Важные решения через долгий диалог
Заседание трехсторонней комиссии прошло в режиме жесткой и открытой дискуссии. Причем тон задавала профсоюзная сторона. И не случайно. На повестке дня были сложные вопросы, решить которые в одночасье означало бы повлечь череду новых проблем. Регион и так по ряду причин социально-напряжен – зреет недовольство трудового народа, считают профсоюзы.
Оздоровление детей: позиция профсоюзов
Система возмещения денег на детский отдых с помощью фонда социального страхования ушла в небытие. Взамен старой и удобной системы возмещения средств за счет ФСС пришла новая – более бюрократизированная и сложная, повлекшая за собой множество проблем.
– С 2010 года в связи с передачей полномочий в регионы отдых детей организуется в принципиально новых условиях. Прошлый год был не простой. Проводились многочисленные консультации, совещания, обсуждался этот вопрос и на заседании областной трёхсторонней комиссии, – отметила в своем выступлении Тамара Емельянова, заместитель председателя облсовпрофа. – Нам удалось в прошлом году максимально сохранить в регионе прежние подходы к отдыху детей и оздоровительную кампанию завершить успешно. Но в этом году мы столкнулись с непреодолимым препятствием. К сожалению, вышел областной закон «Об организации отдыха и оздоровления детей в Волгоградской области» от 15.07.2010 №2079-ОД, который был принят без учёта мнения профсоюзов, наших предложений и поправок. С 2001 года профсоюзы выступали против принятия такого закона, доказывали депутатам, что он ущемит интересы трудящихся. И это подтвердила жизнь.
Несмотря на то, что Счётная палата Российской Федерации уже много лет рекомендует принимать региональные законы по лету, сегодня в России их имеют лишь 6 регионов (Костромская область, г. Санкт-Петербург, республики Хакасия и Алтай, Красноярский край). Ну и теперь Волгоградская область. И эти законы в других регионах носят рамочный характер. У нас же закон конкретизирован, препятствует работе и ущемляет права работников на оздоровление детей.
Первое. В нём отсутствует понятие дети работников бюджетной сферы. Фактически органы власти, как работодатели для бюджетников, отказались от своих работников. Им говорят: ищите деньги, выкупайте путёвку за 10647 рублей и 2-3 месяца ожидайте 70-процентной компенсации. Это неприемлемо для основной части работников бюджетной сферы. Средняя зарплата в образовании и здравоохранении 11 тысяч рублей, в культуре – 7 тысяч. Вынужденные действия - попытки областной Администрации закомуфлировать места для бюджетников в виде 15-процентных путёвок в профильные смены, по сути, унижают всех тех, кто работает в бюджетной сфере. А потребность у этой категории работников, если судить по прошлому году - около 6 тысяч детских путёвок.
Второе. Это нонсенс, в переводе на русский язык: несуразность, бессмыслица, несообразность, нелепость, что дети из малоимущих семей лишились по этому закону возможности оздоравливаться. Ведь именно эти семьи должны стоять во главе угла во всех социальных программах. В законе прописаны лишь дети из неполных и многодетных малоимущих семей. Все заявления КСП о каких-то миллиардах рублей, которые понадобятся на малоимущих - это фантазия. Все годы мы больше 4 тысяч этой категории детей не набирали при всём нашем усердии.
Третье. В законе прописали однократность пребывания ребёнка в течение года в лагере, а это значит, что если родители направили в конце мая - начале июня ребёнка в пришкольный лагерь, чтобы он не слонялся на улице, то в течение всего года теряется право на его оздоровление в загородном или санаторном лагере. То есть больной ребёнок уже не попадёт в санаторный лагерь.
Четвёртое. У нас осталось всего 4 загородных лагеря предприятий, но это лучшие лагеря. Только за 3 последних года закрылись 5 заводских лагерей. И наша задача благодарить эти предприятия, помогать им сохранять лагеря. Вместо этого закон лишил такие предприятия права на компенсацию 50 процентов стоимости путёвок для своих работников. А это 4 тысячи детей. Более того, фактически уже не первый год власть через суды пытается забрать лагерь у ОАО «Каустик» и перепрофилировать его.
В заключение хочу напомнить, что когда передавали полномочия в субьекты, были установки Правительства ничего в механизме организации отдыха в регионах не менять. В Комплексе мер по выполнению поручений Президента РФ по этому вопросу подчёркивается необходимость взаимодействия с профсоюзами. В нашей области профсоюзы находят понимание со стороны областной Администрации. Мы вместе организуем и контролируем процесс оздоровления детей. Вместе с администрацией профсоюзы считают себя ответственными за оздоровление детей трудящихся.
