Готовность номер один
За последние годы роль профсоюзов значительно возросла. Они оказывают серьезное влияние на законотворческие процессы, громко заявляют о своей позиции, активно ведут диалог с социальными партнерами, молниеносно реагируют на все преобразования, которые могут ухудшить положение трудящихся. Сегодня профсоюзам приходится действовать в непростых условиях, которые продиктованы сложной социально-экономической ситуацией в стране.
С этого года в силу вступил закон «О специальной оценке условий труда», который кардинально меняет подходы в сфере охраны труда. Некоторые положения нового закона вызывают у профсоюзов опасения. На профсоюзные структуры возлагается большая ответственность, чтобы не допустить ухудшения положения работников, занятых во вредных условиях труда. Еще одно стратегическое направление, от которого зависит будущее профсоюзов – информационная работа. Сегодняшние реалии таковы, что она требует нового импульса и развития на более современном и качественном уровне. А в деле укрепления боеспособных профсоюзных рядов и создания крепкого тыла информационная работа жизненно необходима.
Об этом и других ключевых темах, касающихся профсоюзной деятельности, шла речь на VIСовете областного Света профсоюзов, в работе которого приняли участие руководство ФНПР, облсовпрофа, представители областных отраслевых профсоюзных организаций.
Полезный опыт
Длительного обсуждения потребовал вопрос о деятельности волгоградских профсоюзов по охране труда в современных условиях. Как было отмечено, профсоюзами области накоплен большой опыт работы в сфере охраны труда как в нормотворческой, так и в практической деятельности. По инициативе областного Совета профсоюзов был принят региональный Закон «Об охране труда на территории Волгоградской области». Волгоградские профсоюзы активно участвовали в разработке Положения об участии организаций в декларировании своей деятельности по реализации трудовых прав работников. В регионе уже задекларировано 117 предприятий, в 84% из которых действуют профсоюзные организации.
На заседаниях коллегиальных профсоюзных органов неоднократно принимались обращения, заявления к органам власти, в которых выдвигались требования по отмене постановления Правительства РФ № 870, ограничивающего компенсации работающим во вредных и опасных условиях труда; антинародных приказов Минздравсоцразвития РФ № 173н и 175н «Об утверждении размеров и условий предоставления компенсаций работникам, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда»; принятия новой редакции Санитарных норм и правил о гигиенических критериях оценки и классификации условий труда, ухудшающих положение работающих.
Профсоюзами сформирована действенная система обучения профактива и уполномоченных по охране труда.Популярность получила практика по проведению в регионе смотров-конкурсов на лучшего уполномоченного по охране труда. Вобластное трехстороннее Соглашение включено обязательство работодателей – вносить в коллективные договоры и соглашения выплату надбавки к зарплате уполномоченным профсоюзов и членам комитетов (комиссий) по охране труда. Но покане многие профсоюзные организации добились реализации этого пункта.
По данным облсовпрофа, только за последние пять лет представители профсоюзов участвовали в проведении около 300 проверок, в том числе совместно с надзорными органами. В результате выявлено и устранено более 2 тыс. фактов нарушения законодательства об охране труда. Принципиальная позиция профсоюзов способствовала увеличению финансирования мероприятий по охране труда на предприятиях региона. Если в 2009 году на охрану труда расходовалось 1,7 млрд. рублей, то в 2012 году – этот показатель превысил 3 млрд. рублей. В пересчёте на одного работника за 4 года вложения выросли на 90% и достигли 8,7 тыс. рублей.
На рыночных рельсах
Вместе с тем Владимир Стариков, председатель облсовпрофа, отметил, что усилия профсоюзов не в полной мере отвечают требованиям, которые выдвигает время в связи с кардинальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности.
