Ночью и днем
Бесперебойное движение трамваев и троллейбусов Волгограда обеспечивают специальные службы, которые существуют в МУП «Метроэлектротранс». Среди них служба пути, энергохозяйства, скоростного трамвая, вычислительной техники, автоматики и связи и др. Особое место занимает служба движения, в задачи которой входит организация пассажирских перевозок, руководство и контроль за регулярностью движения, разработка рациональных маршрутных схем.
Главной фигурой в организации движения является центральный диспетчер. В тот день, когда мы побывали в центральном диспетчерском пункте МУП «МЭТ», дежурила старший центральный диспетчер Ирина Краюшкина.
– В течение смены на нас лежит ответственность за весь пассажиропоток на городском электротранспорте, – поясняет старший центральный диспетчер Ирина Краюшкина. – Диспетчер, фактически – руководитель движения. Обо всех сбоях в движении, связанных с ДТП, погодными условиями, техническими неполадками на подвижном составе, сообщается центральному диспетчеру. Наша задача – скоординировать работу всех служб, чтобы оперативно восстановить движение, войти в график.
Поэтому в функции центрального диспетчера входит поддержание контактов с автоинспекцией, городскими службами, отвечающими за состояние дорог, освещение улиц, медицинскими учреждениями и т. д. Он информирует промышленные предприятия о закрытии движения трамваев и троллейбусов в период производства работ, например на водоканале или на других городских коммуникациях. В случае необходимости на центрального диспетчера выходят напрямую руководители города.
Дежурство в центральном диспетчерском пункте круглосуточное. Дневные смены чередуются с ночными. Пока мы общались с Ириной, телефон у нее и ее коллег звонил через каждые две минуты: ведь вся информация с маршрутов трамваев и троллейбусов стекается именно сюда.
– Сегодня еще спокойный день, – комментирует она. – Иногда приходится отвечать сразу по трем телефонам. Особенно напряженная работа у диспетчеров в сложные погодные условия, когда снегопад, туман, гололед. На дорогах увеличивается число ДТП, из-за скачков температур и обледенения бывают обрывы контактной сети. В этих условиях необходимо принять экстренные меры по восстановлению движения. Из-за снегопадов подготовка к выходу трамваев и троллейбусов на маршруты начинается еще ночью. Нужно организовать работу служб, чтобы к утру трамвайные пути и проезжая часть были расчищены, посадочные площадки обработаны песком. Чтобы утром пассажиры добрались на работу без проблем и опозданий.
Безусловно, что работа диспетчера ответственна, напряженна, требует дисциплинированности, концентрации, умения быстро понять, проанализировать ситуацию и принять верное решение. Поэтому в диспетчерской службе работают грамотные, коммуникабельные, ответственные люди, как правило, с высшим или средним специальным образованием, имеющие большой опыт работы на предприятии.
Так, Ирина Краюшкина работает на предприятии с 1999 года. Она – представитель молодого поколения трудовой семейной династии предприятия, общий стаж работы которой достиг 154 лет. Когда-то на волгоградских трамваях работала кондуктором ее бабушка Таисия Евтушенко, в депо трудилась тетя – Надежда Гущина, дядя - Анатолий Михайлов, родители Олег и Валентина Евтушенко.
Прежде чем стать центральным диспетчером Ирине пришлось поработать диспетчером на конечных станциях, освоить особенности этой профессии, ее нюансы, потом стажировка и, наконец, самостоятельно работа. А дальше – постоянное повышение уровня своей квалификации, которую и сейчас приходится ежегодно подтверждать на экзаменах.
Много лет Ирина Краюшкина, как и подавляющее большинство членов трудового коллектива центральных диспетчеров, состоит в профсоюзе, который помогает организовать отдых работников на море и в местных санаториях. Для детей предприятия есть возможность приобрести путевки в оздоровительные лагеря области с 10% оплатой.
- Работаю на той самой должности, на которой много лет трудилась моя мама, - говорит она. – Ко многому обязывает…