Системный сбой
На состоявшемся заседании Волгоградской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений областной Совет профсоюзов высказал ряд серьезных замечаний к проекту закона Волгоградской области «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 06.03.2009 № 1862-ОД «Об оплате труда работников государственных учреждений Волгоградской области». Этих вопросов, по мнению профсоюзной стороны, можно было избежать, если бы законопроект еще на стадии подготовки направили на согласование в областную трехстороннюю комиссию. Между тем, поправки, разработанные облсовпрофом к проекту закону Волгоградской области, существенные и конкретизируют некоторые положения. Будут ли они учтены, сказать сложно. Ведь проект регионального закона уже внесен на рассмотрение в Волгоградскую областную думу.
Одностороннее движение
По информации министерства труда и соцзащиты населения Волгоградской области, основная цель внесения изменений в закон от 06.03.2009 «Об оплате труда работников государственных учреждений Волгоградской области» – приведение действующего областного закона в соответствие с нынешней редакцией Трудового кодекса РФ и Едиными рекомендациями, утвержденными решением Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2013 г. В профильном министерстве заверили, законопроект разработан в пределах выделенных бюджетных ассигнований и не потребует дополнительных затрат из областного бюджета. Основная его суть: предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителей госучреждений и средней заработной платы работников устанавливается в кратности от 1 до 8.
– Подготовке рассматриваемого законопроекта предшествовала серьезная работа по определению факторов формирования заработной платы руководителей госучереждений, – сообщила Анна Якушенко, начальник отдела регулирования трудовых отношений департамента труда регионального министерства труда. – 13 октября 2014 года Правительством Волгоградской области принято постановление «Об утверждении методики по установлению условий оплаты труда руководителей государственных учреждений Волгоградской области». Данная методика способствует реализации принципов прозрачности заработной платы руководителей госучреждений. Кроме того, заработная плата устанавливается в зависимости от сложности, эффективности работы, масштаба управления. Если повышается средняя зарплата у работников госучереждений, соответственно она растет и у руководителей.
В законопроекте также предложена иная трактовка индексации заработной платы работников государственных учреждений региона, которая будет проводиться в соответствии с нормативным актом администрации Волгоградской области в пределах фонда оплаты труда, утвержденного законом об областном бюджете. А фонд оплаты труда работников государственных учреждений Волгоградской области формируется на календарный год за счет средств областного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящий доход деятельности.
Особое мнение профсоюзов
Однако у профсоюзов есть иное мнение, касающееся вопросов подготовки данного законопроекта и прописанного в нем порядка проведения индексации заработной платы, формирования фондов оплаты труда.
– У профсоюзной стороны есть масса вопросов, которые возможно и не возникли, если бы в процессе подготовки законопроект направили на согласование в областной Совет профсоюзов, его членские организации и объединения работодателей, – высказался Владимир Стариков, председатель Волгоградского облсовпрофа. – Сейчас сложилась следующая ситуация. Документ без учета мнения профсоюзов уже поступил на рассмотрение в региональный парламент, который в установленном регламентом порядке вынес вопрос на трехстороннюю комиссию. И в спешном порядке ждет от нас решения.
Профсоюзам не совсем понятно предложение власти в лице представителей минтруда, что комиссия должна согласиться с предлагаемым проектом закона, одобрить, а все имеющиеся замечания предложить устранить в последующем.
– Считаем такую позицию не конструктивной, направленную на снижение государственных гарантий работникам бюджетной сферы и эффективности социального партнерства, – выразил мнение профсоюзов Владимир Владимирович.
В областном Совете профсоюзов считают, что два пункта в проекте закона Волгоградской области требуют более конкретных и четких уточнений, а именно – механизм проведения индексации заработной платы и формирования фондов оплаты труда.
– Если есть решение наделить руководство области правом принятия решения утверждать индексацию, то мы не возражаем. Но должен быть установлен порядок индексации, определены размеры и самое главное – ежегодное ее проведение. А этого в законопроекте не просматривается.
В вопросе формирования фонда оплаты труда работников госучреждений, надо обратить внимание на то, что помимо лимитов бюджета, внебюджетных фондов и доходов от приносящей доход деятельности, есть еще средства, полученные по родовым сертификатам. Кроме того, казенные учреждения на оплату труда могут направлять только выделенные на эти цели лимиты бюджета, – прокомментировал лидер волгоградских профсоюзов.
С целью конкретизации порядка проведения индексации заработной платы и формирования фондов оплаты труда облсовпроф разработал поправки к проекту закона Волгоградской области «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 06.03.2009 № 1862-ОД «Об оплате труда работников государственных учреждений Волгоградской области».
Также профсоюзная сторона вышла с предложением создать рабочую группу из представителей трехсторонней комиссии, которая бы приняла согласованное единое решение по данному вопросу, так как закон требует доработки.
Представители стороны власти на заседании высказались против такой инициативы.
– Закон уже прошел все необходимые процедуры согласования в администрации Волгоградской области. Это консолидированное решение власти. Если мы создадим рабочую группу, то только потеряем время. Мы можем особое мнение профсоюзов вынести для обсуждения на площадку облдумы, так как последнее слово за ней. И дума будет решать, чьи аргументы будут вескими, – прозвучала реплика со стороны представителей власти.
В результате долгих и жарких дискуссий стороны социального партнерства приняли решение согласовать проект закона Волгоградской области «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 06.03.2009 № 1862-ОД «Об оплате труда работников государственных учреждений Волгоградской области» и рекомендовать облдуме рассмотреть особое мнение областного Совета профсоюзов, оформленное в виде поправок к законопроекту.
