Право голоса
– Семь лет назад, когда коллеги доверили мне защищать их законные трудовые права и избрали председателем первички, профсоюзная организация была малочисленной, ее роль в жизни театра, если и просматривалась, то слабо. Понимание своей задачи пришло сразу – укрепить профсоюзную организацию, сделать ее работу более активной, деятельность прозрачной, а роль более значительной. Этой цели были посвящены семь лет моей жизни, - говорит Евгений Беленков, председатель первичной профсоюзной организации Государственного бюджетного учреждения культуры «Волгоградский государственный театр «Царицынская опера».
Кому играть роль первой скрипки?
Евгений Беленков – артист хора театра «Царицынская опера» – в профсоюзе около двадцати лет. Первый опыт руководящей работы на низовом звене «школы коммунизма» успел получить в советское время. Его стремление создать достойные условия работы стало определяющим, когда он возглавил профсоюзную организацию театра.
- Служенье муз не терпит суеты. Для работников театра «Царицынская опера» в 2008 году это был вопрос, а не утверждение. Оказалось, что за возможность нормально работать, думая только о качестве труда, нужно бороться. Тогда администрация театра решила провести аттестацию работников, а на тот момент нормативных документов не было. Но нарушения процедуры подготовки и проведения аттестационной кампании были настолько очевидны, что не заметить их было просто невозможно и, тем более, проигнорировать. К тому же отсутствие какой-либо официальной информации со стороны администрации театра о целях и задачах аттестации на фоне полного нежелания взаимодействовать с трудовым коллективом только подливало масло в огонь. Большинство не сомневалось, что впереди массовые увольнения, а единственный в регионе оперный театр закроется. Спровоцированные прежней дирекцией домыслы и слухи, безусловно, не способствовали творчеству. Но и под прессом проблем работники театра продолжали свое служение искусству.
Наш профком занял в этой ситуации принципиальную позицию – мы потребовали от администрации театра соблюдения законности проведения аттестации. Противостояние трудового коллектива и прежней администрации театра продолжалось. Этот вопрос стал предметом рассмотрения президиума областной организации профсоюза работников культуры, Принятым постановлением ход аттестации был приостановлен ввиду неправомерных действий администрации театра. Это была первая победа нашей первичной профсоюзной организации.
Но вскоре снова возник повод проявить нашу сплоченность. В процессе перехода театра на новую систему оплаты труда устанавливалась тарифные ставки, а нормативные документы, как выяснилось, не были должным образом проработаны. В результате образовались недоплаты работникам театра, люди ощутимо потеряли в зарплате. Профком полностью встал на позицию коллектива - любая методика начисления не должна оборачиваться уменьшением заработной платы. Наша первичная организация. конечно, старалась найти возможности, чтобы поддержать членов профсоюза в этой непростой, как в материальном, так и в моральном отношении, ситуации. Но все же предпосылки конфликтной ситуации оставались. «Царицынскую оперу» захлестнула волна конфликтов. Положение омрачалось еще одним существенным обстоятельством - дирекция не шла с трудовым коллективом на контакт. Просьбы работников театра разъяснить ситуацию игнорировались. Требования профсоюзной организации провести собрание трудового коллектива отвергались как «необоснованные».
По просьбе, членов первичной организации профсоюза «Царицынской оперы», Волгоградский обком профсоюза работников культуры внес коррективы в деятельность дирекции театра. И после вмешательства председателя областной организации профсоюза Людмилы Широковой, работникам «Царицынской оперы» вернули 25-процентую стимулирующую надбавку к базовому окладу.
Кстати, с того времени директора в театре поменялись дважды.
Профсоюз – подушка безопасности?
- С прошлого года в нашем театре действует новая редакция коллективного договора, - говорит Евгений Беленков.
В чем же отличие коллективного договора 2013 года от предыдущего варианта?
- Прежний коллективный договор принимался без предварительной работы согласительной комиссии. Иными словами, мнение профкома, а, значит, мнение работающих, не принималось администрацией театра во внимание. Наш голос не был слышан, - подчеркивает председатель первичной профсоюзной организации театра «Царицынская опера».
На этот раз профком заблаговременно вышел с предложением к администрации театра «дать старт» процессу подготовки проекта нового коллективного договора. В течение трех месяцев велась серьезная работа согласительной комиссии. Спорные вопросы, камни преткновения любого дела – это вопросы оплаты труда. Неудивительно, что именно «Положение об оплате труда» стало предметом спора и дискуссий. Так же с боем принимались разделы, касающиеся охраны труда, социальных гарантий, правил внутреннего распорядка. В итоге выработалось решение, приемлемое для всех сторон переговорного процесса,
Теперь трудовой коллектив театра работает с учетом принятых правил проведения репетиций. Здесь прописан класс и уровень репетиций – «постановочные, в классе, на сцене, предварительные» и регламентировано время их проведения. Так же с учетом мнения работающих решились назревшие проблемы дней отдыха, отпусков, оплаты работы в выходные дни.