– В Волгоградской области доля занятых в неблагоприятных условиях труда за последние пять лет возросла в 1,4 раза и превысила 30% от числа работающих. Каждый третий работник химической отрасли промышленности, каждый четвертый работник нефтяной и газовой промышленности,каждыйпятый железнодорожник и работник автосельхозмашиностроения работают во вредных и опасных условиях труда. В последние годы в области зарегистрировано около 250 случаев профессиональных заболеваний. В 2013 году они впервые были установлены у 50 работников. У каждого второго выявлено по два и более заболеваний. На предприятиях региона ежегодно получают травмы около тысячи работников, погибает на рабочих местах около 50 человек. Большинство рабочих мест не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Только треть производственных фондов удовлетворяют требованиям охраны труда.
Сегодня государство меняет действующую систему охраны труда. За малопонятной формулировкой «перехода от компенсационной модели к системе управления профессиональными рисками» кроется перевод всей системы оценки условий труда на «рыночные рельсы», - констатировал он.
Лидер волгоградских профсоюзов напомнил, что проект закона «О специальной оценке условий труда» (СОУТ), который разработан в рамках реализации Стратегии развития пенсионной системы, обсуждался на заседании VСовета в октябре 2013 года. На нем профсоюзами высказывалось много опасений, которые были изложены в обращении к федеральным органам власти. Новой закон, меняющий подходы к организации охраны труда, вступил в силу с 1 января 2014 года. Ряд предложений профсоюзов все-таки нашли свое отражение: восстановлено бесплатное проведение государственной экспертизы условий труда при обращении профсоюзов в Гострудинспекцию и закреплено обязательное участие профсоюзов в проведении специальной оценки условий труда. Но вопросов по реализации нового закона остается еще очень много.
– По сути, специальная оценка условий труда – это та же аттестация рабочих мест, которая практически провалилась, – подчеркнул председатель облсовпрофа. – В Волгоградской области охват предприятий с аттестованными рабочими местами в 2013 году составил чуть более 47%. При этом половина аттестационных мероприятий выполнена с нарушением законодательства. Известны многочисленные факты, когда работодателями, чтобы избежать дополнительных расходов, предпринимались попытки корректировки результатов аттестации и искусственного занижения класса вредности.
По его словам, в соответствие с законом о спецоценке условий труда профсоюзы получили немало прав в этой сфере, но они несравнимы с полномочиями работодателей. Так, последним предоставлена возможность безосновательно переводить вредные условия труда в допустимые и выиграть при этом трижды: не уплачивать дополнительный страховой тариф в Пенсионный фонд; получать скидку страхового тарифа в Фонд социального страхования, экономить на компенсациях работникам, не доплачивая за вредность, не предоставляя дополнительных оплачиваемых отпусков и т.д.. А в перспективе освободиться от выплаты досрочных пенсий.
– Государство окончательно сняло с себя ответственность в вопросах охраны труда,переложив ее на работодателя. Как показало время, надеяться на объективный подход и социальную ориентированность многих работодателей сегодня не приходится.
На передовой
Реализация закона «О специальной оценке условий труда» вызывает у профсоюзов серьезные опасения. Тем более, отсутствуют методика проведения СОУТ и ряд других сопутствующих локально-нормативных актов. Об этом неоднократно подчеркивали в своих выступлениях представители областных профсоюзных организаций химической, нефтяной, газовой отраслей промышленности иавтосельхозмашиностроения.
В частности, серьезные опасения профсоюзы высказали по поводу норм статей, предусматривающих снижение класса опасности условий труда в случае «комплексного применения средств индивидуальной защиты». Закон позволяет не проводить замеры на всех рабочих местах, а лишь задекларировать соответствие условий труда государственным нормативным требованиям. Эта новация, по мнению профсоюзов, дает право работодателю экономить средства на проведение полноценных исследований рабочих мест. Специальная оценка условий труда не гарантирует объективного проведения оценочных мероприятий.
– В соответствие со ст. 13 в целях проведения специальной оценки условий труда исследованию и измерению подлежат следующие вредные и опасные факторы производственной среды: физические, химические и биологические, – обратил внимание Михаил Ширшин, председатель областной организации Нефтегазстройпрофсоюза. – На сегодняшний день в Российской Федерации испытательных лабораторий, способных провести все виды измерений, исследований, предусмотренных законом, не существует. Еще один момент, который может повлиять на получение нашими членами профсоюза льгот и гарантий – это качество непосредственно произведенных замеров на рабочих местах. Не секрет, что многие предприятия сталкиваются с неполной загрузкой оборудования. Соответственно, произведенные в таких условиях замеры на рабочем месте, не дадут объективной оценки воздействия неблагоприятных факторов и гарантированно снизят класс вредности или вовсе уберут ее.
