«Вредный» закон
Члены V Совета Волгоградского областного Совета профсоюзов единогласно поддержали и направили обращение к руководству страны и депутатам Государственной думы в связи с новыми проектами законов «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда». В нем многотысячная территориальная организация профсоюзов призвала органы федеральной власти реально оценить негативные последствия принятия данных законопроектов и не допустить снижения социальных гарантий для «вредников». Тем более в сегодняшних условиях, когда численность работающих во вредных и опасных условиях труда постоянно увеличивается. Только в Волгоградской области за последние пять лет доля занятых в неблагополучных условиях труда возросла в 1,4 раза и составляет 31 процент от числа работающих.
Какие положения новых законопроектов в сфере охраны труда вызывают опасения у профсоюзов? Какие дополнительные подзаконные акты необходимо рассмотреть депутатам Госдумы? Какие категории работников вредных производств выпали из поля зрения законодателей? Об этом шла речь на состоявшемся заседании V Совета областного Совета профсоюзов.
Все включено
Законопроекты «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием федерального закона «О специальной оценке условий труда» разработаны в рамках реализации Стратегии развития пенсионной системы РФ. По оценке профсоюзов, цель принятия данных законов в сфере охраны труда и пенсионного обеспечения «вредников» – сокращение бюджетного финансирования Пенсионного фонда РФ посредством постепенного перевода досрочных пенсий работающих во вредных и опасных условиях труда в систему негосударственного пенсионного обеспечения. А как в действительности будут решаться вопросы охраны здоровья, обеспечения социальной защиты тех, кто работает во вредных условиях труда, в законодательстве не просматривается.
– Законопроект «О специальной оценке труд» содержит положения, которые не только не способствуют улучшению условий труда, но и не обеспечивают справедливой компенсации работающим за труд в неблагоприятных условиях, - отметил Владимир Стариков, председатель облсовпрофа.– Сама идея закона о новых подходах к оценке условий труда, возможно, и правильная, так как списки «вредников» формировались 30 лет назад и в значительной мере устарели в связи с изменившимися условиями труда. Однако те новации, которые заложены в законопроекте, вызывают у профсоюзов массу вопросов и даже опасений. Этот неоднозначный проект может кардинально изменить качество системы оценки условий труда и системы начисления досрочных пенсий, к сожалению, не в лучшую сторону.
Лидер волгоградских профсоюзов напомнил, что специальная оценка условий труда призвана заменить аттестацию рабочих мест по условиям труда, которая так и не оправдала себя.
– По итогам 2012 года в Волгоградской области доля аттестованных рабочих мест по условиям труда от числа подлежащих аттестации составила только 47,2%. Из них около 50% была выполнена с нарушением законодательства. Предпринимались попытки «скорректировать» результаты аттестации, искусственно занижался класс вредности. В итоге аттестовано с соблюдением необходимых норм всего не более 20% рабочих мест. Это свидетельство того, что в нынешних условиях не реально заставить работодателя объективно оценивать условия труда на рабочих местах, – констатировал Владимир Стариков.
Особую обеспокоенность профсоюзов вызывает то, что специальная оценка труда определена законопроектами как единственная, комплексная процедура по выявлению потенциально вредных и опасных факторов на производстве. От ее результатов будут зависеть все мероприятия в сфере охраны труда: установление классов условий труда, предоставление льгот и компенсаций работникам, обеспечение их средствами индивидуальной защиты, организация медицинских осмотров работников, расследование несчастных случаев и т.д. А также уплата страховых взносов за «вредников» в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам.
Более того, предусмотренный в рамках новых законов переход от защиты профессиональных групп работников по спискам № 1 и № 2 к индивидуальной оценке условий труда, по мнению волгоградских профсоюзов, приведет к постепенной их ликвидации, отмене компенсаций и льготных пенсий за вредность.
СИЗ – есть, вредности – нет
Профсоюзы сомневаются и в объективности проведения специальной оценки условий труда, так как она полностью возложена на работодателя, который сегодня находится в сложных финансово-экономических условиях. При этом дополнительные тарифы в Пенсионный фонд за «вредников» в 2015 году вырастут до 9 процентов по списку №1 и до 6 процентов по списку №2. И вполне естественно, что работодатель будет делать все, чтобы сократить количество «вредных» мест на своем производстве.
– Получается, что судьба работника, занятого во вредных условиях труда, полностью зависит от финансового положения предприятия, – подчеркнул Михаил Ширшин, председатель областной организации нефтегазстройпрофсоюза РФ. – Причем как в случае, когда предприятие прибыльное и работодатель стремится по максимуму избавиться от вредных рабочих мест, не желая платить увеличенные страховые взносы, так и в ситуации, когда у работодателя нет средств на проведение оценки. Ну и совсем мало примеров, когда собственник пытается перевооружить производство и улучшить условия труда.
Как заметил руководитель обкома нефтяников, в недалеком будущем может получится так, что официально рабочих мест с вредными условиями труда совсем может не остаться. И законопроект фактически предоставляет такую возможность работодателю. В частности, допускается снижение класса вредности, если работник обеспечен эффективными средствами индивидуальной защиты.
