Как воспитать профсоюзного патриота
В редакции газеты «Волгоградские профсоюзы» состоялась пресс-конференция секретаря ФНПР, лидера Всероссийской политической партии «Союз Труда», главного редактора газеты «Солидарность» Александра Шершукова. Александр Владимирович ответил на актуальные вопросы профсоюзного движения нынешнего этапа.
- Александр Владимирович, на недавнем семинаре в Хабаровске, посвященном информационной политике, вы сказали, что сегодня уже мало рассказывать о работе профсоюзного активиста, пришло время воспитывать профсоюзного патриота. Получается, что именно информационщики должны воспитывать профсоюзного лидера новой формации. С чего нужно начинать работать на качественно новом уровне?
- Это задача не только информационщиков. А начинать работать нужно с осмысления деятельности профсоюзного информационщика. Миссия профсоюзных средств массовой информации - воспитание патриота, и профсоюзного в том числе. Необходимо понимание, что речь здесь идет не о рекламе и PR, когда пытаются продать недоброкачественный товар, а о фактах, событиях, реальной работе. Именно деятельность профсоюзных организаций должна быть первичным, изначальным звеном. Реальная, невыдуманная помощь членам профсоюзных организаций. Это некая материальная основа, которую нужно адаптировать для наших читателей. Ведь проблема не в отсутствии информации, а в том, что человеку предлагают информацию определенного сорта. И часто она просто навязывается нашими оппонентами.
Такой пример. Юристы защищают членов профсоюза. Есть факты, когда вмешательство профсоюзной организации дало рост заработной платы, но рабочие идентифицируют этот факт с успешной деятельностью дирекции, а не с деятельностью профкома. Известны случаи, когда работа профсоюзных юристов помогла составить реальные коллективные договора - не те, где переписаны статьи Трудового Кодекса, а фактически защищающие права работающих, учитывающие специфику работы на том или ином предприятии, защищающие и расширяющие спектр социальных гарантий. И, опять же, эти работники не отождествляют свои достойные условия труда с деятельностью профсоюзной организации. А суть в том, что все подобные вещи – как раз и есть та самая материальная основа нашей информационной политики. И проблема здесь, повторюсь еще раз, не в отсутствии информации, а в ее адаптации.
Читаем мы издания, имеющих статус официальных и финансируемых государством, к примеру. Из них мы узнаем, что пенсии в стране растут, немного, но растут, зарплата прибавляется, вокруг все спокойно. Но мы знаем, что это не совсем так. А между тем, четыреста человек, работники автотранспортной промышленности, в маленькой республике Марий Эл просят повысить им зарплату, шестой день бастуют. Но эта же информация не стала достоянием широкой общественности, не привлекла внимание массовых средств коммуникации.
А для профсоюзной печати все эти примеры профсоюзной активности, профсоюзных побед должны быть главным информационным поводом. Вы скажете, что в этом есть элемент некой тенденциозности. Но мы не навязываем человеку ложь, не выдаем неправду за истину. Мы намерены более активно, более агрессивно предлагать нашим читателям информацию о реальном положении дел.
Кстати, сейчас по ситуации с Крымом и Украиной тема информационной борьбы вышла на первый план. Кроме полемики на уровне политиков и дипломатов мы все видим признаки информационной войны. Некоторые оппоненты, что называется, в штыки воспринимают телепрограммы Дмитрия Киселева. Не привыкли они, что отстаивание позиции России идет в таком несвойственном прежде – «агрессивном» ключе. Они привыкли к обезличенному стилю и манере чиновников - бюрократов. Да, это пример пропаганды. Кому-то это может не нравится, но, заметьте, на вранье и искажении фактов Дмитрия Киселева никто не ловил.
Фиксация фактов, а не искажение информации, сканирование ситуации, а не навязывание лжи и неправды – вот в чем смысл информационной политики. Если будем вялую позицию занимать – нас сомнут, или не дадут нормально развиваться. Мы живем в довольно-таки жестком мире.
- Александр Владимирович, вы много ездите по стране, часто встречаетесь с трудовыми коллективами. Знакомы не понаслышке с проблемами волгоградского алюминиевого завода и ОАО «Химпром». Насколько, на ваш взгляд, высок «градус» протестных действий в решении трудовых конфликтов?
- Мы ведем внутренний мониторинг трудовых конфликтов. Причем наш мониторинг основан не только на внутренней информации из профсоюзных организаций. И могу сказать, сейчас в стране с разной степенью тяжести развивается пять – семь трудовых конфликтов. Еженедельно! Эта статистика стабильна для довольно-таки продолжительного промежутка времени. Да, в ряде регионов увеличилось число конфликтов в сфере трудовых отношений. Тенденция такова – идет увеличение конфликтов в секторе автотранспортников Я уже назвал пример Йошкар-Олы , еще крайне сложно в Архангельске. Там был 19 марта большой пикет. Проблемы транспортников одни и те же во всех регионах –федеральный бюджет не возвращает средства за обслуживание льготников, отсюда накапливаются долги по заработной плате. Такие конфликты обострились в четырех - шести регионах.
- Александр Владимирович, не за горами выборы в региональные органы власти – единый день голосования. Партия «Союз Труда», лидером которой вы являетесь, намерена выставить своих кандидатов. Есть ли намерение лично у вас принять участие в выборах?
- Если идти на выборы, то нужно бороться за победу и побеждать. Пока я не намерен менять профсоюзную деятельность на работу в Московской городской Думе, а те кандидаты, что пойдут на выборы от профсоюзных организаций, получат поддержку от партии «Союз Труда». Или это может быть такая крупная партия, как «Единая Россия», поддерживающая принципы ФНПР.
-Александр Владимирович, как известно, в состав Российской Федерации вошли новые территории: полуостров Крым и город федерального значения Севастополь. Означает ли это, что ФНПР прирастет новыми членами профсоюза?
- Накануне крымского референдума мы с председателем ФНПР Михаилом Шмаковым побывали с деловой поездкой в приграничных с Украиной территориях: Ростовская, Воронежская, Белгородская и Курская области. Цель поездки – понять настроения профсоюзного актива из приграничных территорий. В момент напряжения отношений между территориями для председателя ФНПР было важно лично выяснить все нюансы «строительства» отношений между дружественными профсоюзами двух стран. Подчеркну, традиционно дружественными профсоюзами.
Сейчас украинские профсоюзы переживают крайне сложный этап своей истории. С одной стороны, в качестве контрагента профсоюзов традиционно выступает государство. Однако на Украине у государственных органов, мягко говоря, проблемы с легитимностью. Вместе с тем, у наиболее радикальной части Майдана в последнее время возникли идеи насчет “порулить профсоюзами”, а требование Международного валютного фонда в части возможного предоставления кредитов Украине представляют собой местный вариант “шоковой терапии” - для профсоюзов это неприемлемо. И наконец, возможное отделение крымских профсоюзов также воспринимается... без энтузиазма. Украинским профсоюзам, находящимся в подобном “трезубце проблем”, предстоит преодолеть и внутренние, и внешние противоречия. Приграничным профсоюзным активистам из России важно понимать это и не только поддерживать постоянную связь с украинскими коллегами, но и обмениваться информацией. И не дать различным провокаторам поссорить нас друг с другом. На мой взгляд, слова Шмакова об усилении сотрудничества были не только с готовностью, но и с радостью восприняты профсоюзными активистами. А это уже хорошая база для развития сотрудничества.