Жить по средствам
200 миллионов рублей может сэкономить областной бюджет, если на год лишить дополнительных выплат государственных гражданских служащих регионального парламента, аппарата губернатора и правительства Волгоградской области. Почти половина этой суммы – около 100 миллионов рублей составляют премии за «особо важные и сложные задания». На эти материальные вознаграждения денег в бюджете сейчас нет. В 2014 году чиновникам придется жить в режиме экономии и работать над увеличением доходной части областного бюджета, который на сегодняшний день является остродефицитным.
Справедливым ли и своевременным является решение по оптимизации расходов на содержание органов власти? Как тяжелое финансовое положение в регионе сказывается на зарплатах работников бюджетной сферы и на промышленных предприятиях? Об этом шла речь на первой в этом году встрече представителей профсоюзов, власти и работодателей.
В режиме экономии
Ситуацию с изменением оплаты труда чиновникам призван решить проект закона Волгоградской области «О внесении изменений в статью 3 Закона Волгоградской области от 10 ноября 2005 г. № 1114-ОД «О денежном содержании государственных гражданских служащих Волгоградской области». Данный законопроект был внесен в региональный парламент в прошлом году одновременно с законом об областном бюджете, но из-за отсутствия заключения губернатора его вернули на доработку. Правительство Волгоградской области направило его на рассмотрение в облдуму повторно в декабре 2013 года. Поскольку, в проекте регионального закона ряд положений не соответствует федеральному законодательству, его принятие порядком затянулось.
Представитель регионального министерства финансов пояснила, что данный проект закона появился в связи с тяжелой финансовой ситуацией в Волгоградской области, связанной с дефицитом доходной части областного бюджета. В соответствие с законом «О бюджетном процессе в Волгоградской области» и бюджетным кодексом, положения законов и нормативных актов, которые не обеспечены бюджетным финансированием, подлежат приостановлению. Проект закона «О внесении изменений в статью 3 Закона Волгоградской области от 10 ноября 2005 г. «О денежном содержании государственных гражданских служащих Волгоградской области» вносит изменения в части уменьшения формирования фонда оплаты труда на выплату премии за выполнение «особо важных и сложных заданий», а также на выплаты, предусмотренные иными законами и нормативными правовыми актами облдумы, губернатора и регионального правительства.
Принятие данного закона сроком на один год, по прогнозам минфина, позволит сэкономить порядка 200 миллионов бюджетных средств. При этом в профильном министерстве подчеркивают, что действие закона «О денежном содержании государственных гражданских служащих Волгоградской области» не отменяется, а лишь приостанавливается. К тому же заработные платы чиновников существенно не пострадают.
– В регионе сегодня образовался серьезный дефицит бюджета, и динамика его наполнения – отрицательная, – заметил Василий Галушкин, вице-губернатор Волгоградской области. – У нас появились задержки с заработными платами за декабрь, многие промышленные предприятия резко снизили прибыль, в малом и среднем бизнесе падений еще больше. Мы едва удержали в целом показатели по промышленности на уровне прошлого года. Поэтому эти 200 миллионов нашей области очень нужны и минфину будет проще защищать очередной бюджетный транш перед федеральным центром. Данный законопроект – не единственная мера по сокращению расходов областного бюджета, предпринимаются и другие шаги. Нужно как-то выходить из этой ситуации.
За особо важные задания
Из 200 миллионов рублей, согласно данным регионального минфина, на 24 млн предполагается урезать расходы областной думе, на 57 млн – аппарату губернатора и правительства региона, на 15 млн – Контрольно-счетной палате Волгоградской области и на 6 млн представительству в Москве. Еще почти 100 миллионов сэкономят на вознаграждениях чиновникам «за особо важные и сложные задания». При этом сегодня уровень средней заработной платы у госслужащих в органах власти Волгоградской области таков: в областной думе – 66 тысяч рублей, в аппарате губернатора – 77 тысяч, в органах исполнительной власти - от 43 до 50 тысяч рублей. В тоже время, к примеру, средняя заработная плата работников культуры составляет лишь 12 тысяч рублей, а молодого педагога и того меньше – 9-10 тысяч рублей.
По мнению профсоюзной стороны, вопрос с наполнением доходной части областного бюджета действительно непростой. Нужно изыскать резервы и источники, чтобы сбалансировать его, так как от налоговых поступлений зависит выполнение социальных обязательств, заработная плата работников бюджетной сферы и т.д..
Еще один вопрос, который заинтересовал представителей профсоюзов и работодателей, касался премий за «особо важные и сложные дела». На их взгляд, эти премии должны выплачиваться только за реальные результаты работы (к примеру, наполнена ли соответствующая статья бюджета или произошло ли повышение уровня оплаты труда отдельной категории работников). Должны быть видимые сдвиги в работе власти по улучшению жизненного уровня населения.
– Тяжелая ситуация сегодня на территории всей области, – выступила Нина Кулыгина, председатель областной организации Росхимпрофсоюза. – Считаю, что мы должны жить так, как живет общество, тот класс, который обеспечивает наши заработки профсоюзными взносами, налоговыми отчислениями. И мы должны предпринимать конкретные меры по увеличению налоговых поступлений в бюджет и по развитию промышленного потенциала региона в целом.
