А поезд идет…
- Коллективный договор нужно рассматривать как документ, в котором определены взаимные обязательства сторон – работодателя и работника, - этот тезис стал основополагающим на социально-экономическом форуме Волгоградского региона Приволжской железной дороги. Главным вопросом повестки дня стало подведение итогов выполнения действующих коллективных договоров ОАО «РЖД» за первое полугодие текущего года.
Участники форума, отметив значимость равноправного партнерства в сфере труда и социальных отношений, особо подчеркнули масштаб и организованность подготовительной кампании. Собрания и конференции прошли во всех структурных подразделениях дороги: филиалах ОАО «РЖД», дочерних зависимых обществах, негосударственных учреждениях здравоохранения и образования. Это более двух с половиной тысяч участников, стопроцентный охват!
Подготовка к социально-экономическому форуму показала взаимную заинтересованность сторон в детальном анализе выполнения принятых на себя обязательств. Высказанные замечания и предложения скорректировали ход совместной работы над выработкой более эффективных форм взаимодействия между выборными профсоюзными органами и администрацией предприятия.
Но в вопросах, касающихся оценки объективного положения дел в отрасли, участники форума были единодушны. Прежде всего, было отмечено, что первое полугодие 2014 года характеризуется экономией и ограничением расходов, сокращением числа работающих, применением режима неполного рабочего времени. Наиболее показательный пример – подразделения службы Пути, где укомплектование работников ведущих профессий не превышает 70 процентов от расчётного, а фактическое наличие работников на пути – чуть более 50 процентов.
То же касается заработной платы. Рост реальной заработной платы или отсутствует, или заметно снижены темпы её роста по сравнению с отчетным периодом прошлого года. Прежде всего эта тенденция проявилась практически на всех подразделениях Приволжской дирекции инфраструктуры, особенно дистанций пути, где на фоне растущей текучести кадров и увеличения трудоемкости производственного процесса снижение реальной заработной платы доходит до десяти процентов.
В этих жестких условиях роль профсоюзной организации становится особенно ответственной. Тем более, что деятельность российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей направлена на создание условий для достойной жизни тружеников отрасли. И это закономерно, ведь эффективно работать и совершенствовать свое профессиональное мастерство возможно только при условии достойной и своевременной оплаты труда и дополнительных льгот, компенсаций, выплат.
- Система социального партнерства в одинаковой степени выгодна и работодателю, и работнику, - убежден председатель Волгоградского теркома российского профсоюза железнодорожников Николай Епишин.
Эффективная организация системы оплаты труда имеет определяющее значение для развития любой компании, ОАО «РЖД» в том числе. Именно поэтому из тридцати восьми вопросов, рассмотренных за прошлый год на шести заседаниях Президиума теркома, двадцать - касались оплаты труда. Иллюстрация утверждения, что из всего перечня вопросов, которые предусматривает коллективный договор, первостепенный по значимости – заработная плата. Именно по оплате своего труда у работника складывается представление о социальной справедливости.
Сегодня отрасль переживает процесс реформирования, перестраивается система управления, где главным звеном административной цепочки призвана стать функциональная дирекция. На фоне ощутимого замедления роста ВВП на железных дорогах наблюдается снижение объем работ. При том, что индексация железнодорожных тарифов на грузоперевозки остается нулевой.
В этих условиях, по словам начальника организационно-штатного управления департамента экономики ОАО «РЖД» Александра Сиухина, политика компании должны быть направлена на дальнейшую оптимизацию штатной численности управленческих структур, а не за счет работников массовых профессий. Волгоградский территориальный комитет профсоюза железнодорожников неоднократно выступал против «потогонной системы», когда непродуманная оптимизация осуществляется за счет интенсивности труда, увеличения нормативов нагрузки на одного работника. С начала года проблема кадрового обеспечения и повышения заработной платы поднималась в различных ведомственных структурах ОАО «РЖД». Здесь наметилась положительная тенденция.
В результате целенаправленных действий профсоюза работникам станции им.М.Горького была возвращена недополученная ими премия за формирование тяжеловесных и длинносоставных поездов, в размере полутора миллиона рублей. Работникам ремонтного локомотивного депо Петров вал возвращены незаконно отмененные надбавки за профессиональное мастерство в размере ста шестидесяти тысяч рублей. Работники ремонтного вагонного депо Сарепта получили в общей сложности сто тридцать одну тысячу рублей за несвоевременно выплаченную им материальную помощь к отпуску, а в ремонтное локомотивное депо Сарепта вернулись свыше ста тридцати шести тысяч рублей за неоплаченный работникам медицинский осмотр, материальную помощь и невыплаченные своевременно командировочные.
В коллективном договоре весомое место занимает раздел, касающейся вопросов охраны труда. Безопасность, дисциплина и улучшение условий труда – основные составляющие этого блока вопросов. Профсоюзные активисты постоянно поднимают проблему обеспечения работников современными и комфортными бытовыми помещениями, качественной спецодеждой, инструментом. Тема чрезвычайно актуальная, поскольку на некоторых линейных участках отсутствуют душевые и сушилки для спецодежды, не хватает гардеробных шкафов. Для решения вопросов по охране труда отраслевым профсоюзом разработана программа дистанционного обучения председателей первичных профсоюзных организаций. После сданных экзаменов шесть лидеров первичек получили удостоверение «Внештатный технический инспектор по охране труда» Эффективность их деятельности покажет время и практика.
Волгоградским территориальным комитетом профсоюза за отчетный период проведено 37 проверок, 3 из них совместно с прокуратурой.
Выявлено свыше 100 фактов нарушений требований норм законодательства о труде.
По результатам проверок внесено 23 представления.
В пользу работников взыскано около 2 миллионов рублей.