Какими будут пенсии через десятилетие?
Вопросы совершенствования пенсионного обеспечения в стране обсуждались на расширенном пленарном заседании Общественной палаты Волгоградской области
Время диктует необходимость перемен в работе системы пенсионного обеспечения в стране. Но недопустимо принимать столь судьбоносные решения единым махом, без учета мнения ученых – социологов, экономистов, без широкого обсуждения проблемы в обществе. Поэтому по предложению руководства отделения Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области этот вопрос был вынесен на заседание областной Общественной палаты. В нем приняли участие представители властей Волгограда и области, Пенсионного фонда России, негосударственных пенсионных фондов, частных управляющих компаний, общественности, научных и учебных заведений.
Нет идеальной системы
– Нет такой идеальной пенсионной системы, которую могло бы представить любое государство – как среди развивающихся, так и среди развитых стран, – высказал свое мнение председатель областной Общественной палаты, ректор ВолГУ, доктор экономических наук Олег Иншаков. – Одна система имеет свои преимущества за счет перераспределения доходов государственного Пенсионного фонда в пользу малоимущих слоев населения, другая – преимущества инициативы накопления отдельными работниками средств на их пенсионное обеспечение на случай потери нетрудоспособности или по старости.
И у той, и у другой системы имеются свои недостатки. В одном случае они связаны с низкой эффективностью государственного управления средствами, в другом – с циклическим развитием экономики, сопровождающемся кризисами, а значит – с высокими рисками.
Выход, видимо – в отборе лучших сторон, элементов обеих систем, и создание на их основе чего-то нового.
– Концепция развития пенсионной системы должна содержать конкретные предложения по решению проблем, тормозящих ее позитивное развитие, – считает Владимир Сальный, управляющий отделением Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области. – Прежде всего, должна быть решена проблема реформирования досрочных пенсий. Напомню, что в регионе более семи процентов пенсионеров получают пенсии по старости, не достигнув общеустановленного на текущий момент пенсионного возраста. Каждое пятое новое назначение пенсий по старости производится досрочно. Это отвлекает из пенсионного бюджета только нашей области около девяти процентов всех финансовых ресурсов, а в целом по России значительно снижает общий уровень материального обеспечения пенсионеров, выходящих на пенсию в общем порядке.
Необходимо также решить вопросы реформирования накопительной составляющей трудовой пенсии. За многолетний период функционирования накопительного механизма абсолютное большинство застрахованных лиц так и остались пассивными участниками пенсионной системы. Из 1,2 миллиона жителей региона, имеющих пенсионные накопления, средства 849 тысяч по-прежнему остаются в государственной управляющей компании. Только девятнадцать тысяч человек (или около полутора процентов) доверили управление накоплениями частным управляющим компаниям, и 338,6 тыс. (около двадцати восьми с половиной процентов) – негосударственным пенсионным фондам.
Для ликвидации бедности среди пенсионеров с 2010 года введен механизм, позволяющий поднять уровень пенсий до величины прожиточного уровня пенсионеров в субъекте федерации. К 2023 году средний размер трудовых пенсий по старости должен составлять не менее двух с половиной прожиточных уровней пенсионера.
Три кита пенсионной реформы
– Вспомним о трех китах пенсионной реформы, – взял слово Владимир Ефимов, председатель областной Думы. – Первый из них – государственное обеспечение пенсионеров, работающее сейчас, прежде всего, на людей, трудившихся в советское время. Второй – обязательная накопительная часть, третий – добровольные индивидуальные накопления.
Где взять средства на повышение государственной части пенсии? Ликвидация бедности среди пенсионеров возможна через ликвидацию работоспособных бездельников и налоговых преступников. Поиск ресурсов надо вести не за счет дележа средств негосударственных пенсионных фондов, как предлагают некоторые – они располагают много более богатым инструментом, чем другие структуры, у них выше доходность.
