Уважаемый кондуктор
Конкурс «Лучший кондуктор-контролер МУП «Метроэлектротранс» необычен прежде всего принципом формирования жюри. В его состав имел возможность войти каждый, кто пользуется услугами волгоградского городского электротранспорта.
С мая по октябрь пассажиры волгоградских троллейбусов и трамваев могли выразить свое мнение о работе кондукторов-контролеров в наиболее приемлемой для себя форме: по телефону горячей линии, на электронный и почтовый адрес предприятия, или SMS-сообщением. За это время организаторами конкурса было получено более 500 отзывов в адрес более 300 кондукторов-контролеров. Респонденты чаще всего отмечали опрятный внешний вид, доброжелательность, готовность прийти на помощь инвалидам, престарелым, женщинам с маленькими детьми, а также выдержку и душевность кондуктора-контролера.
- Профессия кондуктора-контролера городского электротранспорта очень важная и ответственная, требующая от человека постоянной собранности и внимания. Кондуктор трамвая или троллейбуса – не просто сборщик денег с пассажиров за проезд. Это психолог, педагог, гид-экскурсовод. Около сорока процентов пассажиров, пользующихся общественным транспортом, перевозят наши трамваи и троллейбусы. От вашей работы зависит настроение жителей города, которые спешат на работу, учебу, по личным делам и проблемам, и вы вместе с водителем отвечаете за безопасность движения, - сказал на церемонии торжественного подведения итогов Николай Жуков, генеральный директор МУП «Метроэлектротранс».
Кроме того, женщинам в форменном фартуке и с кондукторской сумкой наперевес иногда необходимо умение правильно действовать в экстремальных ситуациях. Собравшиеся минутой молчания почтили память коллеги Татьяны Кондратенко, погибшей при исполнении служебных обязанностей во время террористического акта в Волгограде 30 декабря 2013 года.
Полное представление о специфике труда кондуктора-контролера дала сотрудница депо № 2 Татьяна Рыжкова, в свое время работавшая на этом посту.
- Подняться в три утра, «обилетить» сонных пассажиров, улыбкой ответить на грубость, не обратить внимания на то, что на тебя нечаянно вылили содержимое пластиковой бутылки, или вместо оплаты багажа прислонили пакет с жареной курицей…
О подобных «рабочих моментах» Татьяна Рыжкова, имеющая профессиональное музыкальное образование, поведала в песенной форме. Собственные стихи на мелодию шлягера известной певицы и артистичное исполнение вызвали шквал аплодисментов зала.
- По нашей работе люди судят об уровне общей культуры Волгограда. Чтобы хорошо выполнять такие непростые обязанности, нужно иногда иметь возможность с юмором посмотреть на ситуации, в которых кондуктор-контролер оказывается по несколько раз в день, - делится впечатлениями одна из участниц конкурса.
Кстати, в музее МУП «Метроэлектротранс» есть экспонат, который на время празднества «переехал» в актовый зал на всеобщее обозрение. Это ростовая кукла в форме кондуктора первого царицынского трамвая. Более ста лет назад данное «служивое лицо» было наделено правом делать замечания, следить за порядком, взимать штрафы, вызывать городового.
- История профессии кондуктора в Царицыне-Сталинграде-Волгограде имеет несколько этапов. Впервые появилась эта специальность вместе с пуском первого трамвая в Царицыне, в апреле 1913 года. В 1961 году внедряется метод кассового самообслуживания пассажиров, а в начале 90-х годов прошлого века билеты были заменены на талоны. И только в 1998 году в волгоградские трамваи и троллейбусы опять вернулись кондукторы-контролеры. Сегодня – это одна из самых нужных и востребованных специальностей в нашем управлении, и принадлежность человека к данному профессиональному сообществу должна вызывать уважение волгоградцев, - считает Галина Гуськова, председатель первичной профсоюзной организации МУП «Метроэлектротранс».
Именно этой цели служит конкурс «Лучший кондуктор». Популяризация и создание позитивного восприятия профессии – главные его задачи.
- Хорошо, что конкурсы профессионального мастерства охватывают такую необходимую на общественном электротранспорте специальность. Но для того, чтобы поднять ее престиж, прежде всего необходимо наличие самого городского электротранспорта. У наших соседей в Воронеже трамвай, как вид общественного транспорта, прекратил свое существование несколько лет назад. Теперь на месте депо стоит торгово-развлекательный центр. Голоса волгоградцев, которые они отдали за лучшего, по их мнению кондуктора, - это еще и одобрение политики городских властей, которые в свое время отстояли право на существование общественного электротранспорта, самого доступного и экологически чистого средства передвижения, - подчеркнул Михаил Зозуля, занимавший должность директора Волгоградского трамвайно-троллейбусного управления в постперестроечные годы, заслуженный работник транспорта РФ, Почетный гражданин города-героя Волгограда.
Определить лучшего кондуктора МУП «Метроэлектротранс» было непросто. Лидеры были выявлены во всех депо. По решению оргкомитета определены также призеры конкурса по каждому из шести депо предприятия.
При определении «лучших среди лучших» оргкомитетом, кроме отзывов пассажиров, принимались во внимание производственные показатели, финансовая и трудовая дисциплина. Всем победителям и призерам были вручены Почетные грамоты, благодарственные письма и денежные премии, а также новая спецодежда и специальные кондукторские сумки. По этим атрибутам пассажиры смогут увидеть, что в салоне их обслуживают лучшие кондукторы-контролеры депо и предприятия.
Но на окончательное решение при определении лучшего кондуктора МУП «Метроэлектротранс» повлияло количество положительных откликов от пассажиров. Победителем конкурса «Лучший кондуктор года 2014» признана Татьяна Раджабова, кондуктор-контролер троллейбусного депо №1, работающая на маршруте №15.