Зарплата: профсоюзная реальность
Павел Николаенко, председатель облсовпрофа (из выступления на заседании IV Совета облсовпрофа):
– Зарплата, как источник существования человека, всегда находилась в центре внимания профсоюзов. С переходом России на новую экономику и ликвидацией общественных фондов потребления, сокращением социальных льгот и гарантий, значение зарплаты в жизни человека возросло.
Сегодняшнее социально-экономическое положение Волгоградской области свидетельствует о начале преодоления негативных тенденций финансово-экономического кризиса в отраслях экономики и социальной сферы. Индекс промышленного производства составил 109,5% (1 кв. 2011г. -104,4%)
Увеличился объем выпускаемой продукции на 6,6%, розничной торговли на 10,2%.
Как обстоят дела с зарплатой?
При среднем уровне заработной платы в области в 2010г. – 15734 руб., (в марте 2011г. – 16246 руб.), зарплата каждого четвертого работника не достигает уровня прожиточного минимума трудоспособного населения – 6537 рублей в 1кв.2011г. По информации Комитета по труду и занятости населения администрации области почти 50% от исследуемых предприятий в нарушение ст. 7 Конституции РФ не обеспечивают достойный уровень заработной платы работникам - выплачивают зарплату ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Восемь отраслей производственной сферы и три бюджетной платят зарплату от 8,5 до 14,5 тыс. рублей, что значительно ниже средней по области. По данным областной статистики картина, на первый взгляд, вполне удовлетворительная. Зарплата стабильно держится возле 15,5 тыс. рублей. В марте даже 16,2 тыс. рублей.
Но это статистика. В реальности номинальные денежные доходы в 2010г. выросли на 7,3%, но по сравнению с 2009г. Но уже в феврале 2011г. номинальные денежные доходы снизились на 14,4% (1912 руб.) по сравнению с 2010. И тот же облстат впервые за последние годы был вынужден зафиксировать снижение по году реальной заработной платы на 1,3%, как впрочем и по марту 2011г. на 1%. То есть, фактическая реальная заработная плата в течении 2 лет падала и уровень падения равнялся уровню инфляции, соответственно по годам 8,5% – 9,5% (индекс потребительских цен). Поэтому, мы ответственно заявляем, что стоимость реальной заработной платы 2010г., как и ее покупательная способность снизились на 18 – 20%., и на сегодня составляют 80 – 82% от уровня реальной зарплаты 2008 года.
Цены на продовольствие продолжают свой опережающий рост - 4,1%. При этом «второй хлеб» - картофель с начала года подорожал до 36 – 40 рублей - на 22%, капуста, лук, морковь до 35 рублей за кг. Продолжается бесконечный рост на гречку – стоит более 150 рублей/кг, мясо со 150 до 250 руб./кг, сахар с 28 руб. до 38 руб./кг., масло подсолнечное – до 75 руб.
Что также отличается от цен, указанных облстатом. Эта информация у вас тоже есть.
Продолжается рост тарифов на услуги естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства (с начала 2011г. на 15 – 20%), цен на топливо и горюче-смазочные материалы, внося значительный вклад в ускорение инфляции. Например, цены на дизельное топливо - в 2010 году выросли на 19%, с начала2011 г. еще на 7,1%, что соответственно было включено в стоимость товара по всей цепочке от потребителя до прилавка.
В целом увеличение стоимости минимального набора продуктов питания на 26,4%, за два месяца текущего года еще на 9,7%, лишний раз подтверждают, что темпы повышения цен на продукты и жилищно-коммунальные услуги не соизмеримы с ростом доходов населения
Особенно больно это бьет по бедным и среднеобеспеченным семьям, которые на продовольствие тратят около 70% получаемых доходов, на обязательные платежи 12,7% (9,5 – 12 тыс. рублей). В тоже время, по мнению правительства РФ, утвердившего стоимость минимального набора питания трудоспособного человека в 2745 руб., этой суммы вполне достаточно, чтобы прокормиться в течение месяца.
