Обучение обучающих-2
«Развитие коммуникативных навыков», – так звучала тема семинара-тренинга, который провели осенью прошлого года в «Босоногом гарнизоне» Светлана Захарова и Полина Попова (ППО ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго»), одни из участниц семинара «Подготовка модераторов профсоюзного обучения – обучение обучающих». В целом молодые активистки, как и другие новоиспеченные преподаватели, справились с домашним заданием и получили массу положительных отзывов от слушателей. Но вместе с тем были и определенные трудности. С вопроса "Выявление и анализ трудных ситуаций при проведении первых семинаров и разработка рекомендаций по их разрешению" начался второй этап профсоюзного обучения по подготовке профсоюзных тренеров-преподавателей. Вела его Евгения Есенина, секретарь Нефтегазстройпрофсоюза России по обучению профсоюзного актива.
Напомним, данный семинар по подготовке модераторов профсоюзного обучения организован не просто для профсоюзных активистов, а именно для молодых представителей профсоюзных организаций и членов Молодежного совета областной организации Нефтегазстройпрофсоюза России. Особенность обучения заключается в том, что участники семинара были одновременно и учениками, и преподавателями. Причем проходит оно с использованием активных форм преподавания.
В областной организации отраслевого профсоюза считают, что в сегодняшних условиях - это наиболее эффективный способ обучения, где значительное внимание уделяется практической и творческой деятельности. Это дает возможность вовлекать в образовательный процесс большое количество людей, каждый может продемонстрировать свои знания и раскрыть в себе преподавательский талант.
Работа над ошибками
По итогам первого этапа участники получили домашнее задание – подготовить собственные семинары и провести их на своих предприятиях или на базе областной организации Нефтегазстройпрофсоюза. На втором – предстояло детально проанализировать работу каждого из модераторов профсоюзного обучения, а также разработать собственную программу семинара. Отличительной особенностью заключительной части обучения было то, что профсоюзные преподаватели работали не в группах, а учились готовить программы самостоятельно.
– Вначале мы провели работу над ошибками, то есть подробно обсудили трудности, с которыми пришлось столкнуться молодым преподавателям при проведении своих первых семинаров, – рассказала Елена Терещенко, заместитель председателя областной организации Нефтегазстройпрофсоюза России. – В процессе обсуждения составили своеобразный перечень трудностей. Выяснилось, что модераторам было нелегко организовать «взрослую» аудиторию, поддерживать мотивацию слушателей и не отвлекаться от заданной темы, возникали трудности при распределении времени и при подготовке тем, то есть как неинтересную информацию преподнести в интересной форме и с кем посоветоваться при разработке программы семинара и т.д.
Профсоюза нет. Что будет?...
Попытаться разрешить возникающие вопросы и продемонстрировать свои практические навыки помогла вторая часть профсоюзного обучения, на которой каждый из участников с учетом всех рекомендаций должен был разработать собственную программу семинара, какие темы будут в нее включены и какие методы нужно использовать при их раскрытии.
– Такая работа была уже на уровень выше, – прокомментировала Елена Владимировна. – Молодые профактивисты, получив багаж теоретических знаний и практический опыт, самостоятельно составляли программу семинара на определенную тему. Причем темы были разнообразными – о трудовых отношениях и коллективном договоре, молодежь и профсоюз, о мотивации профсоюзного членства, о заработной плате и т.п. В ходе семинара у нас рождались новые идеи и темы. Например, всех заинтересовала тема – «Профсоюза нет. Что будет?...». Нам показалось, что она будет актуальной для представителей профактива предприятий. Многим из участников захотелось провести такой семинар у себя на предприятии. Интересным было предложение использовать при проведении семинара на тему «Отчеты и выборы в профсоюзной организации» ролевую игру. В ней слушатели получают роли участников профсоюзного собрания, готовят все необходимые документы, проводят собрание и обсуждают его результаты.
Но самое главное при подготовке программы, о чем говорила Евгения Есенина, правильно поставить цель, которая должна быть максимально конкретной. На самом деле это очень важно, отмечают в областной организации Нефтегастройпрофсоюза, не просто провести семинар для галочки и дать информацию, а важна отдача аудитории, что люди вынесли для себя, какие знания получили, как это можно использовать в работе.
По итогам второго этапа по подготовке профсоюзных преподавателей было разработано 12 программ различных профсоюзных семинаров.
– На самом деле это серьезный материал, с которым молодые профсоюзные преподаватели сами работали и теперь могут использовать его в своей преподавательской деятельности на местах. Несмотря на то, что второй этап завершился, мы будем продолжать обмениваться опытом, информацией. В следующий раз у нас запланирована встреча в «Босоногом гарнизоне», где мы обсудим как прошло обучение, с какими темами молодой профактив выступил у себя на предприятиях и удалось ли добиться поставленных целей на профсоюзных семинарах.