Надо убедить трудящихся вкладывать средства в негосударственные пенсионные фонды, для задействования их в экономике, в том числе – в инновационной экономике, при абсолютно жестком финансовом и законодательном ограничении, мониторинге негосударственных пенсионных фондов. Это недооцененный потенциал, который пока еще используется слабо.
– Я коснусь важного момента, связанного с пенсионными деньгами – их инвестиционного размещения, – сказал Александр Морозов, президент негосударственного пенсионного фонда «Империя». – В свое время мне на глаза попалась заметка, в которой говорилось, что двадцать восемь процентов вложений в основной капитал американских предприятий сделали негосударственные пенсионные фонды.
Пенсионные деньги бывают двух типов. Прежде всего, это средства накопительной части государственной трудовой пенсии, которые можно инвестировать в экономику исключительно через управляющие компании. Вкладывать их можно только в биржевые объекты – акции и облигации достаточно высокого качества. Плюс депозиты банков, список которых утверждается в правительстве. То есть, направление инвестирования пенсионных средств крайне ограничено. Причем, все управляющие компании, которые инвестируют эти деньги, находятся в Москве. Естественно, им неудобно вкладывать деньги в свои волгоградские филиалы, даже в форме депозитов. А на российских биржах не присутствует ни одного волгоградского предприятия.
В подавляющем большинстве регионов власти индифферентно относятся к этой проблематике. У меня были по этому поводу контакты со всем тремя постсоветскими мэрами Волгограда и всеми тремя постсоветскими губернаторами. Результат – нулевой.
НПФ – не МММ!
В развернувшейся по обсуждаемым вопросам дискуссии был высказан ряд довольно интересных предложений. В частности, о введении природной ренты – подобно тому, как это есть в ряде зарубежных государств, располагающих богатыми природными ресурсами. То есть, о получении доходов от эксплуатации природных ресурсов страны всеми ее гражданами.
– Мы сегодня не хотели найти путь развития пенсионной системы, мы его только искали, – подвел итог дискуссии Анатолий Егин, член областной Общественной палаты. – Озадачивает одно: государство на сегодня не может обеспечить гражданина достойной пенсией, он должен для этого сам о себе позаботиться.
Но людям, желающим увеличить свою будущую пенсию, оказывается, фактически некуда вкладывать средства, поскольку экономики у нас в стране нет. Поэтому и ставится справедливо вопрос о ренте. То есть, прежде, чем граждане станут зарабатывать деньги на накопительную часть пенсии, на вклады в негосударственных пенсионных фондах, государству следует сначала создать экономику, а обществу стать открытым. Оно должно объяснить людям, что они не прогорят в негосударственных пенсионных фондах, как прогорели в МММ и в прочих подобных финансовых структурах.
Что думают профсоюзы
Тамара ЕМЕЛЬЯНОВА, заместитель председателя областного Совета профсоюзов:
– Оценивая результаты настойчивых требований профсоюзов о повышении уровня жизни пенсионеров, мы констатируем, что в последнее время отмечается позитивная роль государства в этом вопросе:
– достигнут минимальный размер материального обеспечения пенсионеров не ниже регионального уровня прожиточного минимума;
– ведется поэтапная индексация пенсий;
– принята и реализуется программа государственного софинансирования пенсий;
– введены страховые принципы обязательного пенсионного страхования работающих;
– проведена валоризация пенсионных прав граждан, которая затронула интересы тридцати шести миллионов пенсионеров и имела наиболее осязаемый эффект.
Если в 2002 году пятьдесят два процента пенсионеров области получали пенсию ниже прожиточного минимума, то сегодня таких нет.
В результате принятых мер размер средней пенсии в регионе достиг уровня в 7290 рублей.
Третьего февраля 2011 года в Общественной палате Российской Федерации состоялись общественные слушания по аналитическому докладу Минздравсоцразвития РФ «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса».
По сути, обсуждались основные идеи и принципы концепции новой пенсионной стратегии, были проанализированы результаты восьмилетней реализации пенсионной реформы, сценарии развития пенсионной системы, а также обсуждены две наиболее актуальные проблемы – пенсионный возраст и накопительный механизм финансирования пенсий.