Может быть поэтому проблема обеспечения достойной заработной платой не решена и не решается. Низкую зарплату сегодня по-прежнему получают работники ЖКХ, легкой и текстильной промышленности (8400 руб. – 48% от средней), работники АПК (9500 руб. – 58% от средней), замороженная заработная плата работников связи – 7600 руб., работников потребкооперации – 8600 руб., завод «Метеор» - 9500 руб. и т.д.
Несмотря на переход на новые системы оплаты труда средняя зарплата в бюджетном секторе остается на низком уровне: образование – 10878 (70% от средней зарплаты), здравоохранение – 11363 (73% от средней зарплаты), в культуре значительно меньше (9000 руб. – 53% от средней зарплаты), около 10 тыс. рублей в государственных учреждениях, и 5-6 тысяч рублей в муниципальных.
Цена труда по новой системе
Отдельно хочу остановиться на бюджетниках. Оценивая последние решения и действия властей в сфере заработной платы бюджетников, мы должны отметить, что значительного роста заработной платы в связи с введением новых систем оплаты труда не произошло. Повышение коснулось только низкооплачиваемых категорий работников и руководящего звена. И в меньшей степени коснулось работников основных профессий, что в итоге привело к тому, что при незначительном увеличении средней начисленной зарплаты на 2,6%, уровень реальной заработной платы снизился на 2,3%.
В качестве примера можно привести данные проверки контрольно-счетной палаты г.Волгограда, которая установила, что по муниципальным школам Волгограда среднемесячная зарплата обслуживающего персонала в 1 полугодии 2010 года составила от 4,3 до 6,8 тыс. рублей, педагогических работников от 9,4 тыс. рублей до 16,1 тыс. руб. и уменьшилась по сравнению с 2009 год на 3,6%.. В тоже время зарплата директоров школ от 40,5 тыс. руб. до 61,4 тыс. рублей, а есть еще и заместители директора школы, которых в разных школах от 8 до 12 человек со средней зарплатой от 22,7 тыс. рублей до 38,6 тыс. рублей.
В итоге такого распределения зарплаты рядовой учитель в 2009 году мог приобрести 5,4 минимального набора продуктов, в 2010г. – меньше, то есть - 4,4. А по покупательной способности зарплата уменьшилась с 2,1 прожиточного минимума до 1,8 прожиточного минимума, соответственно в здравоохранении с 2,2 до 1,9, а еще меньше у работников культуры. Ситуация с зарплатой бюджетников сегодня накалена до предела. Это с достаточной ясностью показали апрельские совместные заседания президиумов трех отраслей и общее профсоюзное собрание. В заявлении принятом на собрании, предъявлены очень серьезные требования к органам власти всех уровней. И практически они были подтверждены резолюцией на первомайском митинге. Что следует сделать нам с вами. Первое – в ближайшее время разработать и заключить с администрацией области отраслевые тарифные соглашения самостоятельные, но в рамках трехстороннего. Второе – уже сегодня принять прямое участие в разработке договора или соглашения между Правительством РФ и субъектом Волгоградской областью по реализации проекта по поддержке российской школы. Участие профсоюзов в разработке договора обязательно, что также было подчеркнуто в выступлении В.В.Путина. Третье, скрупулезный анализ размера и структуры зарплаты по всем категориям работников отраслей. Контроль за ее выполнением. И, четвертое – нам следует предложить администрации области направить часть средств, получаемых в качестве НДФЛ от выполнения Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Волгоградской области на оплату низкооплачиваемых категорий работников здравоохранения, образования, культуры (как пример: работники учреждений дошкольного воспитания, библиотечных работников и др.).