– В связи с принятием нового закона мы сейчас находимся в замкнутом круге,– выступила Нина Кулыгина, председатель областной организации Росхимпрофсоюза. – Проведение специальной оценки условий труда не может быть проведено без методики. Согласно Трудовому кодексу, все компенсации, сокращенное рабочее время, дополнительный отпуск за вредные условия труда устанавливаются трудовым договором на основании отраслевого соглашения и коллективного договора с учетом спецоценки. Это есть замкнутый круг. На одном из наших предприятий уже была попытка администрации внести в коллективный договор положение о СОУТ. Но профком с боем отстоял, что еще нет оснований включать в колдоговор новое положение.
В этих условиях роль профсоюзов и прежде всего, первичного звена значительно возрастает.
– Сегодня как никогда важна роль коллективных договоров и соглашений, в которых должны быть отражены порядок и условия увеличения продолжительности рабочей смены, замены части отпуска денежной компенсацией занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, другими гарантии и компенсации работникам, – сказал Владимир Стариков. – Учитывая предусмотренные законом полномочия профсоюзов в проведении специальной оценки условий труда, на нас ложится огромная ответственность перед трудящимися за ее объективное проведение. Ее результаты окажут прямое влияние на размер их будущей пенсии. Именно на самих предприятиях будет решаться судьба работников вредных производств. Профсоюзные комитеты оказались, что называется «на передовой». От профсоюзов всех уровней потребуется квалифицированное участие в процедуре специальной оценки условий труда и контроль за ее проведением на всех этапах.
– Этот год будет испытанием для профсоюзных организаций, особенно для тех, где истек срок аттестации рабочих мест, – считает Антон Сосин, заместитель председателя областной организации профсоюза работников автосельхозмашиностроения РФ. – К сожалению, процесс устранения негативных факторов идет не теми темпами, которыми бы хотелось и тормозом этого процесса не всегда является финансовый аспект, отсутствие нового оборудования и технологий. Зачастую это нежелание работодателей отказаться от возможности сиюминутного получения прибыли, сокращаются затраты на охрану труда. Хотя, несмотря на непростое финансовое положение предприятий в данный период все обязательства, установленные колдоговорами и соглашениями по охране труда, неукоснительно выполняются.
Делегаты Совета пришли к единому мнению, что новый закон о специальной оценке условий труда ставит перед профсоюзами серьезные задачи. Поэтому в ближайшее время профсоюзным организациям необходимо активизировать работу в сфере охраны труда, чтобы не допустить снижения социальной защищенности работников, занятых во вредных и опасных условиях труда.
Укрепление позиций
На заседании VI Совета представители областных отраслевых профсоюзных организаций единогласно поддержали решение о необходимости принятия документа по информационному взаимодействию профсоюзов – «Программы практических действий
областного Совета профсоюзов по реализации единой информационной политики профсоюзов».
В нынешних условиях вопрос реализации информационной политики в профсоюзных структурах имеет стратегическое значение, от решения которого во многом зависит будущее профсоюзного движения. Все процессы, которые происходят в стране –реформирование, модернизация в экономической, социальной сферах, оптимизация -профсоюзы отслеживают, заявляют о своем несогласии, если видят нарушение прав трудящихся, определяют меры по недопущению сокращения социальных льгот и гарантий. Именно профсоюзы выступают локомотивом развития социального партнерства и последовательно добиваются позитивных решений в сфере социально-трудовых отношений.
Профсоюзы овладели методами влияния на законодательство. Достаточно вспомнить последние действия областного Совета профсоюзов в связи с реформированием системы пенсионного обеспечения работающих. В прошлом году профсоюзы области в очередной раз отстояли индексацию зарплаты бюджетников. Обратились к органам власти о недопустимости введения для населения социальных норм потребления электроэнергии с июля 2014 года. По требованию профсоюзов вопрос отложили до 2016 года. Это лишь некоторые достижения облсовпрофа. Но знают ли о них большинство членов профсоюзов и общественность?
