Прямые обязанности
Рост производительности труда за счет сокращения контингента, снижение реального уровня заработных плат, неполная трудовая занятость - сегодня волгоградским железнодорожникам приходится работать в непростых условиях. В этой ситуации первоочередные задачи деятельности профсоюзных организаций любого уровня – ежедневно анализировать ситуацию в структурных подразделениях, не допускать нарушения трудового законодательства и активно задействовать дополнительные исключительно правовые рычаги воздействия на работодателя. О текущем положении дел в отрасли шла речь на Х заседании комитета Волгоградского Теркома РОСПРОФЖЕЛ, в котором приняли участие профсоюзный актив и работники кадровых служб.
Сегодня территориальный комитет профсоюза продолжает сталкиваться с попытками администрации всех уровней решать проблемы производства, возникающие из-за экономического кризиса, за счет людей труда. Руководством дирекций и служб постоянно издаются распоряжения об экономии фондов заработной платы и уменьшении контингента работающих. И, как показывает практика, уже не только за счет условного высвобождения.
– Приказы на внесение изменений в штатные расписания в сторону их уменьшения – есть практически во всех дирекциях, – прокомментировал Николай Епишин, председатель Теркома РОСПРОФЖЕЛ. – Например, дирекция управления движением меняет технологический процесс, перераспределяя работу на малодеятельные участки, в результате под сокращение попадают не подтвержденные объемами работ приемосдатчики, операторы СТЦ и дежурные по станции. Другие, как дирекция инфраструктуры, издают приказы об исключении штатных единиц. При этом изменения не подтверждаются ни расчетами, ни механизмом перераспределения объема работ, который был выполнен. Речь идет о проводимом в дистанциях пути сокращении профессии водителей, которые занимаются доставкой работников, материалов и инструментов к месту работ. Не оговаривается, на кого перераспределят объем выполняемой ими работы? На каких условиях будет осуществляться совмещение профессии монтера пути и водителя? На данный момент руководством дирекции делаются попытки совсем вывести из штатных расписаний всех водителей. Это просто недопустимо. Сейчас ситуация держится под строгим профсоюзным контролем.
Особую обеспокоенность у волгоградского профсоюза железнодорожников вызывает снижение уровня реальной заработной платы в отрасли. Согласно данным ОАО «РЖД», реальная зарплата в компании в этом году сократилась на 1,8%, при этом рост производительности труда составил более 9 %.
В территориальном комитете отмечают, что по большей части рост производительности труда достигнут за счет снижения контингента. Причем зачастую задания выдаются всем подразделениям, независимо от реального состояния дел по выполнению объемов работ и фактическому содержанию штата.
– Неполная трудовая занятость это не инструмент повышения эффективности – это инструмент антикризисного управления. И, конечно, долго на нем протянуть нельзя. Сокращение расходов на фонд заработной платы не должно сопровождаться нарушением ритмики, динамики и, главное, технологии работы. Если есть работа, значит, подразделение должно работать в полном режиме, – подчеркнул председатель Теркома.
Как показывает практика, нередко для сглаживания социальных последствий кризиса работодатель выходит с предложениями к профсоюзным органам принять участие в реализации решений, не имеющих достаточных технико-экономических обоснований. Такая ситуация возникла в дистанциях пути с расчетом нормативов численности монтеров пути. В результате их численность уменьшилась по всем без исключения дистанциям пути. Потери составили от 10 до 25 человек. При этом фактически не произошло никаких изменений – ни в объемах их работ, ни в технологических процессах.
Под лозунгом оптимизации зачастую работодатель применяет методику снижения премии, отмены стимулирующих доплат и не выплачивает различные виды материальной помощи.
По данным территориального комитета, средняя заработная плата работников всех подразделений Волгоградского региона, включая образовательные и медицинские учреждения, за девять месяцев текущего года составила 25 984 руб. Роста реальной заработной платы или нет совсем, или она снижена по отношению к отчетному периоду прошлого года. Напрямую это касается практически всех подразделений дирекции инфраструктуры, особенно дистанций пути, где на фоне возрастающей текучести кадров и явном увеличении трудоемкости у работников ведущих профессий снижение реальной заработной платы достигает 10% к отчёту 2012 года.
Терком РОСПРОФЖЕЛ неоднократно обращался в различные дирекции, потому что снижение средней заработной платы работников при перевыполнении планов работ, к сожалению, стало устойчивой тенденцией.
– Очевидно, что заработная плата железнодорожников Волгоградского региона в 26 тысяч рублей отличается от реальной, которая, по меньшей мере, должна быть на 3 тысячи рублей больше. Ее размер не соответствует затрачиваемым усилиям, эквивалентом которых является производительность труда, – заметил Николай Епишин.
Отраслевой профсоюз не раз обращал внимание на проблему нерационального использования рабочего времени. Непроизводительные потери от неправильной организации труда и отдыха локомотивных бригад по Волгоградскому региону за девять месяцев текущего года составили свыше 27 млн. рублей (на 2,5 млн. больше, чем в прошлом году). А количество часов недоработок по сравнению с прошлым периодом выросло на 23 тысячи и составило 68,5 тысяч часов.
Причины недоработок разные: от пересодержания штатной численности к «праву» на объем выполняемых работ до неправильной организации труда и отдыха локомотивных бригад.
К тому же, в обстановке спада производства всегда обостряется проблема соблюдения прав работников на охрану труда и безопасные условия работы. С начала этого года в структурных подразделения Волгоградского региона произошло семь случаев производственного травматизма, из них три – с тяжелыми последствиями. За отчетный период технической инспекцией Теркома проведено 40 проверок, выявлено 325 нарушения норм охраны труда, выдано 23 представления руководителям структурных подразделений об устранении нарушений, предъявлено 12 требований о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.
Из-за проводимой оптимизации эксплуатационных расходов непростая ситуация сложилась с обеспечением работников зимней спецодеждой и спецобувью. Хуже всего дела обстоят в подразделениях дирекции инфраструктуры, в которых обеспечение работников зимней спецодеждой составляет от 25% до 64%.
Много вопросов у председателей профкомов и специалистов по охране труда структурных подразделений вызывает методика проведения специальной оценки условий труда. Как было отмечено в выступлениях представителей профсоюзных организаций, ряд депо уже столкнулись с проблемой некачественного проведения замеров вредных производственных факторов. В результате некоторым категориям работников были уменьшены доплаты, отменены дополнительные отпуска.
Руководство Волгоградского Теркома еще раз напомнило, что обязанность профсоюзных организаций любого уровня – ежедневно контролировать соблюдение трудового законодательство и максимально использовать возможности получения от работодателя подробной информации о реальном экономическом состоянии производства. Профкомы не должны вслепую соглашаться на любые предложения работодателя, объясняемые им как забота о спасении предприятия.
– Несмотря ни на какие трудности, связанные с прогнозируемым спадом производства,
совместными усилиями профсоюза и руководителей подразделений необходимо не только завершить выполнение ранее поставленных задач в вопросах оплаты и охраны труда, безопасности движения, социальной зашиты, но и обозначить новые. При этом от всех нас требуется только одно – безоговорочное соблюдение трудового законодательства и безупречное исполнение должностных инструкций, нарушение которых – это и материальные потери, и чьё то горе, и авторитет всех тружеников железнодорожного транспорта, – сказал в заключение лидер волгоградского профсоюза железнодорожников.