Такие разные доходы
Серьезным препятствием на пути установления справедливой зарплаты является ее «дифференциация» - «межотраслевая»: у нас в области она характеризуется тем, что средняя зарплата работников производственной сферы по сравнению с работниками бюджетного сектора выше в 2 – 3 раза и «внутриотраслевая»: разница доходов руководителей и работников. На одном и том же предприятии она исчисляется в разы. Причем, если в 2008 году по оценке наших специалистов (по данным обкомов) она составляла 10-12 раз, то на сегодня несмотря на кризис, эта разница уже 17-20 раз. У нас достаточно примеров, когда в отрасли зарплата колеблется от 3500 рублей до максимальной 35000 рублей (здравоохранение, добыча полезных ископаемых, химическое пр-во) при средней 15 – 20 тысяч рублей. При этом очередное повышение зарплаты на 10% одним приносит 3500 рублей, другим аж 350 руб. Соответственно, рост зарплаты высокооплачиваемых работников значительно превышает рост у низкооплачиваемых. Так даже с2008 г. по 2010г. у первых она составляла 1800 – 2000 руб., у вторых 600 – 700 рублей. Богатые богатеют, бедные беднеют. У нас есть примеры, когда на предприятиях в 1000 чел. фонд оплаты труда управленческого аппарата и фонд оплаты труда работников-производственников распределяется в равных долях 50% на 50% (ВЗ ЖБИ-1). А еще интереснее, когда долги по зарплате на одном из предприятий при общей сумме 2,4 млн. рублей за один и тот же период времени распределились так: долги управленцам – 1,8 млн. руб., долги работников 600 тыс. руб. Это уже 70% и 30% (ООО ТДиН).
К сожалению государство в лице местных органов исполнительной и законодательной власти поддерживает и поощряет эту ситуацию, не позволяя регулировать этот процесс. Примером тому может служить тот факт, что в апреле текущего года был признан утратившим силу закон Волгоградской области «О регулировании оплаты труда», который сдерживал непомерные аппетиты наших работодателей установив 8 - кратный коэффициент между зарплатой руководителя и средней зарплатой на предприятии и привязав зарплату руководителя к конкретным производственным показателям. Но мы добьемся, чтобы этот закон в новой редакции все равно был принят.
Результаты мониторинга
По прежнему невысокой остается доля фонда оплаты труда в ВВП.
С 2001 года ФОТ вырос с 42% до 44,2% с учетом в ней налогов, отчислений в страховые фонды и условно рассчитываемой скрытой заработной платы (в размере 13% от ВВП). Уровень зарплаты у нас не достигает даже 28%, а точнее 25,7%, в то же время как в Европе он превышает 60%.
Доля зарплаты в объеме ВВП страны такова, что в России человек, создавший товаров на рубль, получает за эту работу всего 33 копейки, а это более чем в два раза меньше, чем в Японии – почти 75, в Европе – 70, в США – 72 копейки.
На этом фоне абсолютно неестественно и даже бесчеловечно установление основной заработной платы (тарифа, оклада, любого другого базового уровня оплаты труда) ниже уровня средств, необходимых хотя бы на восстановление работоспособности.
Это обусловлено прежде всего сохраняющимся низким уровнем тарифной ставки 1 разряда рабочего основной профессии. У нас в области в разных отраслях она колеблется от 1800 руб. (Речпорт) до 4330 рублей (горно-металлургическая промышленность, строительство и промстройматериалы). На Судостроительном заводе– 2350 руб., 2300 – в текстильной промышленности.
До сегодняшнего дня мы не добились того, чтобы установленная трехсторонним соглашением тарифная (основная) часть зарплаты составляла не менее 65% от общего объема оплаты труда, что позволит стабилизировать в целом зарплату и сделать ее менее подверженной желанию работодателя.
Сегодня, как показывает мониторинг отраслевых данных, фактическая величина тарифа в заработной плате составляет в среднем 45,6%, в том числе 36% на ВЗБТ, 41,5% - Аэропорт, до 78,5% - Промстройконструкции,). Т.е. Переменная часть колеблется от 25 до 64%. Основными причинами такого положения дел является то, что тарифы устанавливаются без учета их социального значения, без обоснования их в профессионально-квалификационном разрезе, без учета единых подходов. В целом работодатели забыли о нормировании труда, а наши требования в коллективном договоре в основном носят декларированный характер.
