Вкус хлеба
Несмотря на все экономические бури и кризисы, потребительская кооперация области доказала свое право на существование. Однако мало, кто догадывается, что ключевая роль в сохранении системы в самый трудный период, укреплении ее материально-технического и кадрового потенциала, принадлежит областному профсоюзу работников потребительской кооперации и предпринимательства.
Трудные времена
Во многих экономически развитых странах потребительская кооперация представлена широко. В Европе членами различных потребительских кооперативов являются около 60% активного населения. В Великобритании, в восьмидесятых годах, потребительская кооперация в общем розничном товарообороте занимала 8%. Доля норвежского кооперативного союза в национальном товарообороте составляет 11%, а шведских потребительских кооперативов - 20%. В Швейцарии продукты потребкооперации приобретает до 90% населения.
Но если в ряде развитых стран она пережила свои собственные рамки, а кооперативы, начинавшиеся с небольших артелей, переродились в мощные производства и даже банки, то в нашей стране кооперация – это непрерывная череда взлетов и падений, растаскивания и собирания имущества райпо, резкого снижения и поэтапного повышения показателей. Похожим образом, в течение двух последних десятилетий, ситуация, развивалась в нашей области.
В регионе когда-то целые поколения создавали заготконторы, кооперативные приемные пункты, производственные цеха и магазины. В ведении райпо находились не только торговые точки, но и общепит, столовые, рестораны и кафе. В ряде районов была налажена непрерывная производственная цепочка с замкнутым циклом.
Однако в девяностые областную потребкооперацию залихорадило не на шутку. Было все – дележи и рейдерские захваты кооперативной недвижимости, вывод активов под частную юрисдикцию, криминальные разборки со стрельбой, бесконечные суды.
Все эти перипетии пришлось пройти Надежде Федотовой, председателю профсоюза работников потребкооперации и предпринимательства Волгоградской области. Начав профсоюзную деятельность буквально «с чистого листа», в первую очередь она взялась за восстановление и сохранение самой структуры потребкооперации.
- В начале века сложилась такая ситуация, что именно профсоюзу выпала роль защитника системы в регионе, - рассказывает она. – Было время, когда поменялось девять руководителей облпотребсоюза. Один надеялся озолотиться, другому сложно было добираться на работу из района, третий оказался плохим организатором. В трудные времена, когда шли судебные тяжбы, а в целом ряде районов директора пытались присвоить себе магазины, кафе, производственные цеха, руководители потребобществ, члены профсоюза собирались у меня, обсуждали, как жить дальше.
Многое зависит от личности
По рекомендации Надежды Федотовой, председателя обкома профсоюза и Сергея Плюхина, руководителя Дубовского райпо, на должность председателя совета Волгоградского потребительского общества «Облпотребсоюз» была избрана Людмила Коваленко. Время показало, что решение было верным. Именно с ее приходом ситуация стабилизировалась, задышали многие предприятия системы, улучшились показатели, но самое главное, она сумела объединить все районные потребительские общества в единое целое - ВПО «Облпотребсоюз».
СамСергей Плюхин, руководитель Дубовского райпо, - умелый управленец и организатор производства и реализации продукции потребобщества. Все, кому довелось побывать в его производственных цехах и магазинах, знают какой натуральный, естественный вкус у копченостей, колбасных, кондитерских и хлебобулочных изделий, производимых на предприятиях райпо. Все предприятия системы в Дубовском районе работают рентабельно, а продукция регулярно выставляется не только на областных, но и районных ярмарках.
- Сергей Плюхин – дальновидный руководитель, - считает Надежда Федотова. – Он понимает, что сила потребкооперации – в объединении, взаимной поддержке и обмене полезным опытом. Все эти годы мы приглашали ученых из наших институтов, организовывали семинары и научно-практические конференции, собирали руководителей, технологов, бухгалтеров, анализировали юридические вопросы, маркетинг и разрабатывали конкурентную стратегию. Руководители системы понимают, что кооперация приносит несравнимо большие результаты, нежели «одиночное плавание» в рыночных условиях.
На проводимых научно-практических конференциях, с участием ученых системы, не раз поднималась тема адаптации старой структуры к новым рыночным условиям. Молодые ученые делились своими знаниями по маркетингу с председателями райпо, технологи знакомили их с новым торговым и производственным оборудованием, бухгалтера рассказывали о законодательных нововведениях. Все вместе они выезжали на места, изучали ассортимент конкурентов, думали над стратегией выживания. Такой синтез современных подходов и уже имеющейся материально-технической базы с «проверенными в деле» кадрами, принес свои плоды. Потребкооперация ожила.
