Алгоритм действий
Только за последние пять лет в Волгоградской области доля работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, возросла в 1,4 раза и сегодня составляет 31% от общего числа работающих. С 2009 года в регионе зарегистрировано около 250 случаев возникновения профессиональных заболеваний. У каждого второго работника выявлено от двух и более заболеваний.
Данные свидетельствуют о том, что в регионе сохраняется достаточно высокий процент рабочих мест, которые не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, а значит, и не отвечают определению «достойного рабочего места». Все это требует не только детального анализа, но и принятия мер по повышению уровня безопасности. К такому мнению пришли участники круглого стола «Социально значимые проблемы и деятельность профсоюзов в сфере охраны труда в современных условиях», которой состоялся в облсовпрофе. В его работе приняли участие руководство областного Совета профсоюзов, представители регионального минтруда, Гострудинспекции, Волгоградского отделения Фонда социального страхования, НП «Совет директоров предприятий и организаций Волгоградской области», профсоюзный актив и др.
От модели к системе
Одной из ключевых тем заседания стал вопрос о реализации нового Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Напомним, с 1 января 2014 года в силу вступили законы от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценки условий труда» и № 421- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Цель специальной оценки условий труда (СОУТ) – выявление вредных и опасных факторов на рабочих местах, что является основанием для предоставления работникам компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда: повышение зарплаты, предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска, установления сокращённой продолжительности рабочего времени и досрочного выхода на пенсию.
Ранее для выявления вредных и опасных факторов на производстве и проведения мероприятий по улучшению условий труда проводилась аттестация рабочих мест.
– Аттестация рабочих мест по условиям труда не принесла ожидаемых результатов, – открыл работу круглого стола Владимир Стариков, председатель облсовпрофа. Из-за отсутствия экономической заинтересованности работодателей она была проведена лишь на 47,2% предприятий области, причем около половины случаев выполнены с нарушением законодательства. Путь был тупиковый и заведомо обречен, о чем неоднократно заявляли профсоюзы. На этом фоне назрела необходимость перехода от компенсационной модели охраны труда к системе управления профессиональными рисками.
По словам лидера волгоградских профсоюзов, новый закон «О специальной оценке условий труда» вряд ли способен в корне изменить ситуацию. Но в нем кардинально поменялись приоритеты. В частности, в законе четко сказано, в составе комиссии по проведению специальной оценки условий труда должны обязательно участвовать представители выборного органа первичной профсоюзной организации, что дает им право требовать проведения внеплановой специальной оценки.
– Важно, чтобы каждый работодатель и председатель профкома четко понимали, что именно от их эффективного взаимодействия зависит качество мероприятий по специальной оценке условий труда, – подчеркнул Владимир Стариков.
Кроме того, в законе прописаны права и обязанности работника и работодателя при проведении СОУТ. Впервые закон предусматривает обязанность работника ознакомиться с результатами спецоценки условий труда на его рабочем месте. По мнению профсоюзов, такое право в определенной мере будет стимулировать работников к активному участию в проведении СОУТ.
- Закон непростой и действительно меняет подходы к организации охраны труда, - выступила Татьяна Безуглова, заведующий отделом охраны труда облсовпрофа, главный технический инспектор труда, - но это не означает, что он ухудшает положение работников. Люди, которые выработали стаж во вредных условиях, получат досрочную пенсию, это гарантировано.Если все-таки система заработает и работодатель улучшит условия труда под контролем профсоюзов и государства, то новые работники предприятия придут уже на нормальное рабочее место.
Довести до каждого
Несмотря на то, что некоторые предложения профсоюзов, все-таки нашли свое отражение в новом законе о специальной оценке условий труда, вместе с тем вопросов по его реализации остается еще много.
Серьезные опасения у профсоюзов вызывает то, что закон действует уже более двух месяцев, но начать проведение спецоценки не может ни одна организация из-за отсутствия подзаконных актов, так как методика проведения СОУТ до сих пор не зарегистрирована в Минюсте.
Согласно закону, результаты проведения спецоценки условий труда оказывают влияние на размер компенсаций и гарантий работникам, в том числе на величину их пенсий, а значит - на финансовое состояние предприятия, так как по результатам СОУТ возможно увеличение отчислений страховых тарифов. Из этого следует, что работодатель снова будет заинтересован в искажении результатов специальной оценки.
Закон позволяет не проводить замеры на всех рабочих местах, а лишь задекларировать соответствие условий труда государственным нормативным требованиям. Также работодатель может снижать класс вредности, обеспечив работника сертифицированными средствами индивидуальной защиты. Оценивать условия труда в соответствие с новыми правилами, можно без инструментальных измерений, что может сказаться на результатах объективности оценки.
– Сегодня такая ситуация требует от профсоюзов не только квалифицированного участия в процедуре и контроля на всех ее этапах, но и более интенсивной информационной работы, – сказала главный технический инспектор труда облсовпрофа. – Мы должны вести разъяснительную работу в трудовых коллективах, чтобы каждый работник знал о важности проведения процедуры СОУТ. Перед нами стоит задача – подготовить, обучить представителей профсоюзов, технических инспекторов труда для осуществления действенного контроля за ходом проведения и подведением итогов СОУТ.
Экспертиза качества
Сергей Вьюнов, начальник отдела охраны и экспертизы труда Министерства труда и социальной защиты населения Волгоградской области, подробно остановился на вопросе об изменениях в проведении государственной экспертизы условий труда. В соответствии с новым законом органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда будет осуществляться экспертиза качества СОУТ.