Придает оптимизма тот факт, что на государственном уровне в ближайшей перспективе вопрос об увеличении возраста выхода на пенсию не рассматривается.
Профсоюзам удалось отстоять свою позицию, что в условиях, когда средний срок жизни женщин в стране составляет семьдесят пять лет, а мужчин – чуть более шестидесяти двух, прежде всего необходимо решать вопросы увеличения продолжительности жизни людей.
В мировой практике существуют две системы пенсионного обеспечения – распределительная и накопительная. На заре пенсионной реформы был взят ориентир на совмещение двух этих направлений. В результате возник так называемый эффект двойного бремени. С одной стороны, надо платить пенсии нынешнему поколению пенсионеров, а с другой – накапливать средства для будущих.
Но нас настораживает политика принудительного изымания у трудящихся части их заработка и размещение ее в государственных бумагах, процент от которых платится из государственного же бюджета. Это ни что иное, как круговорот денег в природе.
Профсоюзы убеждены, что национальную пенсионную систему следует рассматривать как ключевой политико-экономический и социальный вопрос, который неразрывно связан с экономическим состоянием всего общества. Мы уверены, что только устойчивый экономический рост может стать основой развития пенсионной системы страны. Иного не дано.
Кризис преодолен, и хотим мы этого или нет, но настало время решать вопросы реального увеличения зарплаты.
Сегодня низкая заработная плата препятствует наполнению Пенсионного фонда, она лишает будущих пенсионеров в формировании будущих накоплений.
Заявления работодателей и ряда политиков о том, что корень проблем лежит в низкой производительности труда, по меньшей мере, от лукавого. По оценкам ведущих специалистов, производительность труда в России в четыре-шесть раз ниже, чем в развитых странах. При этом никто не говорит, что у нас и уровень оплаты ниже, но уже в шесть-восемь раз. То есть, оценка труда работников существенно занижена.
Безусловно, необходима разработка долгосрочного развития пенсионной системы, нацеленной на реальное повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, совершенствование системы досрочных пенсий и накопительной пенсионной компоненты, стимулирование добровольного пенсионного страхования работников, в том числе – в бюджетной сфере.
Мы реалисты, а перспективы таковы, что, хотим мы этого или нет, но к 2020 году численность граждан трудоспособного возраста будет сравнима с численностью пенсионеров. В этой связи необходимо пересматривать политику в сфере занятости населения и миграционную политику.
Современные реалии таковы, что государство обязано финансировать те обязательства, с которым не справляется Пенсионный фонд. В том числе, оно призвано искать новые источники финансирования пенсионной системы. Более того, управление страховыми фондами должно быть возложено как на государство, так и на работодателей и профсоюзы.
И последнее. Экономика страны уже сориентирована на капиталистический принцип. Отсюда, не следует забывать прописные истины неплановой экономики о неизбежной цикличности ее развития.
1998, 2008 годы – это периоды системных экономических кризисов, от которых общество, по законам рынка, не застраховано в ближайшие десять-пятнадцать лет. В концепции развития пенсионной системы следует предвидеть эти риски, чтобы в обозримом будущем не посыпать голову пеплом и не перекраивать очередную долгосрочную программу, за которой стоят люди.
Министр финансов Алексей Кудрин на Красноярском экономическом форуме 18 февраля заявил, что повышение пенсий противоречит стратегическим целям развития российской экономики.
По словам министра финансов, у России нет денег, чтобы платить пенсии даже на нынешнем уровне – дефицит Пенсионного фонда в бюджете составляет один триллион рублей.
В нашем регионе – 742 тысячи пенсионеров, или двадцать девять процентов его населения. В год в области в качестве пенсий выплачивается семьдесят семь миллиардов рублей.
В настоящее время в стране работают порядка ста шестидесяти негосударственных пенсионных фондов. Общий размер их активов составляет порядка триллиона рублей.