Будем здоровы?!
В конце прошлого века недоброжелатели предсказывали вымирание страны. Они прогнозировали, что к 2050 году население сократится до 50 миллионов человек. Одна из главных задач реализации начавшейся в 2011 году программы двухлетней модернизации здравоохранения - не только сохранять население, но и увеличить его.
За разъяснениями по поводу предстоящих изменений в области медицины мы обратились к Ирине ЕРОХИНОЙ, председателю Волгоградской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ.
– Ирина Владимировна, что происходит в российском здравоохранении?
– В настоящее время в Российской Федерации, в том числе и на территории Волгоградской области проводится реформирование отрасли здравоохранения. Основной целью государственной политики в области здравоохранения является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должно соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения. В соответствии с Концепцией развития здравоохранения до 2020 года и Перечнем поручений Президента РФ по вопросам развития российского здравоохранения стратегической целью реформы здравоохранения является переход на преимущественно одноканальное финансирование и внедрение подушевого принципа оплаты медицинской помощи. В настоящее время в России функционирует бюджетно-страховая модель финансирования государственной системы здравоохранения. Эта модель основана на привлечении средств бюджетной системы РФ (всех уровней) и средств обязательного медицинского страхования. Многоканальность финансирования здравоохранения снижает управляемость отрасли и создает определенные трудности. Переход к преимущественно одноканальной форме финансирования здравоохранения предполагает, что основная часть средств будет направляться из системы ОМС (обязательное медицинское страхование), при этом оплата медицинской помощи будет осуществляться по конечному результату на основе комплексных показателей объема и качества оказанных услуг, т. е. стоимость лечения будет рассчитываться по законченному случаю по стандартам медицинской помощи. Переход на одноканальное финансирование должен, по мнению специалистов, повысить эффективность расходования средств в системе здравоохранения.
– Обозначьте наиболее актуальные проблемы вашей отрасли. Есть ли реальные перспективы их решения? В каких районах области, на Ваш взгляд, самая тревожная ситуация в медучреждениях?
– Самыми актуальными проблемами здравоохранения были и остаются проблемы крайне низкой заработной платы медицинского работника, дефицит медицинских кадров, отсутствие притока молодых кадров после окончания вуза и ссузов. Сегодня в Волгоградском здравоохранении соотношение численности врачей и среднего медперсонала составляет 1 к 2,4, при оптимальном значении 1 к 3 – 1 к 4. Средняя заработная плата по отрасли составляет 11,0 тыс. рублей, при этом учитывается все виды заработка: совместительство, которое нередко бывает свыше 2-х ставок, и совмещение, и сверхурочная работа. С 1 сентября 2010 года государственные учреждения здравоохранения перешли на новую систему оплаты труда. Работники по гарантированной заработной плате получают прежнюю заработную плату, но при этом стимулирующие выплаты стали меньше, так как фонд оплаты труда не увеличился, а остался прежним. В итоге работник не понимает для какой цели этот переход был произведен. Приходится очень часто выезжать в районы области, встречаться с коллективами и объяснять основные принципы перехода на новую систему оплаты.
В течение последних двух лет индексация заработной платы работникам здравоохранения не производилась: при этом экономический кризис, рост цен на продукты питания, коммунальные услуги превратили заработную плату высококвалифицированного специалиста бюджетной сферы в заработную плату неквалифицированного рабочего в промышленности. Медики не понимают, как при таких затратах и при такой низкой заработной плате можно выжить, и поэтому трудятся не на одну и даже не на полторы ставки, а практически живут на работе. Врач после семилетнего обучения получает 4681 рубль, с учетом того, что он еще не заработал 30% повышения за стаж непрерывной работы, и не имеет повышения за категорию; при этом санитарка получает 4330 рублей. При переходе на НСОТ врач получает немного больше - 5280рублей в поликлинике и 5400 рублей в стационаре.
Предусмотренное администрацией повышение фонда оплаты труда с 1 июня 2011 года на 6,5% не повлечет, по моему мнению, за собой достойного повышения заработной платы. Защита экономических интересов работников здравоохранения, медицинской науки и специального образования, повышение уровня оплаты их труда во все времена являлись основными направлениями работы областного профсоюза работников здравоохранения. Остро стоят эти проблемы и в настоящее время. Считаю, что заработная плата врача в месяц должна колебаться в пределах 25 – 50 тысяч рублей.
