На реке и море
Кто из мальчишек в детстве не грезил о дальних плаваниях, далеких странах, суровых штормах, бескрайнем море? Наверное, романтикой дальних странствий в середине прошлого века было увлечено большинство представителей юного поколения. Вот и Анатолий Сосновченко попал в их число. В те годы в Камышинском порту, а сам он родом из этих мест, жизнь бурлила - перевозилось множество грузов – не только нефть и бензин, но и уголь, овощи, речной песок, было задействовано много местных жителей.
Сразу после прохождения армейской службы Анатолий Петрович отправился на другой конец страны - поступать в Находское училище рыбной промышленности. Тогда все, что связано с морскими профессиями было окружено ореолом романтики, поступить было неимоверно сложно – конкурс достигал 10 претендентов на место. Но, по иронии судьбы, тем, кому не удалось поступить на престижные в те годы специальности механика или радиста, связанных с океанскими просторами и риском для жизни, уходили на другие факультеты, становились директорами рыбных магазинов, ресторанов и, в итоге, гораздо комфортнее устроились в жизни.
- Но тогда вопрос для настоящих моряков так не стоял, - улыбаясь, вспоминает Анатолий Сосновченко. – Все мечтали стать настоящими «морскими волками». Морская романтика, шторма, долгая охота за китами, приличные заработки за настоящую мужскую работу – все, о чем мы мечтали.
Анатолию Сосновченко, работавшему на китобойном судне механиком, пришлось вкусить этой романтики Дальнего Востока сполна – шторма, погоню за кашалотами, морскую качку, действовавший на нервы штиль, и опасные пируэты японских военных самолетов над судном, контролировавшим время от времени его движение.
Китобойный промысел на Дальнем Востоке тогда рассматривался как важное подспорье для экономики – жир китов применялся в в текстильной, химической промышленности, даже парфюмерии и косметологии. Из мяса китов производили колбасы, консервы, белковые концентраты, из печени — вырабатывали витамины, лечебные препараты. Делались попытки использовать шкуру кашалота даже в кожевенной промышленности — для изготовления обувных подошв. Экипаж китобойного судна состоял из 31 человека. В числе них, механиком, много лет плодотворно работал и Анатолий Петрович.
- Со многими выпускниками училища мы до сих пор поддерживаем дружеские отношения, - рассказывает он. – Общаемся, перезваниваемся, приезжаем в гости. Морское братство – это сфера особая. Суровые ветра, качка, по несколько месяцев вне дома – для того, чтобы все это выдержать требовалась определенная выдержка, смелость, любовь к морю и способность к взаимовыручке. Но все-таки профессия накладывала свой отпечаток, к штормам рано или поздно все настолько привыкали, что гораздо хуже на нервы действовал полный штиль. Однако с конца семидесятых условия китобойного промысла значительно ухудшились в связи с резким уменьшением численности китов, а в конце восьмидесятых в нашей стране китобойный промысел фактически прекратился. И когда суда китобойной флотилии совершили свой последний рейс, я понял, что пора переквалифицироваться.
Анатолий Сосновченко вернулся на родину, в ОАО «Волгоградский речной порт». Работал механиком, групповым механиком, застал еще то время, когда речфлотом, из-за дешевизны топлива перевозился наибольший объем грузов, а по Волге вовсю курсировали «Ракеты», «Метеоры» и другие плавсредства, доставлявшие пассажиров из одного населенного пункта в другой не только по региону, но и другие области.
- Доплыть по реке можно было в десятки раз быстрее, чем автотранспортом, - вспоминает Анатолий Петрович. – В речпорту тогда имелось несколько трехпалубных пассажирских судна и даже быстроходное судно на воздушной подушке, способное с колоссальной скоростью передвигаться по мелководью, значительно экономя время пассажира. Это было настоящим чудом техники мирового уровня. Когда-то на Волге был даже свой ледокол, в котором тоже была необходимость в наиболее суровые зимы. Ну а когда годы стали брать свое, сейчас мне уже семьдесят четыре, я перешел в вахтенные матросы.
Однако, несмотря на столь почтенный возраст, Анатолий Петрович признается, что порою о нем просто забывает, а в командировках, например, чувствует себя практически на равных с молодыми. Возможно, потому что по-прежнему старается поддерживать хорошую физическую форму – делать физззарядку, вести здоровый образ жизни. У него двое детей и четверо внуков. На работу ходит с удовольствием. Многие годы он является активным членом профсоюза работников водного транспорта.
- Я благодарен судьбе, что она сводила меня с замечательными, трудолюбивыми людьми, настоящими мастерами своего дела, - признается он. – В свое время меня мне передали свой богатый опыт наставники Юрий Коньков, Анатолий Лебедев, долгие годы, рука об руку, мы проработали вместе с Владимиром Кокоревым, нынешним председателем профкома ОАО «Волгоградский речной порт». Работа на флоте, будь то море или река – это особое состояние души. Я видел много людей, пытающихся уйти в другие сферы и отрасли, но рано или поздно снова возвращались, а это говорит о том, что жизнь без реки они просто не представляют.