И мы надеемся, что сегодняшнее предложение профсоюзной стороны о безотлагательной приостановке либо отмене действия областного закона будет поддержано нашими социальными партнёрами: и администрацией, и работодателями.
Мы должны согласиться, что действующий закон препятствует эффективной работе по оздоровлению детей. Всё можно регулировать нормативным актом - постановлением Администрации области. Как это было у нас ранее и есть сегодня в подавляющем большинстве регионов РФ.
Голос народа да власти в уши
Эмоциональными, нелишенные здравого смысла и конкретики звучали выступления профсоюзных работников различных отраслей, которые на местах занимаются решением проблем, связанных с оздоровлением детей трудящихся. Критика в адрес власти, причем законодательной и исполнительной, набирала обороты и все более обнажала тему. Теорию всегда нелегко внедрить в практические процессы. В жизни все оказывается сложнее, однако «смеяться над детьми», как прозвучало в одном из выступлений, профсоюзы никому не позволят.
В итоге длительного обсуждения выяснилось, что власть, собственно, говоря, тоже не поддерживает областной закон №2079, о чем открыто заявил Виктор Максин, заместитель главы Администрации Волгоградской области по образованию, науке, спорту и молодежной политике. По его словам, «власть готова к конструктивному диалогу и опыт профсоюзов в организации детского отдыха должен использоваться максимально». Поэтому решение, выработанное в результате работы трехсторонней комиссии, обрело следующий смысл.
Трехсторонняя комиссия признала, что, во-первых, «положения закона Волгоградской области «Об организации отдыха и оздоровления детей в Волгоградской области» от 15 июля 2010 года № 2079-ОД препятствуют эффективной организации отдыха и оздоровления детей, а именно:
- снижают доступность оздоровления детей работников бюджетной сферы, малообеспеченных и безработных граждан;
- ущемляют интересы предприятий и организаций, имеющих на балансе загородные детские оздоровительные лагеря, в части возмещения за счёт средств областного бюджета 50 процентов стоимости путёвок, выданных работникам этих организаций;
- ограничивают применение мер государственной социальной поддержки при оздоровлении детей в разных типах лагерей в течение года».
Во-вторых, «Администрации Волгоградской области рекомендовано инициировать оперативное внесение изменений в региональные нормативные правовые акты в целях совершенствования порядка организации работы по отдыху и оздоровлению детей и механизма взаимодействия сторон социального партнёрства – органов исполнительной власти, работодателей и профсоюзов».
Далее, «комиссия считает целесообразным участие трудовых коллективов в процессе распределения путёвок в загородные и санаторные оздоровительные лагеря, предоставление возможности родителям оформления и получения путёвок по месту работы, осуществление общественного контроля за оздоровлением детей трудящихся».
В-четвертых, «Региональному объединению работодателей (некоммерческой организации) «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области», Волгоградскому областному Совету профсоюзов рекомендовано обеспечить выполнение колдоговорных обязательств в части обеспечения долевого финансирования путёвок в загородные детские оздоровительные лагеря и сохранения и развития материальной базы для детского отдыха, находящейся в их собственности или оперативном управлении».
И, наконец, всем сторонам социального партнёрства необходимо принять меры по недопущению приостановки деятельности, перепрофилирования действующих детских оздоровительных учреждений.
И не ягнята, и не молчат
Обсуждение второго вопроса повестки дня – О ситуации в сфере оплаты труда в Волгоградской области – было не менее жестким и нелишенным критики. Заданный профсоюзами в начале встречи тон продолжился. Корректно и образно лидер волгоградских профсоюзов подчеркнул, что «профсоюзы – это немолчаливые ягнята», с их мнением нужно считаться и это касается, в первую очередь, вопросов, социальной защищенности трудящихся.
– Заработная плата большинства работников в производственной сфере и практически всех работающих в здравоохранении, народном образовании и культуре, не отвечает реальной стоимости человеческого труда, не обеспечивает воспроизводство рабочей силы, не покрывает фактические затраты на жизнеобеспечение их семей. Хотя по статистике мы живем хорошо: минимальный набор продуктов питания стоит всего навсего 2499 рублей, прожиточный минимум трудоспособного человека – 6024 рубля, другими словами, даже учитель получающий зарплату около 11 тысяч рублей, может содержать одного человека, а работники получают 15329 руб. (номинальная средняя зарплата). Тот и вовсе прокормит семью из 3-х человек, – подчеркнул Павел Николаенко, председатель областного Совета профсоюзов.
