У бегущего колеса
И Пешков по этим дорогам ходил
Поселок им. Максима Горького насчитывает давнюю историю. В 1862 году здесь пролегла железная дорога Царицын – Калач-на-Дону, одна из первых в Российской империи. Первоначально она существовала как самостоятельная дорога и называлась Волжско-Донской. Ее путь в 72 версты пролегал от станции Волжская у Ельшанской балки до Калачевского затона станции Донская. А построили ее именно здесь благодаря тому, что «противники прогресса» из местных извозчиков в соседней местности подняли бунт из-за боязни потерять доход.
На пути этой магистрали, на самой высокой точке между Волгой и Доном, располагалась станция Крутая, которая получила свое название из-за подъема, идущего вдоль Ельшанского оврага выше уровня Волги на 95 метров. Изначально это была обычная конка и крутой подъем, в свою очередь, как раз, напротив, поспособствовал прогрессу - лошадь, которая не в состоянии была тянуть вагон на гору была заменена на паровой двигатель.
Знаменита станция, в те годы носившая название Крутой, еще и тем, что здесь с 1888 по 1889 год в должности весовщика работал Алексей Пешков – будущий писатель Максим Горький. Первые впечатления от небогатой жизни местных обитателей, тяжелого труда, однообразной провинциальной жизни небольшого поселка повлияли на становление российского классика. С 1900 года станция Крутая была переименована в Воропоново, по имени местного предпринимателя. И только в начале пятидесятых ей дали название в честь великого русского писателя.
Важный транспортный узел
Историей поселка, станции Валентина Терехова, председатель профсоюзного организации железнодорожной станции им. Максима Горького, интересовалась всегда.
- В юности у меня было желание поступить на истфак, поскольку и в школе история была самым любимым предметом, - рассказывает она. – Но судьба распорядилась иначе. Все мои родственники трудились на железной дороге, пригласили поработать, мне понравилось. Окончила институт железнодорожного транспорта и решила связать свою жизнь с железной дорогой, а история осталась хобби на всю жизнь.
За прошедший период, начиная с середины восьмидесятых, население поселка увеличилось значительно. Если в те годы здесь жило около семи тысяч человек, то, согласно переписи, проведенной пару лет назад – уже больше шестнадцати тысяч. В основном, за счет появления воинской части и строительства целого квартала домов для семей военнослужащих. Постепенно улучшалась инфраструктура поселка, появлялись торговые сети, проходила модернизация и на самой железной дороге.
В начале третьего тысячелетия была проведена крупномасштабная реконструкция станции, которая стала одним из важных этапов истории поселка. Сегодня станция имени Максима Горького входит в список 32 крупнейших сортировочных станций на сети железных дорог страны: ее суточный вагонооборот составляет 12157 вагонов. Каждый день здесь формируется и отправляется около 70 поездов, еще столько же проходит через нее транзитом. Здесь сосредоточены более 10 крупных предприятий Приволжский магистрали, в том числе, ремонтное и эксплуатационное локомотивные депо, Волгодонская дистанция пути, вагонное эксплуатационное депо, путевая машинная станция (ПМС-152).
Ключевая роль
Большой объем выполняемых работ, увеличивающиеся грузопотоки требуют от профкома организации усиления контроля за вопросами соблюдения охраны и безопасности труда. А в связи со вступлением в действие нового федерального закона «О специальной оценке условий труда», профсоюзный актив теперь волнуют вопросы сохранения действующих на сегодня гарантий работникам, занятым на опасных и вредных производствах - такие, как дополнительный отпуск, специальные надбавки к зарплате, сокращенная рабочая неделя и досрочный выход на пенсию.
Рабочие места в железнодорожной отрасли – в основном, места с неустранимыми вредными факторами. В Волгоградском регионе в ОАО «РЖД» трудится 16 тысяч работников, из них 3800 железнодорожников уходят на пенсию по списку № 2. На железнодорожной станции им. Максима Горького 128 человек – досрочные пенсионеры этой категории.
По словам Валентины Тереховой, больше всего профком и отраслевой профсоюз, в целом, волнуют положения закона, связанные со снижением класса условий труда в случае полного обеспечения работника сертифицированными средствами индивидуальной защиты.
- Если работника пути, вагонного или локомотивного хозяйства, составителя поездов одеть в самую сертифицированную одежду или регулировщику скорости движения поездов выдать самый дорогой инструмент для торможения отцепов в сортировочном парке, никаких изменений к уменьшению класса вредности не произойдет, - уверена профлидер. – Останется тот же микроклимат, интенсивность и напряженность производственного процесса, связанного с риском с точки зрения безопасности. Поэтому, на наш взгляд, следует подкорректировать закон соответствующими подзаконными актами.
Внимание профлидера привлекло положение закона, предусматривающее право работника «лично участвовать в проведении специальной оценки условий труда на своем рабочем месте», а также обжаловать результаты условий оценки труда. Валентина Терехова поясняет, что на деле работник не обладает соответствующими знаниями в сфере специальной оценки труда, а тем более средствами, чтобы оплатить повторную аттестацию.
- Профком контролирует, чтобы права работников не ущемлялись, - говорит Валентина Терехова. – Объективности ради стоит отметить, что в новом законе есть и положительные изменения. Например, он накладывает определенные обязанности на руководителя, подразумевая его собственное участие в контроле за надлежащими условиями труда работников. Между профсоюзной организацией и администрацией - прочные партнерские отношения.
На железнодорожной станции им. Максима Горького 100% членство в профсоюзе. Это одна из лучших профсоюзных организаций на Приволжской железной дороге, участвующих практически во всех профсоюзных мероприятий, организуемых Теркомом – от акций солидарности до спортивных состязаний. Определенный вклад в общественную работу вносят 110 неработающих пенсионеров, которые принимают активное участие в жизни профсоюза.
Валентине Тереховой помогает профактив, состоящий из 11 человек, включающих Елену Крячек, Сергея Щупкина, Татьяну Никулину, Нину Соловьеву, Наталью Гришину и других. Вопросов, которые обсуждают на собраниях множество – в первую очередь, это вопросы заработной платы, охраны труда, контроль за колдоговорными обязательствами, согласование различных нормативных актов, объёмная информационная работа, ну и, конечно, заявки от работников на матпомощь для лечения, организация и проведение спортивных и культурных мероприятий для работников, летнего и зимнего отдыха для детей. Работники «Максимки» посещают бассейн, участвуют в соревнованиях по пейнтболу, легкоатлетических кроссах, ездят в коллективные турпоездки.
С этого года здесь хотят ввести еще одно новшество – профсоюзные билеты, предусматривающие целый ряд льгот для членов профсоюза при покупке различных товаров и услуг. В столице этот проект уже успешно реализован, члены профсоюза пользуются скидками при пользовании услугами такси, аэропорта, при приобретении путевок на культурно-оздоровительный отдых, приобретении товаров в торговых сетях и супермаркетах. Валентина Терехова планирует организовать подобную работу на местном уровне.
- «Максимка» играет ключевую роль, являясь самой большой станцией на Приволжской железной дороге, - констатирует она. – И в нашей работе мелочей не бывает, все связано с безопасностью, жизнью и здоровьем людей. Потому что все железнодорожники работают практически у бегущего колеса. Посмотришь на составителей при маневровой работе – они постоянно висят на вагонах, им нужно и по рации успевать говорить и на подножке удержаться. Такой же напряженный ритм у представителей других специальностей. Задача профкома – создать для всего трудового коллектива безопасные и комфортные условия труда. И справиться с этой задачей гораздо легче, когда действуешь сообща.