– Итоги деятельности областного Совета профсоюзов публикуются в газете «Волгоградские профсоюзы», размещаются на сайте облсовпрофа, передаются через информагентства в другие СМИ. Но большинство из них оставляют без внимания эти проблемы, или не подчеркивают роль профсоюзов, – сообщил Владимир Стариков. – А газета «Волгоградские профсоюзы», подписка на которую сегодня стоит копейки, не только не доходит до каждого члена профсоюза, но и до каждой первички. Первичек в области – более трех тысяч, а количество подписных номеров менее 2 тысяч. Отсюда звучат закономерные вопросы: Зачем нужны профсоюзы? Что они делают для людей?...
Лидер волгоградских профсоюзов заявил, что сегодня для профсоюзов назрела острая необходимость укреплять свои информационные позиции. Об актуальности организационного укрепления свидетельствуют решения последнего внеочередного съезда ФНПР. Без усиления информационной работы невозможно сохранять численность профсоюзных рядов и привлекать трудящихся в профсоюзы:
– Информационная работа должна стать мощным фактором организационного укрепления профсоюзных структур, каждодневной деятельностью профсоюзных организаций всех уровней. Настало время, чтобы не только областной Совет профсоюзов, его территориальные организации, но и первичные организации определили свои информационные возможности и активизировали информационно-разъяснительную работу в коллективах, направив ее на повышение авторитета профсоюзного движения.
Тесное взаимодействие всех профсоюзных структур в едином информационном поле сможет прорвать блокаду пропаганды деятельности и значения профсоюзов. Информационная работа должна стать фундаментом нашей деятельности, крепкой цепью связать всю профсоюзную структуру сверху донизу.
Представитель областной организации профсоюза работников образования согласилась, что без реализации единой информационной политики у профсоюзов непростое будущее. Профсоюз образования является одним из самых крупных объединений в регионе и информационной работе здесь уделяется особое внимание. Несмотря на это, отраслевому профсоюзу пока не удалось выработать систему, которая позволила бы доводить информацию как до первички, так и до каждого члена профсоюза.
– Периодически мы слышим вопросы от рядовых членов профсоюза, что делает и что дает профсоюз, – высказалась Галина Скоморохова, председатель областной организации профсоюза работников народного образования и науки. – До сих пор сохраняется стереотип, что основные функции профсоюза – выдача путевок и оказание материальной помощи. Наверное это происходит потому, что мы как и все профсоюзы работаем в условиях информационной блокады, в обстановке необоснованных нападок со стороны тех, кто пытается подорвать единство нашего профсоюзного движения. В результате наши члены профсоюза находятся в неведении относительно содержания действий, которые предпринимаются для достижения главной цели профсоюзов – защита прав и интересов трудящихся. В нашей организации достаточно высокий уровень профсоюзного членства –83,8 процента. Но мы ставим перед собой задачу добиться большего показателя и считаем, что сформированная единая информационная система позволит нам достичь этой цели.
Либо умный, либо красивый
Александр Шершуков, секретарь ФНПР, главный редактор газеты «Солидарность», принимавший участие в работе Совета, пояснил, что централизация профсоюзного движения, создание единой информационной системы профсоюзов становится сегодня важной задачей. Смысл всех рекомендаций Исполкома ФНПР, программы практических действий облсовпрофа по реализации единой информационной политики профсоюзов план практических действий – запустить механизм внутренней структуры, чтобы быстрее доходить до члена профсоюза со своей информацией. Пока же ситуация с информационной работой в профсоюзных структурах представлена мягко говоря не лучшим образом.
