Безграничный трудовой ресурс
В последнее время на профсоюзных форумах регулярно затрагивается вопрос подготовки молодых квалифицированных кадров, способных стать достойной сменой старшему поколению. В нашем городе с этой функцией успешно справляется Волгоградский филиал ОУП ВПО «Академии труда и социальных отношений». В нем работает много талантливых, энергичных педагогов, к числу которых можно отнести Елену Алимову, старшего преподавателя кафедры экономики и менеджмента.
В Волгоградском филиале она практически, с начала его основания в 2002 году. Окончив Волгоградский государственный университет по специальности «Менеджмент», сдала минимум на соискание кандидатской степени и в настоящее время преподает сразу несколько дисциплин – «Историю менеджмента», «Экономическую теорию (Макроэкономику)», «Экономику труда», «Рынок труда», «Анализ и моделирование трудовых показателей», «Аудит и контроллинг персонала». Основная сфера научных интересов – исследование трудовых процессов и анализ эффективности управления трудовыми ресурсами. Елена Алимова – автор статей и целого ряда учебных пособий, включая такие как «Экономика предприятия» и «Анализ и моделирование трудовых показателей».
- Мы начинали работать еще на базе учебно-методического центра в областном Совете профсоюзов, - вспоминает она. – Тогда профсоюзная группа и весь коллектив составлял всего пять человек. Сейчас - три кафедры с серьезными научными кадрами и около тысячи студентов.
В среде молодежи учебное заведение пользуется заслуженным авторитетом. У российской Академии труда и социальных отношений 94-летняя история. Это один из старейших вузов страны со своими университетскими традициями, ставший одним из ведущих российских учебных и научно-методических центров в сфере экономики и социологии труда, социального менеджмента, финансов и юриспруденции.
Основное направление, на котором специализируется Елена - экономика труда. Предмет исследования – трудовые ресурсы. Во всем мире, поясняет преподаватель, самым прогрессивным и эффективным ресурсом является человеческий. Именно он, по сравнению с другими факторами производства, обладает большим преимуществом. При минимуме затрат человеческий ресурс несет громадный потенциал, прежде всего, из-за врожденной способности и стремления людей к саморазвитию и совершенствованию.
- Тема интересная, потому что человек безграничен в проявлении своих трудовых способностей, - говорит Елена Алимова. – По идее, на каждом предприятии должен быть, в составе стратегического плана развития самого предприятия, план развития трудовых ресурсов. Поддерживать их нужно целенаправленно и на научной основе, это единственно верный путь. Конечно, в плане защищенности трудовых ресурсов еще есть над чем работать.
Елене Алимовой, в основном, приходится читать лекции студентам-заочникам. Это люди, в возрасте от 20 до 40 лет, чей социальный и профессиональный статус чрезвычайно разнообразен. И, если люди старшего поколения хорошо представляют преимущества, которые дает профсоюз, то молодежь, работающая даже на крупных предприятиях, порою узнает о существовании профсоюзов, их целях и задачах только в студенческой аудитории. Есть и зависимость от состояния дел в той или иной отрасли. Например, студентов, работающих на крупных предприятиях (ОАО «Международный аэропорт Волгоград» или ОАО «Российские железные дороги») не нужно убеждать в необходимости вступления в профсоюз. В этих отраслях, в плане социальных гарантий, соблюдения норм по безопасности и охране труда, контролю за различными выплатами и компенсациями, профсоюз дает своим работникам многое. Однако ситуация в торговой сфере оставляет желать лучшего.
По мнению преподавателя, наиболее наглядно учащиеся убеждаются в полезности и эффективности профсоюза при рассмотрении вопросов, связанных с организацией труда и его оплатой, а также защитой интересов работника. Студенты понимают, что в спорных ситуациях только профсоюз является единственным гарантом защиты их интересов.
Сама Елена Алимова в профсоюзе уже около десяти лет. И, хотя ее личный опыт взаимодействия с профсоюзной деятельностью ассоциируется большей частью с приятными моментами – организацией отдыха и празднованием юбилеев, наличие коллективного договора и первички в учебном заведении в ряде случаев помогло защитить трудовые права сотрудников вуза.
Старший преподаватель считает свою работу интересной. С одной стороны, приходится изучать огромный объем информации, просматривать литературу, периодику, сайты, касающиеся нововведений в экономическом, налоговом, трудовом законодательстве. С другой – постоянное общение со студенческой аудиторией. Нет рутины, за партой – совершенно разные люди, представляющие различные социальные слои и профессии, со своими взглядами на жизнь и профсоюзную проблематику. Учебные занятия в форме совместных обсуждений, дискуссий, деловых игр, решения ситуационных задач, поиск истины и постоянное сопоставление теории с практикой, с реальной жизнью – это современное обучение в вузе.
В ближайших планах Елены – написание статей и разработка научно-методических комплексов, а также подготовка к очередной процедуре аттестации филиала.