Состояние защищенности
В советских аэропортах по-настоящему о контроле багажа задумались с октября 1970 года. В этот день в СССР произошел первый случай угона самолета, летящего из Батуми в Краснодар. Отец и сын Бразинскасы застрелили стюардессу, ранили двух пилотов и заставили экипаж сесть в Турции. Через три года после этого инцидента в аэропортах появилась первая структура, призванная обеспечить безопасность авиаперевозок.
Командир и психолог
Образовалась она при министерстве гражданской авиации, а называлась Управление режима. Эта структура была создана для решения задач по своевременному предупреждению и пресечению возможных попыток угона воздушных судов за границу и совершения других преступных актов. Тогда же появились первые документы по досмотру пассажиров и предотвращению захватов и угонов воздушных судов за границу, произведены первые отечественные стационарные металлоискатели, а также рентгено-телевизионные интроскопы.
Однако, несмотря на все предпринятые меры, уже в 1983 году была совершена очередная попытка захвата самолета в Тбилиси, а в 1988 году в Иркутске, в результате известного инцидента с семьей Овечкиных, погибло девять человек. Только за шесть месяцев 1990 года по стране было совершено девять угонов и отмечено 23 попытки захвата самолета. Все это убедило министерство гражданской авиации в необходимости усилить службы безопасности в аэропортах.
В настоящее время в системе подготовки по авиационной безопасности заняты три учебных заведения и 26 учебных центров России. Подготовку и переподготовку прошли тысячи специалистов. Теперь, наряду с вопросами технического переоснащения служб, теме безопасности авиаперевозок отводится главенствующая роль, а сама служба регулярно пополняется высококвалифицированными специалистами.
Один из них – Владимир Летунов, начальник службы авиационной безопасности ОАО «Международный аэропорт Волгоград».
Владимир Семенович возглавил службу в 2007 году. У него богатый послужной список. Потомственный военный пограничник, а российские рубежи, в свое время, защищали его дед и отец, он, в течение всей службы успел объездить пол-страны. Окончил военно-политическую академию, служил на Дальнем Востоке, в Белгородской области, Средней Азии, Афганистане.
Первый опыт работы в системе охраны аэропорта получил на контрольно-пропускном пункте в Ашхабаде. Общий стаж в службе авиационной безопасности - 15 лет.
Уволившись из погранвойск в 1998 году в звании подполковника, пришел на работу в волгоградский аэропорт инспектором, потом работал старшим инспектором, начальником отдела досмотра.
Участок работы большой и сложный. Основные функции - пресечение и предотвращение попыток захвата воздушных судов, досмотр членов экипажа, персонала, авиапассажиров, ручной клади и багажа, почты, грузов и бортовых запасов. А, кроме того, охрана территории и расположенных на ней объектов, включая авиационную технику, организацию в аэропортах контролируемых зон и обеспечение пропускного режима.
- В общем, совместно с другими службами, мы осуществляем все необходимые меры для обеспечения жизни и здоровья пассажиров и экипажа, - поясняет Владимир Летунов. – Пытаемся организовать охрану так, чтобы никто из посторонних на борт воздушного судна не проник. Перечень опасных предметов и вещей большой, но для обеспечения определенного уровня безопасности, у нас имеются все технические средства. Мне лично пригодился опыт военной службы. А вообще работа настолько многогранна , что приходится быть одновременно и командиром, и психологом.
Верные приоритеты
Понятие авиационной безопасности формулируется как «состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации».
В последние десять лет никаких серьезных ЧП в волгоградском аэропорту, к счастью, не происходило, а, значит, служба работает хорошо. Но попытки нарушения установленных норм и правил по безопасности случаются еженедельно. Охрана регулярно находит в вещах пассажиров случайно забытые ножи или легковоспламеняющиеся жидкости. Был случай, когда у одной из пассажирок в вещах обнаружили травматический пистолет без документов. Выяснилось, что его ей положил в дорогу заботливый муж.
Как психолог, неплохо разбирающийся в людях, Владимир Летунов говорит, что подобные истории далеки от каких-то целенаправленных действий, а следствие незнания пассажирами установленных норм. Служба старается исключить из своей работы случайности. За въездом автомобилей на территорию аэропорта осуществляется строгий контроль, есть пост ДПС, проводится патрулирование по всей территории.
- Для поддержания общего порядка и удобства пассажиров улучшена информативная составляющая, - рассказывает Владимир Летунов. – Стало больше табличек и указателей. Наше структурное подразделение поддерживает постоянный контакт с пограничной и таможенной службами. Вместе проводим мероприятия, направленные на предупреждение возможных терактов.
Рассказывая о своих рабочих буднях, Владимир Семенович не раз упомянул о работе профкома. Его поддержку, а на предприятии в различных службах трудится около тысячи сотрудников, ощущают все. Подавляющее число – члены профсоюза. Убеждать их в необходимости существования первички не надо – многие не раз обращались в нее за помощью. Профсоюзная организация, возглавляемая Владимиром Кулиевым - одна из сильнейших в отрасли.
Владимир Летунов говорит, что профком волгоградского аэропорта «подставил плечо» своим высококлассным специалистам в самые трудные моменты жизни. Права работников защищены коллективным договором.
Причем, некоторые выплаты по суммам, указанные в колдоговоре, выше тех, что предусмотрены трудовым законодательством. Это касается выделения матпомощи и компенсации за путевки в санатории.
Профком регулярно организует спортивные мероприятия и чествования сотрудников, приуроченные к различным праздничным датам и юбилеям. Но главная его отличительная особенность не в этом. Профком ОАО «Международный аэропорт Волгоград» сумел построить работу так, что накопил денежные средства для приобретения 3% акций предприятия. Это уникальный для России случай, когда у профсоюза появился дополнительный рычаг для влияния на работу акционерного общества.
- Наша первичная профсоюзная организация контролирует и согласует все вопросы, связанные с повышением и индексацией зарплат, - говорит Владимир Летунов. - Профком добился того, что индексация осуществляется в соответствии с инфляцией. Сейчас он не только организует спортивные мероприятия, связанные с поощрением работников, но и решает кадровые вопросы. Работники видят активную работу профсоюза и убеждать в необходимости его существования никого не нужно.
Ну а от сотрудников службы авиационной безопасности требуется лишь добросовестно исполнять свои обязанности, уверен Владимир Семенович, и правильно выстраивать приоритеты. Сам он, похоже, делать это умеет. Ведь не зря же в этом структурном подразделении работает столько лет, а главная его настольная книга – трудовой кодекс.