Под стук вагонных колес
Елена Мясина - проводник вагона поезда № 1 «Волгоград – Москва», победитель регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства». По ее убеждению, специальность проводника может освоить каждый, но при этом в качестве необходимого условия называет черты характера, свойственные немногим.
Аккуратно прибранные волосы, неброский макияж, неяркий маникюр, юбка стандартной длины по колено, тщательно отутюженная блузка, элегантный фирменный галстук:
- Предъявите, будьте добры, билет и паспорт, - с этой фразы проводника для пассажиров поездов дальнего следования начинается дорога. Елена Мясина произносит эти слова уже почти пять лет. Поначалу, после четырех лет обучения в Волгоградском железнодорожном техникуме на факультете вагонное хозяйство, Елена так встречала пассажиров поезда № 79 «Волгоград – Санкт-Петербург», теперь родным для нее стал маршрут «Волгоград – Москва».
Выбор профессии для Елены было делом предрешенным. По ее словам, она с детства больше всего боялась кабинетной работы
– Весь день сидеть в офисе за компьютором? Эту пытку я даже не могла себе представить! Поэтому поиск учебного заведения, в котором бы я хотела учиться, начинался со слов «дорога», - рассказывает Елена Мясина.
А еще в профессии железнодорожника будущего проводника вагона дальнего следования привлекла стабильность, которую дает крупная кампания:
– На фоне фирм-однодневок, которые не могут гарантировать стабильной занятости и зарплаты, работа на РЖД выгодно отличалась от тех предложений по трудоустройству, что рассматривали мои ровесники. Сразу после получения среднего специального образования я попала в устоявшейся трудовой коллектив, вступила в профсоюз, получила возможность участвовать в конкурсах профессионального мастерства, лучше узнать свою специальность, - говорит победитель регионального конкурса «Лучший проводник вагона 2014».
Вспоминая первые шаги в профессии, Елена любит повторять: «теория одно – практика другое». Помощь, которая на первых порах была необходима дипломированному проводнику, всегда оказывалась, без совета и практического руководства Елена не оставалась никогда.
- Я очень благодарна своей бригаде за наставничество, при поддержке коллег я смогла увидеть себя со стороны и приступила к выработке необходимых профессиональных навыков. Если по техническому обслуживанию вагона у меня проблем не возникало, то вопросы психологического характера, связанные с обслуживанием пассажиров, вышли у меня тогда на первый план. Совет от старших товарищей поначалу показался простым – «улыбайся»! Но этому пришлось учиться, контролировать себя, помнить, что от проводника вагона дальнего следования люди ждут доброжелательности, собранности и оперативности. Ради согревающего душу стука вагонных колес пришлось постоянно думать о необходимости выполнять свои обязанности с улыбкой - признается Елена.
Елене идет форма нового образца - «придает серьезности». Технический уровень оснащения вагона, подчеркивает Мясина, «соответствует современным требованиям» и признается, что «очень нравится маршрут», хотя проводнику следить за сменой пейзажа, мелькающего за окном, нет времени.
После предрейсовой подготовки вагона: «санитарно-техническое состояние», «соблюдение требований безопасности движения» и завершения посадки пассажиров, с обязательным внешним осмотром ручной клади – «установленная норма веса», « отсутствие легкогорючих, взрывчатых и токсичных веществ», «соблюдение правил перевозки животных» начинается основной, самый продолжительный по времени, этап работы проводника пассажирского вагона. – Главная наша задача - это обслуживание пассажиров. Предложить чай, кофе, выдать постельное белье, следить за чистотой и порядком в вагоне, предупредить о приближающейся остановке и сообщить о продолжительности стоянки, отрегулировать температуру воздуха внутри салона, с тем, чтобы она была максимально комфортной для пассажиров. Плюс к этому проверка показаний приборов безопасности на щите управления. Вольтметры аккумуляторы, генераторы – все, что связано с техническим устройством вагона: отоплением, вентиляцией, водоснабжением, электроснабжением, - рассказывает Мясина.
Обязанностей много. Хотя сейчас древесный уголь или торфяные брикеты для кипятильников проводникам готовить не нужно, как это было в относительно недавнем прошлом. Да и обобщенный портрет современного пассажира очень сильно изменился с тех лет, когда «шумно звали к шалашу», вели задушевные беседы «за жизнь», пели песни под гитару и вели литературные диспуты. Теперь пассажиры спят или смотрят видео, значительно реже – читают книги. Еще реже «делятся о наболевшем».
- Люди сейчас эмоции держат в себе, а если и пытаются поговорить, то в основном расспрашивают о нашем труде, зарплате, условиях труда. Это раньше в стихах писали о романтике трудных дорог, - рассказывает Мясина.
На вопрос, что лично для нее значит дорога, Елена ответила:
- Во первых, это не безысходность, воспетая поэтами прошлого века, Люди не поэтому покупают билеты на «первый скорый». А, во-вторых, для нас, проводников, это четкое исполнение инструкции, привычный стук колес и улыбка. Но главное даже не в этом. До сих пор, когда, стоя в тамбуре, провожаешь флажком станцию «Волгоград «I под звуки гимна нашего города-героя, чувствуешь, как бегут мурашки и радость, когда этим же флажком ее встречаешь, возвращаясь из рейса.