Четкая позиция
Территориальный комитет профсоюза работников железнодорожников и транспортных строителей провел социально-экономический форум, по подведению итогов выполнения обязательств коллективного договора ОАО«РЖД» и других действующих коллективных договоров по волгоградскому региону за 2013 год. На совещании были намечены задачи по дальнейшему исполнению колдоговорных обязательств компании.
Новые локомотивы
Всего таких отраслевых договоров в регионе заключено около 13. Их действие охватывает около 16 тысяч работников, а вместе с членами семей – около 20 тысяч человек. Действие прежнего коллективного договора ОАО «РЖД» заканчивалось в прошлом году, а в декабре 2013 года был заключен коллективный договор на 2014-2016 годы. Среди участников форума были представители практически всех структурных и подведомственных подразделений компании, включая учреждения здравоохранения, образования, литейно-механический завод, дочерних обществ.
Различные положения коллективного договора проходили довольно сложную процедуру обсуждения в структурных подразделениях компании на региональном и федеральном уровнях, однако, в итоге, все ранее имевшиеся льготы и социальные гарантии в новом колдоговоре удалось сохранить.
- Основой для реализации обязательств коллективного договора, является взаимная ответственность работодателей и работников за производственно-экономический результат компании в целом, - отметил в свое выступлении Александр Заставной, заместитель начальника Приволжской железной дороги по территориальному управлению. – Принятый на 2014-16 годы коллективный договор регулирует социально-трудовые отношения в ОАО «РЖД» между сторонами социального партнерства: работниками и работодателем. Настоящий договор является единым для ОАО РЖД, включая филиалы, структурные подразделения и представительства. А выполнение обязательств по колдоговору напрямую зависит от выполнения трудовыми коллективами основных производственных заданий и качества их работы.
Согласно основным показателям за 2013 год, общий объем перевезенных грузов по волгоградскому региону составил 15 млн 330 тысяч тонн, что на 0,2% выше установленного плана по региону. Дебиторская задолженность при этом отсутствует.
В развитие Приволжской железной дороги вкладываются приличные средства.По капитальным вложениям освоено более 9 млрд. рублей инвестиций, получено 44 новых локомотива, что, по сути, рекорд - специалисты признаются, что не припомнят, в каком еще году происходило такое серьезное обновление парка техники. Общая протяженность реконструированного пути составила 44,8 км, ведется укладка стрелочных переводов.
Роль Теркома
Однако при всех позитивных изменениях, развитии железнодорожной инфраструктуры, отмечается и такая тенденция, как увеличивающаяся интенсивность труда на каждого работника. Так, время сверхурочной работы выросло в грузовом, пассажирском, маневровом, хозяйственном движении и в общей сложности за прошедший год составило по региону 210046 часов.
Ключевой вопрос – безопасность движения, подчеркнул Александр Заставной. В общей сложности на мероприятия по повышению уровня безопасности на железнодорожном транспорте региона в прошлом году было израсходовано около 90 млн рублей. Это обустройство постов, установка новейшего оборудования и аппаратуры, профилактическая работа, однако все эти мероприятия, проведенные в течение года, не дали желаемого результата. Ситуация в сфере безопасности остается далека от идеальной. И хотя, в сравнении с 2012 годом наблюдается некоторое снижение количества опасных ситуаций на железнодорожном транспорте, общее количество случаев, связанных с нарушением безопасности движения, составило около 168.
Выполняются мероприятия по улучшению условий охраны труда, аттестации рабочих мест, снижению производственного травматизма. Успешно решаются социальные и кадровые вопросы. Так, курсы повышения квалификации прошли около двух тысяч работников Приволжской железной дороги, реализуются программы корпоративной поддержки по предоставлению жилья. На эти цели работникам были выплачены субсидии в размере более девяти млн рублей. В соответствии с культурно-оздоровительными программами выделены более 700 путевок.
Как пояснил в своем выступлении Николай Епишин, председатель территориальной организации профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, Терком в течение 2013 года принимал все меры для обеспечения максимального выполнения взаимных обязательств. И здесь многое зависело от взаимоотношений, которые выстраивались между администрациями и профсоюзными комитетами.