В некоторых отраслях базовая зарплата (тариф) ниже прожиточного минимума, а уровень средней зарплаты – еле-еле дотягивает до обеспечения физиологического воспроизводства человека. Так, в Газораспределительных организациях профсоюза нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства он составляет 4600 – 5222 руб., 2750 руб. – у автотранспорта и дорожного хозяйства, на Сталепровочном заводе (Горно-металлургическая промышленность) - 2359 руб..
Серьезным фактором, влияющим на фонд оплаты труда, а значит на величину заработной платы, является «теневая зарплата». Государство, повысив страховые взносы с 26,2% до 34,2%, спровоцировало увеличение оборота «теневой зарплаты» с 28% до 44%. Работодатели эту разницу погасили за счет фонда оплаты труда, значительно уменьшив его в некоторых случаях на 31%. В итоге работникам рассчитывать на повышение заработной платы не придется. Нам нужно добиваться снижения процента страховых взносов. Предпосылки для этого есть.
Долги не исчезли
Благодаря кризису вновь появились долги по зарплате. В некоторые моменты долги по зарплате достигали цифры в 300 млн. рублей. На некоторых предприятиях долги исчислялись в 180 млн. рублей, это ЖБИ-1, на других меньше, но по срокам неуплаты составляли 3 – 4 месяца подряд. Это Судостроительный завод, ООО ЦОМ «Чулочное производство», ООО ВЗ ЖБИ-1, ЗАО «Газпромкран», ООО Латекс, Автоколлонна 1538, ОАО «Оросительная техника», ОГУП «Волгоградавтодор». А ведь в царской России 1905 – 1917г.г. долгов по зарплате не было (в чем мы убедимся, если посмотрим требования забастовщиков).
По решению ноябрьского 2008г. Исполкома мы начали отслеживание ситуации (еженедельный профсоюзный мониторинг), совместные проверки с Гострудинспекцией, активизировали работу с Комитетом по труду и занятости Администрации области, и, в соответствии с соглашением, стали информировать Прокуратуру области и участвовать в работе комиссии по борьбе с экономическими преступлениями при Прокуратуре области.
На сегодня долги составляют 52 млн. рублей по организациям банкротам, которые нам известны. В основном это Моторный завод, Вторчермет, Городищенская птицефабрика, по ним открыты уголовные дела. Но ведь то, что они не были вовремя погашены, в этом наша вина. И сбрасывать со счетов эти организации рано – кризис не закончился.
И вот вам пример – вновь появились долги на ЖБИ-1 и в некоторых других организациях. Рекомендуем профсоюзным комитетам в ходе колдоговорной кампании 2011 года включить в коллективные договора правило о том, что за каждый день просрочки заработной платы администрация начисляет соответствующий процент. Когда работодатель начнет платить рабочему зарплату с процентом, ему станет невыгодно ее задерживать. Нам нужно подумать о том, как это правило включить в Трудовой кодекс РФ, а на нашем уровне в областное трехстороннее соглашение.
Механизм партнерства
На сегодняшний день большинство вопросов, относящихся к установлению и регулированию заработной платы в организациях, законодательство предписывает решать с использованием механизмов социального партнерства путем переговоров (коллективных), в том числе в ходе подготовки проектов коллективных договоров, соглашений и их заключении. Информация по коллективным договорам у вас имеется. Анализ проводимой работы мы с вами провели на заседании Исполкома в апреле текущего года.
Могу только добавить, что областным Советом профсоюзов проводится достаточно методическая и организационная работа по коллективным договорам и соглашениям в целом, и по разделу «Заработная плата» в частности.
Однако, проанализировав более 200 коллективных договоров, нам приходится признавать, что, несмотря на имеющиеся серьезные подвижки в этом деле, во многих случаях наши рекомендации и регламентирующие решения отражены в коллективных договорах слабо, а принятые обязательства остаются декларацией, не получая необходимой организационной работы по контролю за их выполнением. Это мы с вами обсуждали еще ранее, когда рассматривали аналитическую записку в ходе отчета по колдоговорной кампании.