– Понятно, что надо жить по средствам, так поступают и предприятия, – согласился Александр Лазарев, генеральный директор ОАО «Волгограднефтемаш». – Но нам необходимо обсуждать вопрос о том, что мы собираемся делать, чтобы наполнить бюджет. А сейчас понятно, что надо затягивать пояса.
По итогам обсуждения стороны областной трехсторонней комиссии проект решения «О внесении изменений в статью 3 Закона Волгоградской области от 10 ноября 2005 г. № 1114-ОД «О денежном содержании государственных гражданских служащих Волгоградской области» приняли за основу и отправили его на дальнейшую доработку – на предмет соответствия законопроекта Волгоградской области федеральному законодательству.
Профессиональный комплекс
Участники областной трехсторонней комиссии обсудили проблему занятости населения путем повышения квалификации и профессиональной переподготовки и меры по расширению сотрудничества между учреждениями профессионального образования и предприятиями Волгоградской области.
По словам Александра Калинина, первого заместителя министра образования и науки Волгоградской области, в регионе наблюдается низкий уровень активности взрослого населения к дополнительному профессиональному образованию. Так, в учебном 2012-2013 году переподготовку в образовательных организациях прошли лишь 96 волгоградцев. По состоянию на 1 февраля 2014 года, обучение проходят 33 человека. В профильном министерстве считают, что решить проблему позволит «Комплексная региональная программа развития профессионального образования» на 2014–2016 годы, которая включает в себя систему мероприятий по увеличению количества людей, повышающих свою профессиональную квалификацию.
– Как данная программа согласуется с реализацией третьего раздела областного соглашения о сотрудничестве между профзоюзами, властью и работодателями в части развития рынка труда и содействия занятости населения? – поинтересовался у представителя министерства Владимир Стариков, председатель облсовпрофа. – Мы помним период, когда у нас на мебельной фабрике им. Ермана проходили массовые сокращения. Потом ситуация на алюминиевом заводе: 1900 человек одномоментно оказались на улице, а это специалисты именно узкого профиля. Сейчас в непростой ситуации находится ВОАО «Химпром». Как бюджетные деньги используются для переподготовки работников, которых планируются к высвобождению?
– Образовательные учреждения, участвуя в программах регионального министерства труда и социальной защиты населения, осуществляют переподготовку, в том числе и этих людей, – рассказал представитель министерства. – Например, Волжский промышленно-технологический техникум является давним социальным партнером ОАО «ВТЗ». Там эти программы действуют, не приостанавливаясь. Комплексная программа предусматривает, в первую очередь, техническое переоснащение учреждений и внедрение новых образовательных технологий. А обучение и переквалификация – за бюджетный счет.
Новое или хорошо забытое старое?
В министерстве отметили, что комплексная программа Волгоградской области признана одной из лучших в России. На ее финансирование из федерального бюджета будет выделено почти 40 миллионов рублей, еще столько же - в 2015 году. Одновременно из областного бюджета на модернизацию профессионального образования направят порядка 84 миллионов рублей. Эти средства позволят обновить материально-техническую базу ссузов, повысить качество подготовки выпускников, создать на предприятиях высокопроизводительные рабочие места и обеспечить их квалифицированными кадрами.
Кроме того, Волгоградская область стала одним из десяти пилотных регионов, где стартует система дуального образования. Она предусматривает тесное взаимодействие предприятий, образовательных организаций и региональных органов власти. Студенты средних профессиональных учебных заведений будут проходить подготовку по следующей схеме: теоретические знания приобретать на базе техникумов, а практические – непосредственно на производственных предприятиях.
По мнению профсоюзов, в предлагаемой системе ничего нового нет. Это хорошо забытое старое:
– У образовательного учреждения есть договор с конкретным предприятием, где студент проходит практику, работодатель платит зарплату и по окончанию молодой человек остается на данном предприятии. Получается, что регион привлек средства на развитие учебной базы, а предприятия как работали с училищами, колледжем, так эти связи и остались, – подчеркнул лидер волгоградских профсоюзов.
Другая серьезная задача, которую обозначили на заседании областной трехсторонней комиссии, – повышение уровня подготовки преподавателей профессиональных образовательных учреждений и соответствие их знаний современным требованиям экономики.
При этом, по словам Галины Скомороховой, заместителя председателя областной организации профсоюза работников образования и науки, не стоит забывать об уровне заработных плат в профессиональных училищах. Необходимо поднять социальный статус педагога, мастера профучилища. Только таким образом можно привлечь в профессиональные учебные заведения молодого преподавателя.
***
Среди других рассматриваемых на заседании областной трехсторонней комиссии – о мерах по расширению сотрудничества между учреждениями профессионального образования и предприятиями, расположенными на территории Волгоградской области, путем полной интеграции образовательного и производственного процесса и о плане работы областной трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений на 2014 год.