– Совершено правильное выражение, что профсоюзные организации сегодня находятся на передовых, – согласился он. – Вопрос – с каким оружием они находятся на этой передовой? Не везде, но во многих организациях профкомы воюют с папками постановлений против «информационных танков», которые использует противоположная сторона. Нам нужно уйти в сторону от использования в качестве элемента отчетности электронной почты. Ведь мы же не отчитываемся об использовании рук и ног в профсоюзной работе, почта такой же нормальный инструмент в любой работе. Важно то, что идет по этой электронной почте, с какой регулярностью и как мы полученную информацию используем на местах.
Другой информационный ресурс, который под силу использовать в своей работе представителям профсоюзных организаций – газеты «Волгоградские профсоюзы», «Солидарность». Но и здесь, по словам представителя ФНПР, определенный провал:
– Уже говорилось о подписке на газету «Волгоградские профсоюзы», которая стоит копейки, а мне предъявляют, что подписка на «Солидарность» дорогая. «Волгоградские профсоюзы» – дешевая газета, так почему же на «Солидарность» не подписываются, которая дорогая? Либо умный, либо красивый, пора определиться! Но, тем не менее, не определяются.
– Когда члены профсоюза не знают, кому они обязаны защитой, либо зарплатой, – продолжил Александр Шершуков. – Если люди не знают позицию российских профсоюзов по важнейшим темам – пенсионная реформа, спецоценка и т.д. Если членов профсоюзов не тренировали проводить акции солидарности. То почему мы удивляемся, когда они либо выходят из профсоюза, либо не поддерживают свой профактив, председателя в кризисной ситуации. На предприятии, в организации мало иметь только один коллективный договор, должна вестись организационная, юридическая, информационная работа. Эти вещи не отделимы друг от друга.
При этом секретарь ФНПР обратил внимание, что сейчас мало просто информировать о событиях профсоюзной жизни, надо активно вести пропагандистскую работу. Возможно, даже агрессивно агитировать и навязывать свою точку зрения:
– У нас нет иллюзий на счет того, что нам дадут трибуну на первом, втором телевизионных каналах, в центральных газетах. Но у нас есть единственный ресурс, которым мы можем воспользоваться для того, чтобы дойти до члена профсоюза – профсоюзная структура. Но сейчас она работает не эффективно с точки зрения прокачивания информации сверху вниз и снизу вверх.
Итоговым документом обсуждения вопроса стало принятие Программы практических действий областного Совета профсоюзов по реализации единой информационной политики профсоюзов. В ней определены основные направления и механизм информационного взаимодействия всей профсоюзной структуры облсовпрофа.
Несправедливый закон
На заседании Совета принято и направлено заявление органам региональной власти «О несогласии профсоюзов с попыткой принятия закона «О регулировании оплаты труда в Волгоградской области» не в интересах трудящихся».
На протяжении года группа депутатов областной Думы откровенно лоббирует исключение из разработанного облсовпрофом и прошедшего согласование областной трехсторонней комиссией проекта регионального закона «О регулировании оплаты труда в Волгоградской области» положения о введении 8-кратного соотношения между заработной платой руководителей предприятий региона со средней зарплатой на этих предприятиях.
– Позиция профсоюзов предельно ясна, зарплата директора должна быть неразрывно связана со средним уровнем заработной платы в конкретном трудовом коллективе, – заявил председатель облсовпрофа. – Хочет руководитель увеличить себе зарплату – необходимо её повысить и работникам.
По заверению профсоюзов, профсоюзный законопроект, в случае его принятия, придаст новый импульс росту заработной платы работников, который направлен на искоренение практики выдачи зарплат в конвертах, особенного в сфере малого и среднего бизнеса. Кроме того, он будет способствовать увеличению минимум на 1,5 млрд. рублей ежегодных налоговых поступлений в областной бюджет в виде НДФЛ. Закон будет стимулировать работодателя формировать и показывать чистую прибыль предприятия, т.к. именно за её счёт собственник сможет устанавливать руководителю дополнительные преференции по его заработной плате.
ВРЕЗКА
Заявление о несогласии профсоюзов с попыткой принятия Закона «О регулировании оплаты труда в Волгоградской области» не в интересах трудящихся
Волгоградский областной Совет профсоюзов выражает категорическое несогласие с попыткой принятия Закона Волгоградской области «О регулировании оплаты труда в Волгоградской области» не в интересах трудящихся.