Ярким примером этому может служить работа над обязательством по индексации заработной платы. Индексация это то, что позволяет снизить потери зарплаты в результате повышения цен на продукты питания, тарифы и обязательные платежи. Фактически индексация это компенсатор инфляции. Об этом прямо говорит ст.134 ТК РФ. Там же в ст.130 указано, что индексация – это госгарантия и государство обязуется привлекать к ответственности работодателей, которые не исполняют этот закон. На практике получилось так, что во внебюджетном секторе, по данным профсоюзного мониторинга, индексация не проводилась на предприятиях автосельхозмашиностроения, горнометаллургической промышленности, текстильного и швейного производства, автомобильного и дорожного хозяйства, почтовой связи, агропромышленного комплекса. В бюджетном секторе экономики из-за кризисной ситуации, была отменена заложенная на 2009 год индексация в 6,3% и не закладывалась на 2010 год.
Конституционный Суд РФ своим решением от 17.06.2010г. и Роструд письмом от 19.04.2010г. №1073-6-1 положили конец невнятному толкованию ст.134 ТК РФ И прямо обязали работодателей без напоминания индексировать заработную плату.
Несмотря на это, работодатели продолжают говорить: «нет механизма реализации ст.134 ТК РФ». Напоминаем работодателям, что Постановление Конституционного суда РФ имеет прямое действие, а это значит, что его нужно выполнять без дополнительного механизма. Задача профкомов потребовать от работодателей неукоснительного и незамедлительного выполнения принятых в коллективных договорах обязательств по индексации. А там, где они не приняты, через переговоры включить эти обязательства в коллективные договора.
Примером эффективного использования системы социального партнерства служит наша работа по установлению регионального минимума оплаты труда – в 1,2 прожиточного минимума (7640 руб.). В итоге, более 1300 работодателей повысили минимальную заработную плату своим работникам до размера регионального минимума. Фонд оплаты труда увеличился на 90 млн. руб. Проанализировав первые итоги выполнения соглашения, областной Совет профсоюзов считает возможным внести на обсуждение областной трехсторонней комиссии предложение о подписании соглашения об установлении областного МРОТ в размере 1,5 прожиточных минимума, а для бюджетного сектора базовой ставки в размере федерального МРОТ (4330 руб.), вместо запланированных 2982 руб.
Мигранты и конкуренция
Конечно, для того, чтобы была зарплата, должно быть рабочее место. Конкуренция на рынке труда в последнее время обострилась за счет привлечения иностранных рабочих.
Упростив схему привлечения иностранной рабочей силы, Правительство практически открыло рынок труда для недобросовестной конкуренции, где главным основанием для привлечения трудовых мигрантов стала экономия фонда оплаты труда и удержание заработной платы на низком уровне. Т.е. более дешевое, а не более качественное выполнение работ. Сравните сами, средняя зарплата в АПК – 9310 руб., граждане Узбекистана и Таджикистана рады 6 – 8 тыс.руб., в строительстве – 21623 руб., соответственно – 12 – 15 тыс. руб. И это настолько выгодно, что у нас в области формируются целые хозяйства на базе иностранных рабочих. Племенное хозяйство «Степное» - Городищенский район 200 чел., совхоз Карповка 110 чел., Волго -Дон – 100 чел., Новожизненское – 550 чел., в Алексеевке работает целая мехколонна №4 из 312 чел. с Украины. Появилась «торговля» иностранной рабочей силой. Например, Сазыкин В. из Волжского запросил строителей - 840 чел., овощеводов – 200 чел., Леднев из Городищенского р-на – 400 чел. овощеводов, Артиков из Волгограда – 300 строителей, 300 – овощеводов.
Столько же останется безработными наших сограждан. Причем работников с подтвержденной высокой квалификацией. У иностранцев никто квалификацию не спрашивает.
