Трамвай «История»
За окном под успокаивающий стук трамвайных колес бегут, сменяя друг друга, городские пейзажи - от остановки до остановки. Люди всегда спешат: кто-то входит в салон, кто-то выходит, стараются быстрее занять место, оперативнее продвинуться к выходу. Круговерть, суета – приметы времени. Только для Алины Дегтяревой, хозяйки салона трамвая, такие приметы не являются поводом для беспокойства. За годы работы в трамвайном депо № 2 г. Волгограда она привыкла заострять внимание на других вещах. Около 40 лет проработала водителем трамвая, следила за дорогой, досконально изучив особенности маршрутов, и скрупулезно следуя правилам дорожного движения. Долгие годы являлась водителем-инструктором учебного вождения, передавала знания и опыт вновь прибывшему поколению сотрудников депо. Неоднократно становилась чемпионом областного конкурса «За безопасность движения».
– В общей сложности я воспитала сто учеников, которые удачно сдали экзамен и получили право трудиться водителем трамвая, - вспоминает Алина Яковлевна.
Последующие годы, проработав два года ревизором и оформив трудовую пенсию, продолжала служить в депо.
Теперь, вот уже около пятнадцати лет, Алина Дегтярева в рамках полномочий кондуктора-контролера следит за безопасностью пассажиров трамвая. Не все из них осознают, что купленный билет является формой юридической ответственности перевозчика.
- Я люблю свою работу. Мне нравятся волгоградцы, с удовольствием смотрю, как меняется город, появляются новые здания, остановочные павильоны – современные и удобные. На маршруте многие пассажиры для меня как хорошие знакомые – здороваемся при входе в салон, желаем друг другу удачного дня, интересуемся как дела, - рассказывает наша героиня.
Бывают случаи, когда пассажир не хочет платить за проезд – его вежливо просят выйти на следующей остановке, или не хватает несколько рублей на билет – Алина Дегтярева часто их добавляет из своего личного кошелька. Бывает, что пассажиры пять остановок напролет громко обсуждают цены, жизнь, международную политику и кондуктора-контролера… Алина Яковлевна старается не обращать на это внимание, хороших людей намного больше в Волгограде.
Работа на маршруте – в любой должности, дело небезопасное – случается под рельсы хулиганы подложат петарды, или камень в окно кинут. На эти ситуации есть свой алгоритм действий, известный и водителю, и кондуктору-контролеру.
Почти за пятьдесят пять лет работы на одном из самых доступных видов городского транспорта Алина Яковлевна может дать консультации историкам и экскурсоводам. История развития и расширения центральной части города проходила на ее глазах.
- Я приехала в Сталинград в 1958 году, и сразу поняла, что здесь мое место, что это – мой город. Может быть поэтому мне особенно нравится вид на просторные волгоградские улицы, – говорит Алина Дегтярева.
Деревянные трамвайные вагоны первых советских пятилеток, вагоны более позднего времени рижского, чешского и немецкого производства, сцепленные по двое – «система» и одиночные. На всех работала Алина Дегтярева. Она прекрасно помнит оживленное трамвайное кольцо на Тракторном – в период расцвета завода. Водила трамвай по улицам Рабоче-Крестьянской, Пугачевской, Советской, по Астраханскому мосту – как известно, сейчас трамвайных путей ни на одной из этих улиц нет. Так же как и кольцо на Центральном рынке, там же располагалась диспетчерская ее родного депо, а на месте школы был овраг. Затем кольцо «переехало» в связи с удлинением маршрута на 7-ю Гвардейскую, а спустя несколько лет, прекратило свое существование.
- Все это в прошлом, но ощущение, что как вчера было. На наших глазах изменилась схема транспортного движения города: появился скоростной трамвай, маршрутные такси, маршруты стали более протяженными, - считает Алина Яковлевна.
Без профессионального общения, без принадлежности к своему профсоюзу Алина Дегтярева не мыслит своей жизни.
- Я в профсоюзе всю свою сознательную жизнь. А трамвайное депо №2, где я работаю с 1959 года, уже давно стало для меня вторым родным домом, - говорит почетный работник транспорта России.