьи 5.31 КоАП РФ и так указывала в качестве субъекта ответственности на работодателя или лицо, его представляющего, работодатели категорически отказывались признавать правомерность подобного подхода и настаивали со ссылкой на статью 55 Трудового кодекса РФ на необходимости привлечения к ответственности и лиц, представляющих работников.
Действительно, в статье 55 Трудового кодекса РФ говорится о том, что к штрафу за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения могут быть подвергнуты лица, представляющие работников, в порядке, установленном федеральным законом.
Между тем привлечение к административной ответственности не происходит автоматически лишь по факту события правонарушения. Применительно к должностному лицу должно выполняться требование статьи 2.4. КоАП РФ: о наличии у должностного лица определенных служебных обязанностей, неисполнение либо ненадлежащее исполнение которых признается правонарушением. Кроме того, должны выполняться требования статей 2.1 и 2.2 КоАП РФ о наличии вины субъекта правонарушения.
Ко второму чтению в Госдуме в проектируемую диспозицию статьи 5.31 было возвращено указание на ответственность именно работодателей и их представителей.
Часто действуя на опережение, работодатели стремятся заключить коллективные договоры, соглашения на наиболее выгодных для себя условиях. В таких ситуациях не исключен отказ работников в лице их представителей от заключения коллективного договора, соглашения, который может трактоваться как необоснованный. Для укрепления своих позиций, чтобы иметь рычаг влияния и давления, представители работодателей выражают заинтересованность в привлечении представителей работников к административной ответственности.
Вопрос об ответственности за недостаточно эффективное осуществление защитной функции профсоюзными органами имеет место быть. Однако исходя из принципа профсоюзной автономии, ответственность профсоюзных органов, их должностных лиц перед членами профсоюзов относится к внутрисоюзным отношениям и законодательством не должна регулироваться с учетом тенденции правового регулирования, определенной Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.10.2020 № 44-П.
Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью,
молодежной политике и развитию профсоюзного движения