Две стороны зарплаты
Еще на заседание трехсторонней комиссии был рассмотрен вопрос «О ходе реализации Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 в части поэтапного повышения заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы».
Согласно отчету областного правительства, все целевые показатели по повышению заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы, определённых Указом президента, выполняются.
Так, в Волгоградской области по состоянию на 1 октября 2014 года средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений составила 19757 руб., у педагогических работников общего образования – 22875 руб., у педагогов дополнительного образования – 18884, у преподавателей, мастеров производственного обучения начального и среднего образования – 20269, у врачей и работников медицинских организаций средняя заработная плата составила 31107 руб., у социальных работников – 13305 руб. Не выполнены только показатели по заработной плате работников муниципальных учреждений культуры при плане 14888 руб. фактический средний размер заработной платы составил 13250 руб.
Казалось бы, перспективы роста заработных плат у отдельных категорий работников бюджетной сферы в Волгоградской области радужные. Но как на самом деле достигаются эти показатели, участникам трехсторонней комиссии разъяснила профсоюзная сторона.
– Во-первых, рассчитывается средняя зарплата не на одну ставку, а на одного работника. И, чтобы заработать достойную зарплату, медики, учителя трудятся на полторы, а то и на две ставки. Вот эти постоянные переработки и дают “картину маслом” - высокие показатели средней зарплаты. Необходимо, чтобы не вся зарплата с учетом переработок составляла пресловутый “середняк”, а оплата одной ставки. Другая проблема состоит в том, что базовая часть заработной платы составляет всего от 6 до 9 тысяч рублей. Соответственно, повышать заработную плату работникам остается только за счет стимулирующих выплат, которые распределяются непрозрачно и урывками. Указ Президента у нас выполнялся “вбросами” денег. Мы помним, как в конце прошлого года на заседании комиссии рассматривался вопрос о повышении заработной платы за счет декабрьских дополнительных выплат, позволяющих вытянуть необходимые среднегодовые показатели. Следовательно, Правительству необходимо в кратчайшие сроки установить единые для всей страны минимальные базовые оклады, обеспечив соответствующее финансирование, в том числе и из федерального бюджета, – считает Алексей Радькин, заместитель председателя областного Совета профсоюзов.
По словам представителя облсовпрофа, сейчас федеральных трансфертов явно не достаточно. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы» предусмотрено ежегодное финансирование за счет средств федерального бюджета в размере 100 млрд. рублей. Однако Правительство в 2015 году на эти цели выделяет только 80 млрд. рублей. Таким образом, до Волгоградского региона деньги в полном объеме не дойдут и лягут дополнительным бременем на областной бюджет, что может негативно сказаться на параметрах индексации заработной платы в 2015 году для категории работников, не попадающих под Указы Президента РФ.
Много вопросов у профсоюзов вызывает такой источник финансирования как средства от оптимизационных мероприятий. Данные вопросы будут решаться отраслевыми профсоюзами в каждом конкретном случае.
Готов к труду и обороне!
В рамках работы трехсторонней комиссии стороны обсудили вопрос профилактики производственного травматизма и профзаболеваний. Профсоюзы констатировали, что в Волгоградской области за последние пять лет доля занятых в неблагоприятных условиях труда возросла в 1,4 раза и составляет 31 процент от числа работающих.
За последние годы в области зарегистрировано около 250 случаев профессиональных заболеваний. Только за 9 месяцев 2014 года профессиональные заболевания впервые установлены 20 работникам.
Несмотря на общие тенденции снижения производственного травматизма за последние пять лет в 1,5 раза (1214 случаев в 2009 году против 856 случаев в 2013 году), травматизм со смертельным исходом увеличился на 45 процентов ( 27 случаев в 2009 году против 41 случая в 2013 году).
По данным Гострудинспекции в Волгоградской области, только за 9 месяцев текущего года на рабочих местах погибло 13 и умерли вследствие общих заболеваний 27 работников.
Это свидетельство того, что большинство рабочих мест не соответствуют современному понятию «достойное рабочее место», т.е. не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам.
Сегодня в сфере охраны труда происходят качественно новые и стремительные изменения. Государство меняет действующую модель охраны труда: осуществляется переход от компенсационной модели к системе управления профессиональными рисками. С принятием федерального закона «О специальной оценке условий труда» роль профсоюзов в вопросах профилактики производственного травматизма и профзаболеваний возрастает, поскольку усиливается опасная тенденция: государство все больше вопросов по охране труда перекладывается непосредственно на работодателей. При этом, недобросовестные работодатели используя ослабление государственного контроля уходят от решения вопросов охраны труда, требующих материальных затрат, переводя их в разряд второстепенных.
В этих условиях, по убеждению профсоюзов, чрезвычайно важна роль социального партнерства, в рамках которого может быть достигнута положительная динамика по профилактике производственного травматизма и профзаболеваемости.
Также областная трехстороння комиссия рассмотрела рекомендации по включению в коллективные договоры и соглашения обязательств по выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)".
Согласно принятому решению рекомендовано работодателям совместно с профсоюзными организациями активизировать физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу в трудовых коллективах. Для этого необходимо предусмотреть в коллективных договорах и соглашениях обязательства работодателей по перечислению денежных средств первичным профсоюзным организациям на проведение физкультурно-оздоровительной работы в трудовых коллективах в соответствии со ст.377 Трудового кодекса РФ. Предусмотреть в перечне ежегодных мероприятий по улучшению условий и охраны труда мероприятия по развитию физической культуры и спорта в трудовых коллективах, а также проводить работу по созданию коллективов физкультуры, физкультурно-спортивных клубов по месту работы, оказывать содействие их деятельности.