Что делается профсоюзами по улучшению обстановки. Прежде всего, мы добились того, что квоты на привлечение иностранных рабочих в обязательном порядке утверждаются (предварительно) на трехсторонней комиссии. И уже в этом году мы срезали эту квоту с 55 тыс. человек до 25 тыс. человек. По нашему требованию, при межведомственной комиссии, по реализации единой государственной миграционной политики создана рабочая группа, которая будет рассматривать заявки работодателей. В эту группу включены наши представители. Мы потребовали, чтобы был восстановлен прежний порядок, когда заявки работодателей рассматривались только после предварительного утверждения отраслевыми профсоюзами, чтобы не получилось так, как на судостроительном заводе. Когда при сокращении без малого 500 своих работников была подана заявка на приглашение 300 рабочих с Украины. На районном уровне мы считаем необходимым привлечь к этой работе координационные Советы профсоюзов, а в работе с частным малым и средним бизнесом наши отраслевые комитеты.
Седьмой съезд ФНПР, состоявшийся в этом году, в своей резолюции по заработной плате подтвердил наше видение проблемы и определил те задачи, которые мы должны решать сегодня и завтра.
Совет облсовпрофа постановил
1. В целях повышения уровня заработной платы, как ключевого элемента достойного труда и обеспечения экономических и социальных потребностей работников областному Совету профсоюзов, его членским организациям:
- добиваться неукоснительного исполнения всех норм трудового законодательства, обязательств коллективных договоров и соглашений, регламентирующих отношения работников и работодателей в области заработной платы;
- предложить сторонам социального партнерства рассмотреть возможность установления минимальной заработной платы в размере 1,5 прожиточного минимума трудоспособного населения;
- принять меры по обеспечению справедливого распределения результатов труда и участия работников в распределении прибыли предприятий;
- добиваться присоединения всех работодателей области к соглашениям в части оплаты труда на всех уровнях социального партнерства;
- инициировать рассмотрение на заседаниях трёхсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений вопроса по завершению модернизации систем оплаты труда работников бюджетных организаций, обеспечивающей обоснованное соотношение размеров оплаты труда в бюджетном и внебюджетном секторах экономики;
- продолжить мониторинг применяемых в организациях систем оплаты труда, уровней заработной платы, тарифных ставок, обоснованности тарифов и их взаимосвязи с нормированием труда;
- выработать в рамках Волгоградской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рекомендации по системам оплаты труда, структуре заработной платы, уровню ее базовой тарифной части;
- обеспечить реализацию мер по своевременной выплате заработной платы в организациях независимо от организационно-правовых форм собственности, усилению ответственности работодателя и собственника за несвоевременную выплату работникам заработной платы;
- усилить взаимодействие с Государственной инспекцией труда в Волгоградской области и Прокуратурой области по контролю за соблюдением государственных гарантий по оплате труда.
2. Первичным профсоюзным организациям добиваться установления:
- тарифной ставки 1 разряда рабочего основной профессии на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека;
- минимального уровня заработной платы в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в Волгоградской области;
- порядка индексации заработной платы не ниже уровня реальной инфляции;
- постоянной части (тарифа) заработной платы на уровне 70% заработка.
3. Внести в Волгоградскую областную Думу в порядке законодательной инициативы проект закона «О регулировании оплаты труда в Волгоградской области» в новой редакции.
4. Обратиться к Администрации Волгоградской области и Волгоградской областной Думе с предложением увеличить бюджетные ассигнования на индексацию заработной платы работников бюджетной сферы не ниже уровня реальной инфляции.
5. Предложить Администрации Волгоградской области определить порядок обязательного участия областного Совета профсоюзов в согласовании заявок работодателей на использование иностранной рабочей силы.
6. Предложить Региональному объединению работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области» рассмотреть вопрос о состоянии заработной платы в организациях, входящих в объединение и принять конкретные меры по ее увеличению.
7. Волгоградскому институту профсоюзного движения организовать целенаправленное обучение профсоюзного актива вопросам организации труда и заработной платы.
8. Контроль за исполнением данного постановления возложить на Исполком Волгоградского областного Совета профсоюзов.