По его словам, основанием для проведения экспертизы является: письменное обращение работника, профсоюзов и иного уполномоченного работником представительного органа, работодателя, объединения работодателей, страховщиков; представление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права или его территориальных органов.
Причем, если заявление об экспертизе качества СОУТ будет инициировано работниками или профсоюзами, то оплатят ее проведение заявители из собственного кармана в соответствие с типовой методикой определения размера оплаты за проведением данной процедуры. За счет средств федерального бюджета экспертиза будет проходить только по представлению Роструда или его территориальных органов.
Разногласия по вопросам проведения экспертизы, несогласие заявителей с ее результатами рассматриваются федеральным органом исполнительной власти.
Работодателей – к ответственности
Еще одна тема, которую рассмотрели участники круглого стола, – об ужесточении санкций для работодателей за нарушение условий труда с 1 января 2015 года.
Владимир Кисленко, врио руководителя Государственной инспекции труда Волгоградской области, напомнил, что в декабре 2013 года Президент РФ подписал закон, ужесточающий ответственность за нарушение требований охраны труда и порядка проведения специальной оценки условий труда.
– С 1 января 2015 года в КоАП будут внесены новые статьи, – прокомментировал представитель Гострудинспекции. – Согласно им, предусматривается ответственность за нарушение требований охраны труда в виде предупреждения или штраф для должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей. Нарушение организацией порядка проведения специальной оценки условий труда повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц - от 70 тысяч до 100 тысяч рублей. Возможно, такие меры заставят аттестующие организации задуматься о результатах СОУТ.
Владимира Кисленко отметил, что новый закон о специальной оценке условий труда возлагает на Гострудинспекцию дополнительную нагрузку. Но к ее проведению должны ответственно подходить все участники процесса – и работодатели, и профактив, и надзорные и исполнительные органы, и аттестующие организации.
На вопрос как не ошибиться с выбором аттестующей организацией, представитель Госдрудинспекции подчеркнул, что она должна соответствовать всем требованиям федерального закона о СОУТ. Причем сроки ее проведения должны устанавливать работодатели или другие уполномоченные органы:
– Как показывает практика, зачастую аттестующие организации работают так, как им удобно. Считаю, что условия должны диктовать в первую очередь предприятия, которые оплачивают их услуги. Если аттестующая организация не укладывается в сроки, то определять для нее проценты. Но должны быть соответствующие документы, так как у нас встречались прецеденты, когда в спорных ситуациях аттестующие организации ссылались на их отсутствие у предприятия.
«Вредный» тариф
Другая не менее актуальная тема круглого стола – о финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизм и о размерах скидок и надбавок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Вопрос не случайно был вынесен на обсуждение. До недавнего времени действовал метод экономического стимулирования работодателей, через установление им скидок и надбавок к страховому тарифу. Также предусмотрено использование 20 процентов от перечисленных страховых взносов на осуществление предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Переход же к системе управления профессиональными рисками предусматривает стимулирование работодателей путём оптимизации страховых тарифов.
Принятый закон, для работодателей, имеющих на рабочих местах вредные и опасные условия труда вводит дополнительные тарифы. То есть, улучшив условия труда на рабочем месте, работодатель может снизить класс вредности и как следствие, уменьшить страховые отчисления. И вот здесь, профсоюзам необходимо пристально следить, а произошло ли реальное улучшение условий труда или они задекларированы только на бумаге?
О том, как осуществляется финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма, рассказал Павел Гладких, заместитель управляющего Волгоградским региональным отделением Фонда социального страхования:
– По состоянию на 1 января 2014 года зарегистрировано 65 694 страхователя. С 2001 года по настоящее время объем финансирования предупредительных мер значительно вырос. В2014 году на эти цели предусмотрено более 70 млн. рублей. Если в начале действия закона об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве, возможностью финансирования за счет средств Фонда воспользовались только пять страхователей, то в прошлом году 309. Возможностью финансирования предупредительных мероприятий пользуются в основном страхователи с численностью работающих свыше 100 человек. Малочисленные организации практически не заинтересованы в получении незначительных сумм на эти цели.
С этого года Фонд будет реализовывать новый механизм по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников, занятых у страхователей с численностью до 100 человек. Особенность заключается в том, что страхователь малочисленной организации имеет возможность использовать на предупредительные меры до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, рассчитанных за три предшествующих года.
Правила установления скидок и надбавок к тарифам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний утверждены постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524. Их размер рассчитывается в соответствии с действующей методикой, утверждаемой минтрудом РФ по согласованию с минфином и страховщиком.
Обсуждение нового закона о специальной оценке условий труда и социально значимых вопросов в сфере охраны длилось около двух часов. В результате участники круглого стола выработали алгоритм действий в сфере охране труда в виде рекомендаций, адресованных профсоюзным организациям, Гострудинспекции и работодателям всех форм собственности.
- Не секрет, что специальная оценка условий труда становится основой всех основ в сфере охране труда. Сегодня важно не просто ее проведение, а объективное выполнение работы при обязательном контроле со стороны профсоюзов. Необходимо усилить общественный контроль в лице технических инспекторов труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, членов совместных комиссий и комитетов по охране труда. Проводить эту работу нужно в тесном контакте с социальными партнерами - работодателями, органами исполнительной власти и органами надзора, - заключил председатель облсовпрофа.