Заработали предприятия и приемные пункты, обновилось производство, значительно увеличилось число студентов, желающих обучаться в профильных учебных заведениях.
Социальная миссия
В целом ряде районов, в процессах восстановления и сохранения потребкооперации, рука об руку участвовали руководители райпо и председатели профкомов. Так, например, благодаря тесному взаимодействию Нины Ивановой, председателя ЦПО Новоаннинского района и Надежды Блинковой, руководителя профкома, удалось отстоять здание универмага, который пытались «прибрать к рукам» местные коммерсанты. Сейчас там работает кондитерский цех, а продукция потребобщества известна не только в области, но и за ее пределами.
Буквально «с нуля» подняли районную потребкооперацию в Ольховском районе Татьяна Сорокина, председатель потребобщества, и Людмила Атарщикова, возглавившая профсоюзную первичку. Они сумели расплатиться по всем долгам перед банками и поставщиками, наладить производство продуктов питания.
Помню, как десять лет назад в Палласовском районе Михаил Батурин, руководитель Кайсацкого торгового предприятия, проводил по магазинам руководство облпотребсоюза. Небольшие торговые точки с небогатым ассортиментом, не выдерживающие конкуренции с обосновавшимися по соседству коммерсантами, начальство не впечатлили. Убытки, немотивированный, из-за низкой зарплаты, персонал, цены выше, чем у частников.
Все это шло в разрез с идеями, декларируемыми на советах и конференциях. Ценовая политика в торговых предприятиях системы должна была быть щадящей, выполняющей определенную социальную миссию – обслуживание покупателей с невысокими доходами. А еще каждый кооперативный магазин, как задумывалось, должен был стать, в определенной степени, сельским культурным центром, где посетитель мог выпить чая за столиком, полистать газету, купить лекарства в аптеке, сдать излишки продукции в приемном пункте. Михаил Батурин пообещал ситуацию исправить.
- Обещание свое сдержал, - говорит Надежда Федотова. – Оказался человеком слова. Выросли показатели, улучшилась работа побтребобщества. Сейчас он – один из лучших руководителей в системе облпотребсоюза.
В Николаевском райпо, одном из самых рентабельных, крупных по числу работников и членов профсоюза, хорошо отлаженную, разветвленную кооперативную систему сумел построить его руководитель Виктор Шкарупа. Магазины самообслуживания, принадлежащие обществу, работают рентабельно. А уровень сервиса по достоинству оценили даже представители центрального аппарата российской потребкоопрации. Райпо активно занимается заготовительной деятельностью, но, главная его особенность – стабильно работающее производство мясной продукции. В магазинах Николаевского райпо целые витрины мясных изделий представлены продукцией местных производственных цехов, которые пользуются спросом не только у николаевцев, но и волгоградцев.
Первый его помощник во всех начинаниях - Лилия Головня. В свое время она возглавляла профком, сейчас работает председателем правления общества.
В Светлоярском районе профсоюз появился с приходом нового руководителя Пригородного райпо – Ларисы Воеводиной. В результате профсоюзная организация вышла в число первых по уровню заработной платы среди работников потребкооперации.
Конечно, для отдельных райпо кризис еще не закончился, а заниматься засолкой огурцов и помидоров порою приходится даже руководителям потребобществ. Но Надежда Федотова уверяет, что в последние годы у потребкооперации выработался иммунитет ко всем неурядицам и катаклизмам. А работники, несмотря на почтенный возраст, научились находить выход из любых ситуаций.
- В ряде первичек председателям приходится ежедневно доказывать, что профсоюз необходим, - признается руководитель обкома. – В отдельных организациях мы даже понижаем суммы взносов, чтобы привлечь людей, но при этом членами профсоюза являются и руководители. Потребкооперация вновь переживает довольно сложный период, мы ведь не можем жить в отрыве от экономики всей страны. Но наша система всегда была богата кадрами - людьми дисциплинированными, ответственными, и в то же время открытыми, готовыми прийти на выручку в самую трудную минуту. На них вся надежда. В этом - залог будущего развития потребкооперации.