Новая пенсионная реформа: трудности перехода
Необходимо постоянно информировать граждан о ходе реформирования пенсионной системы и раскрывать перспективы ее развития. Успех реализации пенсионной реформы во многом определяется характером восприятия населением предлагаемых решений. Такую задачу в конце прошлого года поставил Президент России Владимир Путин.
Во исполнение решения главы государства Федерация Независимых Профсоюзов России и Пенсионный фонд РФ заключили Дополнительное соглашение, согласно которому стороны договорились реализовать комплекс мероприятий, направленных на проведение совместной информационной работы среди членов трудовых коллективов по разъяснению основных положений пенсионной реформы. В рамках информационно-разъяснительной кампании по инициативе ФНПР в ряде регионов состоялись окружные собрания. Волгоград стал пятой площадкой, где прошла такая широкоформатная встреча, на которой представители трудовых коллективов, профсоюзного актива Южного федерального округа совместно с Министерством труда и соцзащиты РФ, Федерацией Независимых профсоюзов России и Пенсионным фондом РФ обсудили наиболее оптимальные пути разъяснения новой пенсионной реформы.
Как отметило руководство ФНПР, Волгоград не случайно был выбран для проведения данного мероприятия. Волгоградскими профсоюзами проводится постоянная, напряженная и реальная работа не только по разъяснению пенсионного законодательства, но и по всем другим направлениям социальной защиты населения.
Большой актовый зал Волгоградского областного Совета профсоюзов едва вместил всех желающих. И это понятно. На повестке дня стояла самая острая и обсуждаемая последние два года тема – новая пенсионная реформа, которая вступит в силу с 1 января 2015 года. О нюансах грядущих пенсионных преобразований представителям трудовых коллективов, профсоюзного актива ЮФО рассказали Андрей Пудов, статс-секретарь, заместитель министра труда и соцзащиты РФ, Галина Келехсаева, заместитель Председателя ФНПР, Игорь Шанин, секретарь ФНПР, Юрия Шамрая, секретарь ФНПР, представитель ФНПР в ЮФО, специалисты Пенсионного фонда РФ. В работе окружного собрания приняли участие Правительство Волгоградской области, работники отделений Пенсионного фонда России в ЮФО и Крымском федеральном округе, руководители шести территориальных объединений профсоюзов в ЮФО.
Участники совещания сошлись во мнении, что сегодня важно активнее разъяснять населению и особенно в трудовых коллективах суть пенсионных преобразований. Вопросов по реализации новой пенсионной реформы у граждан очень много. И от того, насколько внятно и доходчиво будут объяснены ключевые положения, которые претерпели изменения в пенсионном законодательстве, будут зависеть общественный фон и сознание граждан.
– Уже есть эффект от таких мероприятий. Мы проводим соцопросы и видим, что меняется осведомленность граждан о пенсионных преобразованиях, – сказал Андрей Пудов, статс-секретарь, заместитель министра труда и социальной защиты РФ.
При этом представитель федерального министерства высоко оценил роль профсоюзов в организации информационно-разъяснительной работы, которые изначально заняли активную позицию в обсуждении нового порядка формирования пенсионных прав и начисления пенсии.
С корабля на балл
Говоря о сути пенсионных преобразований, Андрей Пудов акцентировал внимание на наиболее важных положениях нового пенсионного законодательства. По его словам, каждая из новаций тщательно анализировалась с точки зрения и социального, и экономического эффекта.
Теперь, чтобы заработать право выхода на пенсию необходимо соблюсти следующие условия. Во-первых, достичь пенсионного возраста. При этом пенсионный возраст по требованию профсоюзов увеличиваться не будет, но новая система будет стимулировать на более поздний выход работников на пенсию.
Во-вторых, меняются требования к трудовому стажу. До 2025 года он будет постепенно повышаться с нынешних 5 до 15 лет. По оценке Минтруда РФ, на сегодняшний день в России лиц, у которых нет 15 лет стажа, - лишь 3-4 % трудоспособного населения.
