Усиление контроля
Больше принципиальности
Престиж работы на железной дороге растет. Причем, по разным специальностям. На станции, в депо приходит все больше людей с высшим образованием. Технологии усложняются, растут требования работодателей к профессионализму, но, вместе с этим, увеличивается нагрузка, объемы работ на отдельно взятого сотрудника. Важнейшая задача отраслевого профсоюза в этих условиях – обеспечить на рабочих местах охрану труда и безопасность для членов трудовых коллективов.
На прошедшем, с участием руководителей первичных профсоюзных организаций, главных инженеров и инженеров по охране труда структурных подразделений железнодорожного транспорта региона, а также службы охраны труда Приволжской железной дороги, IX заседании комитета Волгоградской территориальной организации РОСПРОФЖЕЛ были рассмотрены вопросы повышения уровня безопасности в сфере труда железнодорожников.
Николай Епишин, председатель Волгоградского Теркома РОСПРОФЖЕЛ, отметил, что улучшение условий труда, экологической обстановки, укрепление здоровья трудящихся являются приоритетными задачами профсоюза. 2013 год объявлен годом здорового и безопасного труда. Однако, несмотря на меры, предпринимаемые администрацией и профсоюзными комитетами структурных подразделений железнодорожного транспорта, осуществляющих свою производственную деятельность на территории Волгоградского региона, в области охраны труда сложилась крайне неудовлетворительная ситуация в текущем году.
С начала года произошло восемь случаев производственного травматизма, в которых пострадало девять работников, в том числе, два случая со смертельным исходом. Ситуация выглядит неблагополучной на фоне статистики всей Приволжской железной дороги и организаций других отраслей промышленности региона.
- Приходится признать, что при расследовании несчастных случаев, председатели первичных профсоюзных организаций не всегда принципиально подходят к вопросу осуществления реальной защиты прав и интересов пострадавших работников, - отметил профлидер. – Например, в Петроввальской дистанции пути, при расследовании производственной травмы, члены профкома установили, что она была получена по грубой неосторожности пострадавшего. Только специально созданной комиссией по расследованию несчастного случая, с привлечением представителя Гострудинспекции, этот факт был опровергнут и переквалифицирован.
Решением вопросов, связанных с практической реализацией установленных норм и правил по охране труда в организациях железнодорожного транспорта Волгоградского региона, ежедневно занята значительная часть персонала специалистов по охране труда, промышленной безопасности и экологическому контролю.
Уполномоченные по охране труда от профсоюза, при проведении проверок, особое внимание уделяют вопросам обеспечения работников сертифицированной спецодеждой и спецобувью, применению исправного инструмента, созданию безопасных условий труда на рабочих местах и улучшению санитарно-бытовых условий. По результатам проверок руководству направляются предложения на устранение выявленных замечаний.
Первичными профсоюзными организациями Волгоградского Теркома поддерживается постоянный контроль за использованием денежных средств ежегодно выделяемых из профбюджета на улучшение условий труда и быта работников структурных подразделений. Сумма средств, затраченных в 2013 году на эти мероприятия, составила более 2 млн. рублей.
Важным фактором, влияющим на уровень травматизма работников, является обучение основам безопасности. Однако при этом всем заинтересованным структурам, ответственным за охрану труда еще предстоит решить много задач - по выводу работников хозяйства пути из опасных зон в зимний период, устранению острой проблемы с укомплектованностью дистанций пути штатными сигналистами, усилению контроля за применением сверхурочных часов работы.
Интересно было услышать по этим вопросам мнение людей с мест, представителей первичных профсоюзных организаций структурных подразделений регионального отделения РЖД.
Как сохранить льготы?
Елена Крячек, уполномоченный охране труда станции им. Максима Горького согласилась с тем, что более эффективная работа возможна только при полном выполнении пунктов, ранее принятых в различных постановлениях ЦК профсоюза.
- Но, если уполномоченный по охране труда регулярно поднимает одни и те же вопросы, а они не решаются – пропадает всякий интерес к общественной работе, - поделилась она своими размышлениями. – Для нас самая большая награда, когда к нашим замечаниям прислушиваются, когда в сфере охраны труда администрация все-таки наводит порядок. Наиболее результативно получается это там, где инженер по охране труда вместе с главным инженером, в течение долгого времени, работают вместе.
Вера Крыхтина, председатель первичной профсоюзной организации ПЧМВ – механизированной дистанции пути, затронула в своем выступлении проблему обеспечения рабочих качественным питанием. Уделять больше внимания контролю за переработками, сверхурочными часами призвал Владимир Остапенко, председатель ППО эксплуатационного локомотивного депо станции им. Максима Горького.
- На нашем предприятии около 400 человек с начала года уже имеют наработку сверхурочных часов свыше 120 часов, - рассказал он. – Мы постоянно ставим перед администрацией вопросы по поводу соблюдения установленных режимов работы и их продолжительности, потому что из-за оптимизации производства, на всех участках он превышает предельно допустимые десять часов.
Валентина Терехова, председатель ППО станции им. Максима Горького, считает, что такой сфере, как охрана труда, профсоюзам необходимо уделять пристальное внимание.
С нового года им предстоит большая работа. Уже прошел первое чтение федеральный закон о специальной оценке условий труда, с принятием которого возникает проблема сохранения действующих сегодня гарантий работникам, занятым на опасных и вредных производствах. Это дополнительный отпуск, специальные надбавки, сокращенная рабочая неделя и самое главное – досрочный выход на пенсию.
Для нашей области данная тема актуальна. В подразделениях железнодорожного транспорта региона трудится 16 тысяч рабочих, из которых 3800 человек досрочно, в соответствии со списком № 2, уходят на пенсию. В основном они заняты на рабочих местах с неустранимыми вредными факторами. На станции им. Максима Горького из 420 работников на рабочих местах, относящихся к этой категории, трудится 267 человек. 128 из них – досрочные пенсионеры по списку № 2.
- Наша задача – сохранить льготы, которыми обеспечиваются такие работники на сегодняшний день, - говорит Валентина Терехова. – Профсоюзам, призванным стоять на защите прав и интересов работников, необходимо проконтролировать, чтобы вносимые на законодательном уровне изменения не пошли им во вред.
Подводя итог заседания, Николай Епишин призвал руководителей всех рангов на железной дороге начинать рабочий день с вопросов о безопасности производства. Одновременно он отметил, что улучшение ситуации в сфере охраны труда во многом будет зависеть от профессионализма и боевитости председателей первичных профсоюзных организаций.