Но это на бумаге. Фактически реальная стоимость зарплаты по самым скромным подсчетам сегодня ниже на 20-22%, а нормы, заложенные для расчета потребительской корзины с учетом роста цен на продукты питания 16-20%, жилье – 15% и услуги 25% реально не обеспечивают жизни даже самого работника.
Поэтому мы профсоюзы с полной ответственностью заявляем: заработную плату нужно постоянно пересматривать, для начала индексировать на коэффициент розничных цен. Сегодня это 8,5 – 10%. Мы на прошлой комиссии об этом говорили. Но, «воз и ныне там». Мы получаем информацию, что работодатели вновь не спешат с индексацией, хотя решение Конституционного суда РФ однозначно – индексировать. Они ждут еще каких-то разъяснений.
Такая позиция руководителей предприятий вынуждает профкомы решать эту проблему в судебном порядке.
Несмотря на договоренность по Соглашению, вторая проблема – выполнение регионального Соглашения о минимальном размере оплаты труда (около 7200рублей). По данным комитета по труду и занятости и по нашему мониторингу почти 1400 работодателей направили отказ об установлении такой минимальной зарплаты, в тоже время комитетом по труду занятости установлено, что как минимум 500 из них могут эту сумму платить.
Кстати, среди них имеются государственные предприятия, в том числе пассажирские автотранспортные предприятия: Калачевское и другие. По этим предприятиям мы уже просили разобраться Администрацию области.
Мы обращаемся к работодателям еще с одной проблемой. В области подписано 2738 коллективных договоров, около одной тысячи в городе. Практически во всех имеются обязательства о том, что тарифная (основная) часть зарплаты должна составлять 65% в заработной плате, что позволяет стабилизировать зарплату, сделать ее менее подверженной желанию работодателей. На деле этого нет. А это возвращает нас к «черной» или «теневой» зарплате, с которой нет поступлений в бюджет области, значит, нет повышения зарплаты бюджетникам. Вы знаете, что только в этом году впервые за три года, возможно, будет проиндексировать зарплату врачей, учителей, работников культуры на 6,5%.
Экономика области сейчас на подъеме. Нужно также ответственно решать и вопросы зарплаты. Мы не решим задач производства, не решая задачи зарплаты. Достойная зарплата должна соответствовать достойному труду.
Нам бы хотелось, чтобы эти вопросы стали предметом обсуждения Совета директоров области и города. Нам также необходимо вернуть закон «О регулировании оплаты труда на территории Волгоградской области». О его полезности, я думаю, не стоит говорить.
Вектор совместного движения
Замечания профсоюзов и выдвинутые ими предложения на заседании трехсторонней комиссией по вопросу оплаты труда были также учтены.
В результате решение было следующим: Администрации Волгоградской области рекомендовано
– «обеспечить дальнейшее развитие системы взаимоотношений с органами местного самоуправления в вопросах проведения мониторингов уровня заработной платы, установленного работодателями юридическими и физическими лицами, с целью выявления резервов для последующей легализации заработной платы.
– содействовать заключению территориальных соглашений о социальном партнерстве в муниципальных образованиях области в соответствии с Постановлением Главы Администрации Волгоградской области (ред. от 04.02.2011г.) "О развитии социального партнерства в Волгоградской области";
– рассмотреть возможность по итогам I полугодия увеличения размера индексации заработной платы работников бюджетной сферы.
Государственной инспекции труда в Волгоградской области рекомендовано «усилить государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
Главам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области рекомендовано «активизировать работу межведомственных комиссий по обеспечению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области, обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды и повышению результативности бюджетных расходов по вопросам:
- соблюдения работодателями трудового законодательства по своевременной и в полном объеме выплате заработной платы работникам;
- проведения адресной работы с работодателями по выполнению ими Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Волгоградской области с целью увеличения темпов роста заработной платы».
Волгоградскому областному Совету профсоюзов рекомендовано на предприятиях, где имеются коллективные договоры осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
Союзу промышленников и предпринимателей и Объединению предпринимательских организаций работодателей малого и среднего бизнеса области рассмотреть на своих заседаниях вопросы по оплате труда, в т.ч. о реализации соглашения о минимальной заработной плате в регионе и проведении индексации заработной платы работников.
Работодателям рекомендовано устанавливать коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами заработную плату не ниже размера, определенного в Региональном соглашении о минимальной заработной плате в нашей области.
(Использованы материалы отдела социальных гарантий, отдела экономики и трудовых отношений облсовпрофа )