И, в-третьих, необходимо набрать минимальное количество баллов, которое в течение десяти лет будет планомерно увеличиваться. Чтобы заработать 30 баллов, надо 15 лет получать зарплату не меньше двух МРОТ (минимальный размер оплаты труда) в месяц. Либо в течение 30 лет - не меньше одного МРОТ ( на сегодняшний день его размер составляет 5554 руб.). Но самое главное требование - заработная плата должна быть «белой», с которой в Пенсионный фонд отчисляются страховые взносы.
При этом пенсионный коэффициент (балл) по настоянию профсоюзов будет ежегодно устанавливаться федеральным законом и его стоимость не будет ниже инфляции.
Размер будущей пенсии заместитель министра труда РФ определил следующим образом:
– Что такое баллы? Это то, что мы заработали за год. Потом перемножаем их на стаж трудовой деятельности. Если у вас «белая» зарплата достигла порога около 624 тыс. руб. в год, то можно максимально заработать 10 баллов. И если вы работаете с таким максимумом 30 лет, то получается 300 баллов. Стоимость балла, которая на сегодня составляет 64 рубля, умножаем на 300 баллов. Получаем размер страховой пенсии и прибавляем к ней фиксированную выплату – 4 тыс. руб. В итоге ваша пенсия составит 23,2 тыс. руб.
Представитель министерства обратил внимание на один нюанс, для тех лиц, которые выбрали формирование своих пенсионных прав, в том числе и в накопительной системе, уже не смогут получить максимального количества баллов…
Еще одна из важных новаций – государство включит в пенсионный стаж больше нестраховых периодов. А для постоянно проживающих на селе и отработавших там не менее 30 лет с 2016 года установят ежемесячную специальную надбавку в размере 1100 руб.
Подробно представитель Минтруда РФ остановился на вопросе о коэффициенте замещения утраченного заработка при начислении пенсий. Андрей Пудов заверил, что на днях министерство согласовало с профильным департаментом Международной организации труда (МОТ) методику коэффициента замещения по конвенции № 102. Согласно этой методике предполагается выйти на коэффициент замещения порядка 41-42 процента. Напомним, согласно международным конвенциям МОТ коэффициент замещения начисленной пенсией утраченного заработка должен быть не менее 40%. Кстати, позицию о включении в систему нового пенсионного законодательства данного коэффициента жестко отстаивали профсоюзы.
– До конца года мы планируем выйти в Правительство РФ с законом о ратификации конвенции МОТ № 102, – констатировал Андрей Пудов. – Но подписать всегда легко. Ключ в ратификации конвенции заключается в том, что каждый год надо подтверждать, что мы ей соответствуем. Есть даже иллюзия, что в развитых европейских странах высокий коэффициент замещения. Уверяю вас, что это не так. К примеру, коэффициент, рекомендованный 102-й конвенцией МОТ, не соблюла Великобритания.
Общая задача
Сегодня Правительство РФ плотно взялось за тему, которая напрямую влияет на параметры пенсионной системы и на ее наполняемость. Речь идет о легализации трудовых отношений и снижении доли скрытой оплаты труда.
– Сейчас данный вопрос мы прорабатываем на федеральном уровне, с тем чтобы как минимум на 1/3 сократить «серый» рынок труда, – сказал федеральный чиновник. – Цифры по «серой» занятости очень большие. 30 процентов дохода мы не дополучаем в пенсионную систему. Наша задача – понуждать работодателей легализовать трудовые договора и платить белую зарплату. Человек должен быть в этом заинтересован, в том числе и через свои пенсионные права.
Ситуацию на волгоградском рынке труда обрисовал Евгений Харичкин, заместитель председателя правительства Волгоградской области:
- Количество недобросовестных работодателей только за прошлый год сократилось с 16 до 4 тысяч, но еще остаются неплательщики, серые схемы и конверты. И конечно, здесь необходимы совместные усилия всех заинтересованных сторон - профсоюзов, исполнительной власти и ПФР.