Именно благодаря принципиальной позиции Теркома, удавалось решать многие спорные, сложные вопросы, связанные с производством и улучшениями условий труда работников. Так, например, в прошлом году, в трех ремонтно-локомотивных депо, возникла проблема задолженности по материальной помощи работникам и членам их семей на дорогостоящее лечение. По некоторым работникам срок задолженности растянулся до полугода. После вмешательства Теркома, задолженность по всем трем ремонтым локомотивным депо была выплачена. В вагоно-ремонтном депо Сарепта приходилось урегулировать ситуацию, связанную с несвоевременной выплатой материальной помощи к отпуску, оплатой проездных билетов, вознаграждению за преданность.
Проверки на дорогах
- Наряду с положительным решением многих социальных проблем, остаются вопросы по неудовлетворительному состоянию бытовых помещений, необходимости проведения ремонта, - говорит Николай Епишин.- Требует детального рассмотрения система оплаты труда, загрузка предприятий объемами работ по ремонтным подразделениям путевого комплекса. При этом, мы стараемся донести до каждого работника мысль, что гарантия реализации обязательств коллективного договора с их стороны должна быть подкреплена высокоэффективным трудом, неукоснительным соблюдением трудовой и технологической дисциплины.
Среди проблем, требующих, по мнению председателя Теркома, внимания и контроля – снижение зарплат в ряде подразделений, медленно растущая оплата труда монтеров пути, увеличивающиеся нагрузки на работников, которые могут привести к нарушениям правил и норм охраны труда. По итогам 2013 года специалисты отмечают увеличение объемов работ на каждого сотрудника, в среднем, на 10%, однако такого же роста оплаты труда отмечено. В тех подразделениях, где наметилось уменьшение зарплат, наблюдается текучесть кадров. Проблематичнее всего обстоят дела в вагоно-ремонтном депо Сарепта, где в течение года уже было уволено более сотни человек. Проблема оттока кадров отмечена даже в сельских районах, там, где рынок труда особым разнообразием не отличается.
По-прежнему сложной остается ситуация со сверхурочными работами. По данным Теркома, свыше предельно допустимой нормы отработали более 600 членов локомотивных бригад. Между тем, сверхурочные и неучтенные работы приводят к оттоку кадров из локомотивных депо. Определенный баланс в соблюдении интересов трудящихся помогают поддерживать уполномоченные по охране труда. Условия труда лучше организованы на тех предприятиях, где такие сотрудники есть. Однако и в этом направлении предстоит немало работы. Серьезная проблема – частая смена специалистов по охране труда. На одной из станций только в течение одного года поменялось трое инженеров. При этом приходится признать, что именно благодаря совместной работе с профкомами удается эффективно защищать социальные и трудовые права членов профсоюза. Так, технической инспекцией Теркома в 2013 году проведено около 70 проверки, в ходе которых было выявлено свыше 600 нарушений трудового законодательства.
Льготы сохранены
Ринат Бахтеев, заместитель начальника Приволжской железной дороги по экономике и финансам, проинформировал, что коллективный договор предполагает индексацию зарплаты в 2014 году один раз в год и в 2015-16 годах – дважды в год. Одна из важнейших договоренностей, по его мнению – сохранение выплат единовременного поощрения за добросовестный труд при увольнении работника на пенсию. Документом предусмотрены материальные выплаты при рождении ребенка, добавлен пункт о нарушителях трудовой и производственной дисциплины. На сегодняшний день он удовлетворяет обе стороны – работника и работодателя, но, в связи с усложнившейся экономической ситуацией, компании придется решать новые задачи.
- В связи с замораживанием тарифов нам необходимо задуматься о сокращении издержек, - подчеркнул Ринат Бахтеев. –Но вопрос сокращения издержек, грамотной оптимизации производственного процесса тесно увязан с сохранением высокого уровня безопасности и без активного участия каждого работника, профсоюзов, эти вопросы не решить.
По словам Ярослава Садивского, председателя Дорпрофжела на Приволжской железной дороге, обсуждение и принятие коллективного договора представляло собой многогранный и трудоемкий процесс. Этому предшествовали конференции в коллективах практически всех подразделений Приволжской железной дороги.
- Руководством ОАО «РЖД» была высказана четкая позиция, - отметил он. – Несмотря на сложную ситуацию в экономике, оптимизация численности персонала возможна только после внедрения новых технологий. Труд каждого работника значим для компании и поэтому ко всем изменениям, касающимся трудовых коллективов, мы впредь будем подходить очень бережно и внимательно. Это позиция нашего руководства.
На социально-экономическом форуме также говорилось об участниках конкурсов профессионального мастерства, работники, признанные лучшими по итогам 2013 года, были награждены почетными грамотами.