Действовавший с 1999 года аналогичный Закон являлся важнейшим элементом региональной системы социального партнерства, был направлен на повышение заработной платы, снижение необоснованной дифференциации зарплаты между руководителями и работниками организаций реального сектора экономики, способствовал увеличению доходной части бюджетов всех уровней.
Закон доказал экономическую эффективность. Реализация положений Закона в 2010 году, накануне его отмены, увеличила поступления в бюджет более чем на 1 млрд. рублей только в виде налога на доходы физических лиц.
С целью приведения Закона в соответствие с действующим трудовым законодательством Волгоградский областной Совет профсоюзов разработал законопроект «О регулировании оплаты труда в Волгоградской области», который в 2012 году был внесён в областную Думу группой депутатов. Данный законопроект был принят в первом чтении в 2013 году.
Сегодня рассмотрение законопроекта в Думе остановлено Комитетом по бюджету, налогам и финансовой политике областной Думы, который настаивает на исключении пункта 6 части 3 статьи 9, устанавливающего 8-кратное соотношение средней заработной платой работников на предприятии с размером оплаты труда руководителя. Требование Комитета безосновательно, противоречит решению Волгоградского областного суда от 09.02.2011, признавшего правомерность данной нормы. Безосновательно требование Комитета и по пунктам 1 и 3 ст. 2 законопроекта, исключающее участие муниципальных образований в процессе регулирования оплаты труда. Управление министерства юстиции Волгоградской области замечаний по этим пунктам не имеет.
Действия Комитета грубо нарушают Регламент Волгоградской областной Думы (ч. 2 ст. 70), которым не предусмотрена возможность исключения пунктов законопроекта, принятого в первом чтении, тем более изменяющего к тому же саму концепцию законопроекта.
Трудящиеся региона не понимают позицию депутатов областной Думы, поощряющих несправедливое распределение оплаты труда между руководителями организаций и работниками.
Высоко оценивая значение Закона Волгоградской области «О регулировании оплаты труда в Волгоградской области» как важной составляющей системы социального партнерства, учитывая проверенную временем его исключительную роль в экономике региона, Волгоградский областной Совет профсоюзов настаивает на принятии законопроекта в редакции, прошедшей первое чтение.
В условиях возрастания общественно-политической активности трудящихся принятие данного Закона будет иметь важное экономическое и политическое значение. Это посыл законодательной и исполнительной власти региона продемонстрировать готовность защитить и укрепить социально-экономические права трудового народа.
Принято на VI заседании Совета облсовпрофа
25 марта 2014 г.
От Совета до конференции
Достижения профсоюзов за прошедшие два десятилетия осуществлялись за счет настойчивости и самоотверженности многих профсоюзных лидеров, которые, не обладая большим забастовочным или финансовым ресурсом, за счет личных усилий добивались реальных результатов для членов профсоюза. Такая модель работы могла до известного времени приносить успехи. Однако за эти годы сильно изменились социальные партнеры, изменился качественный состав работников, что требует от профсоюзного движения страны повышения эффективности его работы.
Чем дальше, тем больше нынешние работодатели используют в работе властную и технологическую вертикаль, выстраивают вертикально интегрированные компании. В этих условиях заявлять, что все вопросы решает первичка, значит сбрасывать ответственность на наиболее незащищенную часть профсоюзной структуры.
В этой связи VIII (внеочередной) съезд ФНПР постановил принять отдельную главу в Устав ФНПР, которая бы описывала единые правила работы для всех территориальных профсоюзных объединений. Фактически эта глава представляет собой типовой устав территориального объединения организаций профсоюзов, который включен целиком в Устав Федерации Независимых профсоюзов России. Теперь соответствующие изменения в свои уставы должны внести территориальные профобъединения.
На VIСовете облсовпрофа принято решение рассмотреть вопрос о внесении изменений в Устав ТООП «Волгоградский областной Совет профсоюзов» на внеочередной конференции облсовпрофа, которая состоится 25 июня 2014 года.