– Борьба за белую зарплату и легальную занятость – главная задача сегодняшнего дня, – выразила мнение профсоюзов Светлана Калашникова, председатель Астраханского областного объединения организаций профсоюзов. – Для достижения поставленной цели необходимо применять более жесткие меры к нарушителям действующего трудового законодательства. В последнее время часто приходиться слышать предложения о введении уголовной ответственности за зарплату в конвертах и неофициальную занятость. В этом есть рациональное зерно.
Под профсоюзным контролем
Вопросы пенсионного обеспечения трудящихсявсегда были приоритетнымив деятельности Волгоградского областного Совета профсоюзов.С 1997 года, с момента введения персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, работа профсоюзов строилась в тесном взаимодействии с региональным отделением Пенсионного фонда РФ. В практику совместной работы вошли: подписание Соглашений о сотрудничестве, составление совместных планов, обучение профсоюзного актива.
Сразу после опубликования Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ облсовпроф активно включился в работу по разъяснению новых пенсионных законов. Вопросы о позиции профсоюзов к реформированию пенсионной системы, о недопустимости снижения гарантий пенсионного обеспечения трудящихся обсуждались в трудовых коллективах, выносились на рассмотрение Исполкомов, Советов. В адрес федеральных органов власти были направлены Обращения, открытые письма с просьбами обратить внимание на ряд принципиальных вопросов при доработке пенсионных законов.
Подписано дополнительное Соглашение с региональным отделением Пенсионного фонда РФ по разъяснению нового пенсионного законодательства, проведен семинар-совещание с профсоюзным активом (в этом зале). Определены направления работы отраслевых профсоюзов непосредственно на предприятиях и в организациях.
Однако вести разъяснительную работу в трудовых коллективах, по мнению профсоюзов, не просто, так как ряд положений пенсионного законодательства вызывают у профсоюзного актива сомнения.
– Нынешняя реформа сложная, многоступенчатая и научить профсоюзный актив грамотно разъяснять новое пенсионное законодательство с учетом его дифференциации в отношении различных категорий будущих пенсионеров – очень сложно, а порой и не возможно, – выступил Владимир Стариков, председатель Волгоградского областного Совета профсоюзов.
Лидер волгоградских профсоюзов отметил, что трудности возникают при разъяснении пенсионного законодательства по досрочным пенсиям. Или, как рассчитать пенсию с помощью калькулятора, который оказался непригоден для большинства трудящихся? Почему низкооплачиваемые работники должны отработать как минимум 30 лет, чтобы получить хотя бы минимальную трудовую пенсию? А это еще раз подтверждает актуальность требования профсоюзов о скорейшем реформировании системы оплаты труда. Не получается в доступной форме объяснить нынешним пенсионерам, как будут переоценены их пенсионные права, приобретенные до 2002 года. Профсоюзам трудно разъяснять пенсионное законодательство по накопительной пенсии… С 1 января 2015 года количество вопросов по новому пенсионному законодательству возрастет многократно.
– Много информации в федеральных СМИ по пенсионной реформе, и это хорошо. Немало делает для разъяснения пенсионной реформы Отделение Пенсионного фонда по Волгоградской области. Но мы бы просили федеральный центр при разъяснении пенсионного законодательства находить больше убедительных аргументов, которые подтверждают возможность достижения социально приемлемого уровня пенсий, как это продекларировано в Стратегии пенсионного развития. Наряду с разъяснительной работой наша общая задача – анализировать, обобщать и вносить предложения по совершенствованию пенсионного законодательства, – убежден Владимир Владимирович.
Представители профсоюзной стороны считают: сегодня необходимо поднять роль профсоюзов в процессе формирования новых пенсионных прав граждан. А для этого нужна заинтересованность власти всех уровней.
