От АРМ к СОУТ
С 1 января 2014 году вступили в силу законы от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценки условий труда» и № 421- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», которые полностью изменили подходы к организации охраны труда. Вопросов по реализации нового закона о специальной оценки условий труда (СОУТ) очень много как у работодателей, представителей профсоюзных организаций, специалистов по охране труда, так и у самих работников. В чем отличия аттестации рабочих мест (АРМ) от спецоценки? Действительны ли результаты проведенной ранее АРМ? Какое наказание предусмотрено за непроведение СОУТ? На эти и другие вопросы отвечает Татьяна БЕЗУГЛОВА, заведующий-главный технический инспектор труда областного Совета профсоюзов.
– Можно ли использовать старые нормы законодательства, например, Список № 1 и Список № 2, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 (ред. от 02.10.91), которые дают право на льготное пенсионное обеспечение?
– В настоящее время иных норм не принято, специальными законодательными актами списки профессий не были отменены, в связи с чем они могут применяться.
Основной проблемой для многих компаний является неопределенность в использовании различных норм. Например, часто работникам по результатам АРМ ошибочно выдается молоко при наличии химических веществ в воздухе рабочей зоны, концентрации которых ниже предельно допустимых, на основании постановления Минтруда России от 31.03.03 № 13 «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда».
Этот документ утратил силу. В настоящее время применяется приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.09 № 45н (ред. от 19.04.10) «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов».
Таким образом, некоторые нормы, которые были приняты еще в советское время, действуют, поскольку иные нормативные акты не утверждены, а более поздние документы уже утратили свое действие.
– Можно ли применять результаты АРМ в настоящее время? Аттестация - дорогое удовольствие и многие компании, проведя ее рассчитывали использовать эти результаты в течение пяти лет.
– Результаты проведенной ранее АРМ будут действительны, но не позднее 31 декабря 2018 Если рабочее место было аттестовано, то спецоценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации. При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, т.е. ранее вышеуказанного срока. Прежде всего, это ввод в эксплуатацию новых рабочих мест.
– В чем отличие аттестации рабочих мест от специальной оценки условий труда? Большинство работников не видят разницы между этими двумя понятиями.
– Существует ряд отличий между перечнем рабочих мест, которые подлежали аттестации, и рабочих мест, которые подлежат специальной оценке.
Так, аттестацию назначали только в отношении мест, где использовали ручной инструмент, оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты и транспортные средства и где присутствовали источники опасности. Для специальной оценки подобные ограничения не установлены. Другими словами, ее необходимо проводить независимо от наличия (либо отсутствия) вышеперечисленных факторов.
Еще одно отличие касается рабочих мест надомников и дистанционных работников. Такие места подлежали АРМ на общих основаниях. Теперь в Федеральном законе № 426-ФЗ «О специальной оценки условий труда» четко сказано: в отношении условий труда надомников и тех, кто трудится удаленно, специальную оценку проводить не нужно.
– Появилось много новых профессий, направлений деятельности. Для снижения размера страховых взносов работодатели переименовывают должности, чтобы они не подпадали под действие специальных норм по охране труда. Обязательно ли соблюдать наименование должностей?
– В трудовом законодательстве нет особых требований к наименованию должностей для целей специальной оценки условий труда. Вместе с тем в настоящее время действует постановление Госстандарта России от 26.12.94 № 367 (ред. от 19.06.12) «0 принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов 0К 016-94», которым установлен перечень профессий и тарифных разрядов, а также Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
При выявлении расхождения между указанными наименованиями комиссия, проводящая специальную оценку условий труда, должна сообщить руководителю о необходимости внести изменения в трудовую книжку работника. Если такие изменения не будут внесены, то впоследствии у работника возникнут проблемы с досрочным назначением трудовой пенсии по старости за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, с предоставлением других компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, с предоставлением средств индивидуальной защиты. Однако эти особенности прямо не указаны в Федеральном законе № 426-ФЗ «О СОУТ».
– Какие штрафные санкции будут применяться за непроведение специальной оценки условий труда?
– Начиная с 2015 года в случае отказа от спецоценки инспекторы станут применять новую норму - положения ст. 5.27.1 КоАП РФ. Величина штрафа для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП) будет составлять от 5 тыс. до 10 тыс. руб., для юридических лиц - от 60 тыс. до 80 тыс. руб.
Предусмотрен и более мягкий вариант наказания - предупреждение. Если нарушение будет совершено повторно, размер санкции составит для должностных лиц и ИП от 30 тыс. до 40 тыс. руб., для юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. руб. Вместо штрафа повторно провинившихся должностных лиц смогут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет, а деятельность ИП и организаций приостановить на срок до 90 суток.
– В журнале «Охрана труда и социальное страхование» (№ 9 за 2013 г.) была опубликована статья «Закон, который не выполняется». В ней шла речь о ст. 15.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) «Сокрытие страхового случая». Прошу разъяснить, какой несчастный случай на производстве является страховым и чем это определено?
– В указанной статье автор подняла проблему, касающуюся ст. 15.34 КоАП РФ «Сокрытие страхового случая». Суть в том, что с момента введения в законодательство в 2009 г. этой статьи не был определен федеральный орган исполнительной власти, должностные лица которого имели право составлять протоколы об административном правонарушении за сокрытие несчастного случая на производстве и принимать по ним решение о привлечении к ответственности виновных в соответствии с ее санкциями.
В настоящее время эта законодательная коллизия устранена. В Федеральном законе от 28.12.13 № 421-ФЗ «0 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" предусмотрено внесение изменений в КоАП РФ. В соответствии с ними теперь должностные лица федеральной инспекции труда имеют право реализовывать на практике требования ст. 15.34 КоАП РФ «Сокрытие страхового случая».
Что касается вопроса, какой несчастный случай на производстве является страховым. В ст. 229.2 «Порядок проведения расследования несчастных случаев» Трудового кодекса РФ говорится, что несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Именно эта норма трудового законодательства позволяет определить, какой несчастный случай на производстве является страховым, а какой - нет.