На сегодняшний день не реализуется Закон Волгоградской области в части индексации заработной платы в соответствии с уровнем потребительских цен. Для этого необходимо закладывать деньги на эти цели в бюджет, но в течении последних лет этого не делалось. Предлагаем вернуться к этому вопросу при формировании нового бюджета. Что касается минимального размера оплаты, то необходимо стремиться к тому, чтобы на сегодняшний день он был не 2800 , а 4330 рублей.
Другим острым вопросом в бюджетной сфере остается вопрос с кадрами. Кадры в бюджетных учреждениях катастрофически постарели, да и молодые специалисты после окончания вуза или среднего учебного заведения, а их около 40%, не торопятся работать в школе, больнице или библиотеке, а уходят в частные заведения, уезжают за рубеж, где заработная плата на порядок выше, чем в бюджетных учреждениях. А ведь государство тратит большие деньги на обучение. Если эту проблему не решить сегодня, то завтра может быть поздно, если и дальше так будет продолжаться, то через некоторое время наших детей не кому будет и учить, и лечить, и прививать духовные ценности. Как может специалист на такую заработную плату в бюджетных учреждениях приобрести жилье и содержать семью? Если с жильем в районах области как-то вопрос решается, то в городе это сделать невозможно. Раньше для бюджетников предусматривали бесплатные квартиры или общежития, сейчас специалисты могут рассчитывать только на себя или на родителей. Остро стоят вопросы со специалистами не только на селе, но и в г. Волгограде. На сегодня город (в основном стационары) нуждается в 300 врачах-специалистах: это и рентгенологи, и анестезиологи, и хирурги, и акушер - гинекологи, и неонатологи и другие специальности. Еще хуже ситуация обстоит в районах области (Калачевская ЦРБ, Клетская ЦРБ,Ольховская ЦРБ, Фроловская ЦРБ, Нихаевская ЦРБ).
– На какие цели в первую очередь пойдут средства по программе модернизации? Что нашей области ожидать от нововведений?
– В период 2011-2012 годов в Волгоградской области реализуется Программа модернизации здравоохранения, на которую выделено 5,7 млрд. рублей. Основной поток денежных средств, направляемых на модернизацию учреждений здравоохранения, пойдет по трем основным направлениям: на текущий ремонт учреждений здравоохранения, на информатизацию медучреждений и на совершенствование стандартов оказания медицинской помощи. В результате должно произойти улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению.
Ключевыми целями развития и модернизации здравоохранения Волгоградской области являются в первую очередь, снижение детской и материнской смертности, снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и онкологических заболеваний в трудоспособном возрасте, увеличение продолжительности жизни на основе развития современных технологий диагностики, лечении и профилактики заболеваний.
Для реализации поставленных задач в Волгограде, Волжском, Михайловке, Урюпинске, Камышине созданы межрайонные центры для оказания медицинской помощи, где проведут капитальные ремонты, закупят необходимое оборудование, подготовят кадры (а это около 600 врачей и более 700 среднего медперсонала - деньги заложены в региональный бюджет) для оказания необходимой медицинской помощи.
Будет введена система электронных медицинских карт, т.е. записаться к врачу можно будет через Интернет.
Всего в модернизации примет участие 22 медицинских учреждения:
11 по кардиологическому направлению, 5 - родовспоможению, 6 - неонатологии, 4 - онкологии, отдельно примут участие областная клиническая больница № 1 по нейрохирургии и клиника № 1 ВолГМУ.
В рамках Программы модернизации в Волгоградской области также планируется проведение углубленной диспансеризации 14-летних жителей региона. Мероприятиями будет охвачено порядка 26 тысяч молодых людей, в том числе сирот, находящихся в стационарных учреждениях.
Модернизация здравоохранения страны уже названа второй волной приоритетного национального проекта «Здоровье». Региональный проект станет частью масштабной федеральной программы преобразований в сфере здравоохранения, на разработку и реализацию которой Правительство РФ выделяет 460 млрд. рублей.
– Грядущая модернизация здравоохранения – это благо или очередная проблема для отрасли? Верить ли нам в положительный результат и как скоро произойдут позитивные изменения? Что по этому поводу думает ваш профсоюз?
– Говорить о том, какие результаты ожидаются в ходе реализации программы модернизации еще очень рано. Но могу сказать одно, что руководство страны, наконец, начало обращать внимание на проблемы здравоохранения: укрепление первичного звена
(повышение заработной платы участковым врачам и медсестрам, работникам ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов) и работникам скорой помощи, улучшение работы в родильных домах, женских консультациях и детских поликлиниках), улучшение материально-технической базы лечебных учреждений, которая долгое время находилась в плачевном состоянии. Поживем, увидим.