– Чем выше зарплата, тем выше пенсии – об этом, как показывают опросы общественного мнения, известно подавляющему большинству жителей нашего края, – высказалась Олимпиада Чумакова, председатель Краснодарского краевого Совета профсоюзов. В основе нового порядка формирования пенсионных прав лежит легальное трудоустройство и белая зарплата. Здесь очень многое зависит от доброй воли работодателя. Отстоять интересы работающего населения могут первичные профсоюзные организации, которые должны быть созданы на каждом предприятии и организации. Но пока ситуация далека от идеала. Профсоюзы не могут мириться с таким положением. Нельзя человека труда оставлять один на один с работодателем. Прежде всего, необходимо поднять роль профсоюзов в процессе формирования пенсионных прав. А также на правительственном уровне принять решение о повышении минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения. Для реализации этого нужна сильная политическая воля.
– На тех предприятиях, где есть профсоюзная организация, теневой занятости нет, - заявил Антон Сосин, председатель Волгоградской областной организации профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения. - Власти всех уровней должны быть заинтересованы в расширении профсоюзного движения и создании новых первичных организаций отраслевых профсоюзов. От этого выиграют все.
В ходе многочасовой встречи представители трудовых коллективов, профсоюзный актив смогли задать интересующие вопросы о новой пенсионной реформе представителям федерального Минтруда, ФНПР, специалистам Пенсионного фонда РФ. С интересом собравшиеся выслушали выступление управляющего Отделением Пенсионного фонда России в Волгоградской области Владимира Сального, который рассказал о масштабной информационной работе, которую ведомство совместно с областным Советом профсоюзов проводит в направлении разъяснения и защиты пенсионных прав жителей региона.
Итоговым документом окружного собрания стало принятие обращения в адрес федеральной власти о необходимости дальнейшего совершенствования пенсионного законодательства.
в цифрах
Средний размер пенсии в Южном федеральном округе составляет 10 150 рублей, что на 8 процентов ниже среднего показателя в Российской Федерации (11 028 руб.). В Крымском федеральном округе размер пенсии – 11 274 руб.
Численность получателей пенсии в ЮФО составляет около 4 млн. чел, из них 31 процент – работающие пенсионеры.
ОБРАЩЕНИЕ к федеральным органам власти участников окружного собрания профсоюзного актива, работников Пенсионного фонда РФ Южного федерального округа по разъяснению нового пенсионного законодательства и выработке предложений по его совершенствованию
Совместные действия профсоюзов и отделений Пенсионного фонда РФ Южного федерального округа по разъяснению нового пенсионного законодательства, направленного на обеспечение социально приемлемого уровня пенсий, вызывают большой интерес у трудящихся.
Вместе с тем в ходе разъяснения пенсионного законодательства выявляется ряд проблем, указывающих на необходимость его дальнейшего совершенствования.
Много вопросов у трудящихся возникает по перспективе пенсионного обеспечения работников, заработок которых не достигает двух МРОТ. По новому законодательству они вообще могут лишиться трудовой пенсии.
Перспектива пенсионного обеспечения вызывает обеспокоенность и у работающих во вредных и опасных условиях труда. Возложенная на работодателя ответственность за проведение специальной оценки условий труда, которая непосредственно влияет на право получения досрочной пенсии, вызывает серьезные опасения, сохранятся ли льготные пенсии для действительно работающих во вредных и опасных условиях труда.
Большинство трудящихся высказывают недоверие накопительной составляющей пенсии в системе обязательного пенсионного страхования.
С учетом выявляющихся проблем в ходе разъяснения нового порядка формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии участники окружного собрания обращаются к федеральным органам законодательной и исполнительной власти при дальнейшем совершенствовании пенсионного законодательства обратить внимание на необходимость:
- реформирования системы оплаты труда - основополагающей базы для достижения достойной пенсии;
- пересмотра условий для получения достойной трудовой пенсии низкооплачиваемыми категориями работников;
- сохранения уровня социальной защиты работающих во вредных и опасных условиях труда, гарантирования им права на получение досрочных пенсий;
- повышения коэффициента замещения пенсией утраченного заработка, обеспечивающего уровень пенсий не ниже прожиточного минимума пенсионера;
- выведения накопительной пенсии из системы обязательного пенсионного страхования и перевода ее в добровольный вид страхования.
Нельзя допустить снижения уровня пенсионного обеспечения трудящихся, ущемления их пенсионных прав.
Принято 29 октября 2014 года