Кроме того, социальная работа, которую ведет первичная организация профсоюза – серьезная поддержка для людей, чья зарплата в среднем составляет десять тысяч рублей. Материальная помощь членам профсоюза оказывается постоянно, хотя финансовые возможности невелики. И не всегда наш профком действует по просьбе заявителя. Часто, если известно о непростой житейской ситуации, то, не дожидаясь заявления от члена профсоюза, решение об оказании ему материальной помощи принимается профкомом самостоятельно.
Особая поддержка имеющим детей в возрасте до тринадцати лет: Таких работников в театре более тридцати. Их дети за счет профкома получают подарки к Новому году, посещают праздничные представления. Сотрудники - члены профсоюза, начиная с 50-летнего юбилея, получают к памятной дате денежную премию.
- Принципиальная позиция нашей первички – это не конфронтация с администрацией театра, а поиск точек соприкосновения для бесконфликтного варианта решения острых вопросов. Но лучше вовремя заметить назревающее непонимание и не допустить его перерастания в конфликтную ситуацию. Опираясь на параграфы коллективного договора и с помощью областной организации профсоюза работников культуры можно решить задачу любой сложности, - уверен Евгений Беленков.
Между худсоветом и цехкомом?
- Один из парадоксов нашей жизни: членство в профсоюзе – дело добровольное, а первичка добивается лучших условий труда для всех , - говорит Евгений Беленков.
Первичная организация профсоюза работников театра «Царицынская рпера» насчитывает восемьдесят человек, это треть от числа работающих. Обобщенный портрет первички выглядит так: должностной статус – от уборщицы до художественного руководителя, возраст от 20 до 75 лет. Численность, социальный статус и возрастной ценз - переменные данные. Театр – живой организм: кто-то увольняется, кто-то поступает на работу. Но костяк первички сложился. Профсоюзный комитет – пять человек, представители основных категорий работников театра: художественно-исполнительского и техническо-инженерного состава.
Сегодня на повестке дня прием новых членов профсоюза. На волнующий «новобранцев» вопрос «а что мне это даст?» Евгений Беленков перечисляет все преимущества членства в профсоюзе. И главный аргумент – «когда идет массовое нарушение трудовых прав, люди в поиске защиты массово вступают в профсоюз».
- Если ситуация на рабочем месте более-менее терпимая, то членство в профсоюзе как бы не актуально? - задается вопросом председатель первичной профсоюзной организации.
По мнению Евгения Беленкова, необходимо помнить, что «профсоюз» расшифровывается как «профессиональный союз». Иными словами, «союз профессионалов», признак профессиональной принадлежности, профпригодности.
- Мы упустили из виду, что принадлежность к профессиональному сообществу дает не только права, но и накладывает обязанности. Прежде всего по повышению личного уровня профессионализма. Но профком в творческую деятельность театра не вмешивается. Проблемы художественной части и вопросы социальной помощи и защиты трудовых прав находятся на разных полюсах. Но это на первый взгляд. Деятельность профсоюза заключается в создании условий, необходимых для выполнения творческих и производственных задач, - убежден Евгений Беленков.
В ближайших планах Евгения Беленкова создание, как минимум, двух цеховых первичек. Структура театра состоит из нескольких цехов. Хор – это цех, балет – цех, пошивочный – цех, осветительный и костюмерный - цеха.
-- Внутри них могут и должны быть первичные организации профсоюза – убежден Евгений Беленков.
Тем более, что положительный опыт здесь уже есть. В рамках первичной организации профсоюза действует цеховая профсоюзная организация артистов оркестра. Это двадцать два человека. Цеховой профсоюз артистов оркестра входит в состав первичной профсоюзной организации театра с подчинением председателю первичной организации профсоюза. В силу специфики работы в театре, представители разных цехов редко пересекаются и -едва знакомы друг с другом. Внутри одного цеха идет постоянное профессиональное и личное общение, а это предполагает своевременное реагирование на возникаюшие проблемы и работу на предупреждение конфликтов.
В ноябре планируется отчетно-выборное профсоюзное собрание. Профком театра надеется, что к тому времени еще два председателя цеховых первичек войдут в будущий объединенный профсоюзный комитет театра. По мнению членов профкома, такая структура наиболее эффективна – охватывает большее количество работающих, позволяет полнее владеть информацией и влиять на ситуацию.
- Отнять право голоса у профсоюза невозможно. Уверенность в этом дает нашей первичной организации дополнительный импульс, - считает Евгений Беленков.