«Пою для всех и для каждого»
Живое воплощение русской народной песни с ее широтой, открытостью, красивой мелодией и стихами – все это с полным основанием можно отнести к Нине Елизаровой, которую отечественные и зарубежные слушатели называют «волгоградской Людмилой Зыкиной». В ДК профсоюзов Нина Васильевна впервые пришла в 1973 году. Все эти годы через народную музыку, а сейчас она выступает вместе с коллективом «Родные напевы», она несет зрителям добро, духовность, традицию, культуру в истинном понимании этого слова.
- Нина Васильевна, правда, что, несмотря на многочисленные предложения волгоградских композиторов, многие из которых пишут стилизованные под фольклор песни, вы достаточно избирательны и принимаете далеко не все сочинения?
- Для меня важно, чтобы песня соответствовала определенному настрою, была напевной, мелодичной, душевной, чтобы в ней все было гармонично – и музыка, и слова, чтобы все это было единым целым. Когда это присутствует, мне хочется ее петь. И я знаю, что она понравится слушателям.
- Много ли, на ваш взгляд, в Волгограде талантливых композиторов, которые создают такие произведения?
В моем репертуаре песни Ивана Ковнера-Полтавского, Анатолия Климова, Валерия Богатырева. А сочинения композитора Григория Пономаренко, в хоре которого я когда-то начинала свою певческую карьеру, известны всей стране. Это «Подари мне платок», «Растет в Волгограде березка», «А где мне взять такую песню» из репертуара Людмилы Зыкиной, Ольги Воронец, Иосифа Кобзона, который во время своего недавнего визита в Волгоград исполнил песню Григория Пономаренко «Не жалею, не зову, не плачу». За годы своей работы я спела много песен на стихи талантливого волгоградского поэта Владимира Овчинцева. Например, «Не сори словами красными», «Ты меня теряешь» и сейчас в моем репертуаре. В свое время Владимир Овчинцев помог записать мне собственный диск.
- А вы в свое время успели побывать с народной песней более, чем в тридцати странах…
В Японии, Канаде, Бельгии, Чехословакии, Италии, Германии, Финляндии. И всюду ощущала неподдельный интерес публики к русской народной песне. Во всех этих странах хорошо знают такие произведения, как «Ивушка зеленая», «Подмосковные вечера», «Катюша», «Из-за острова на стрежень», «Калинка». Мы, конечно, тоже, когда бывали в этих странах, учили их народные песни для концерта - очень популярную в Японии «Колыбельную» на их родном языке. Даже переводчица похвалила мое произношение, это было приятно.
- Когда вы впервые почувствовали, что умеете петь и у вас это хорошо получается?
- С первого класса в школе - ни один утренник и праздник не обходился без моего участия. Дело в том, что у нас вся семья певучая. Все мои семь сестер – певуньи с красивыми голосами. Трое из них были участницами народного коллектива «Хопер». В январе мы отмечали 40-летие моей работы на сцене и на юбилей пришли практически все родственники, а всего, с детьми и внуками нас 40 человек. Когда мы поем многоголосные, народные песни, понимаем друг друга с полуслова, это особенная атмосфера.
Я не думала, что моя профессия как-то будет связана с пением. Окончив профтехучилище, работала крановщицей на Тракторном заводе, пела, управляя 30-тонным краном. Известный волгоградский композитор Григорий Пономаренко пригласил меня в хор при районном ДК, где я стала солисткой. Позже, в 1973 году, пришла работать во Дворец культуры профсоюзов, где аналогичным хором руководил Михаил Беляков. Уже работая в ДК, окончила дирижерско-хоровое отделение Волгоградского культурно-просветительского училища. Создала свой коллектив – ансамбль русской песни «Веснушка», теперь работаю хормейстером в коллективе «Родные напевы».
- На недавно прошедшем концерте, посвященном 71-летию Победы под Сталинградом, «Родные напевы», несмотря на 20-градусный мороз ваш коллектив был единственным, кто не использовал фонограмму?
- Мы пели вживую, на морозе, под баян. Даже микрофоны не выдержали температурных перепадов, а мы устояли. Конечно, на таком морозе петь сложно, но публика подбадривала.
- При этом вы являетесь своеобразной «визитной карточкой» волгоградских профсоюзов.
- Ряд мероприятий, например, маевки, открываются нашим выступлением. Сборные концерты, «поезда дружбы», торжественные мероприятия с участием представителей властных структур – мы всегда подчеркиваем, что представляем волгоградские профсоюзы. Наравне с другими, стараюсь принимать активное участие в жизни нашего профсоюза работников культуры, внести свою лепту в защиту социальных и трудовых прав. Но, конечно, самой мне ближе донести какие-то добрые мысли и позитивный настрой через творчество.
- Музыканты говорят, что хорошо исполненная народная песня оказывает оздоравливающий эффект как на поющего, так и на слушающего …
- У меня часто спрашивают диск с моими песнями, потому что признаются - под хорошую народную песню и взгрустнуться может, и веселиться хорошо, и душа успокаивается, и тревоги куда-то уходят. Народную песню я люблю, пою одновременно для всех и в то же время для каждого. Я лично воспринимаю народную музыку сердцем. Любая фольклорная песня, если исполняется красиво, будет услышана и воспринята даже молодежью. Если это по-настоящему профессиональное исполнение. В одной из песен Григория Пономаренко есть такие строчки: «Колосья – полям, простор – журавлям, а песня хорошая - людям». Я исполняю только те песни, которые мне самой близки и которые, как я чувствую, будут так же близки другим.