– Даже если работника вагонного или локомотивного хозяйства, составителя поездов одеть в сертифицированную одежду или регулировщику скорости движения выдать самый дорогой инструмент для торможения отцепов с горки, – выступила от лица волгоградских железнодорожников Валентина Терехова, председатель первичной профсоюзной организации станции имени М.Горького, – то никаких изменений к уменьшению класса вредности не произойдёт. Будет тот же микроклимат, движущийся состав, вибрация, интенсивность и напряженность производственного процесса, связанного с риском для здоровья, а подчас и жизни.
В суд за вредностью!
Немало обязанностей, согласно положениям новых законопроектов, возложено на самих работников. И это не могло не вызвать критики со стороны профсоюзов. Так, работник должен лично участвовать в проведении специальной оценки условий труда на своем рабочем месте, обращаться за разъяснением по ней, обжаловать результаты спецоценки. Кроме того, от работника требуется согласие на присоединение к пенсионной программе работодателя, заключение отдельного соглашения с ним на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение. И пока работник во всем этом не разберется, его рабочее место будет переквалифицировано в безвредное.
– Данные права не обоснованы и излишни, – считает Валентина Терехова, – так как работник не имеет соответствующих знаний в области специальной оценки условий труда, а в комиссии, согласно ст.9 п.3 включены «представители выборного органа первичной профсоюзной организации…» и другие эксперты, которые отвечают за достоверность результатов. Участие работников и профсоюзов в процедуре специальной оценки условий труда, а именно при составлении перечня рабочих мест, на которых условия труда относятся к оптимальным, при замене экспертов в составе комиссии и т.д. – будет подрывать авторитет колдоговорного регулирования и профсоюза в целом.
Также в проекте закона не прописан алгоритм дальнейших действий члена комиссии, к примеру представителя профсоюза, несогласного с результатами спецоценки условий труда. Непонятно, кем и как будет учитываться мнение профсоюза?
Право выбора
Несвоевременным шагом профсоюзы считают реформирование системы пенсионного обеспечения работающих во вредных и опасных условиях труда. Речь идет о том, чтобы перевести льготные пенсии в негосударственные пенсионные фонды и в корпоративные пенсионные системы. А этот процесс государство контролировать уже не сможет, убеждены в профсоюзах.
– Новый законопроект дает право выбора – обеспечивать пенсией работающего во вредных и опасных условиях труда через государственный или негосударственный Пенсионный фонд, – сообщила Валентина Богданова, председатель первичной профсоюзной организации ЗАО «Волжскрезинотехника». – И условия предлагаются совершенно разные: тарифы отчислений за работника работодателем в негосударственный пенсионный фонд значительно ниже, чем в Пенсионный фонд РФ. Соответственно работодатель найдет возможность получить согласие работника на переход в негосударственный пенсионный фонд, особенно при приеме на работу. Все это можно расценить, как неприкрытую политику государства избавиться от ответственности за выплаты пенсий по спискам №1 и №2.
Более того, нет гарантий полноценного перечисления работодателем страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды за работников за все периоды работы во вредных и опасных условиях. А значит, и отсутствуют гарантии получения работающими досрочных пенсий в полном объеме независимо от действий работодателя.
Лечить тоже вредно
Еще один момент, на который обратили профсоюзы – в законопроектах нет ясности в отношении работников здравоохранения, работающих во вредных и опасных условиях труда – в рентгеновских, радиологических кабинетах, психиатрических, туберкулезных больницах и т.д. Как пояснила Ирина Ерохина, председатель областной организации профсоюза работников здравоохранения, в предлагаемых законопроектах не урегулированы вопросы оплаты страховых взносов за этих работников, не учтена специфика работы коллективов лечебных учреждений работающих в условиях системы обязательного медицинского страхования.
По ее словам, сегодня в учреждениях здравоохранения сложился многолетний кадровый дефицит. При изменении пенсионного законодательства, уменьшении государственных гарантий пенсионного обеспечения и внедрения негосударственного механизма досрочного пенсионного обеспечения складывается реальная опасность ухода из отрасли последних медработников.
– Считаю необходимым рассмотреть вопрос об изменении нормативных правовых актов, регулирующих обязательства и механизмы оплаты страховых взносов осуществляемых за медицинских работников и изыскании дополнительных денежных средств на эти цели. На законодательном уровне необходимо конкретно прописать государственные гарантии пенсионного обеспечения врачей, среднего и младшего медперсонала, механизм их реализации, определить источники финансирования. Обратить внимание при проведении специальной оценки условий труда на состояние здоровья медицинского работника и последствия влияния неблагоприятных факторов на здоровье на его рабочем месте.
***
– На данный момент не понятно, как будет работать вся эта система, – сказал в заключении Владимир Стариков. – Предложенные правительством РФ законопроекты в сфере охраны труда и пенсионного обеспечения «сырые», непроработанные, отсутствуют подзаконные акты к ним. Их принятие может привести к утрате основных механизмов социальной защиты работающих во вредных и опасных условиях труда, негативно скажется на состоянии здоровья работников. В результате будет нанесен ущерб всей системе базовых госгарантий пенсионного обеспечения «вредников». В этих условиях повышается ответственность профсоюзных организаций в отстаивании пенсионных прав работающих в каждом трудовом коллективе. И задача сегодняшнего дня - добиться, чтобы «вредники» сохранили в полном объеме социальные гарантии, пенсионные права и возможность досрочного выхода на пенсию.