Исключительное положение
Согласно новому положению в проекте отраслевого Устава, работника, решившего выйти из рядов профсоюзной организации, вновь примут в члены профсоюза не ранее, чем через год. Почему руководители территориальных организаций внесли такую принципиальную поправку и о ситуации в отрасли рассказала Людмила Широкова, председатель региональной организации Российского профсоюза работников культуры.
– Людмила Васильевна, какие изменения предполагается внести в Устав Российского профсоюза работников культуры?
– Ряд поправок связаны с изменениями в федеральном законе «О профсоюзах», Гражданском кодексе РФ. Новым в проекте отраслевого Устава стало предложение скорректировать процедуру приема в члены профсоюза. Согласно ему, снова стать членом профсоюза работник сможет только через год после выхода по собственному желанию. Поскольку в последнее время определенная категория представителей отрасли стали проявлять потребительское отношение к профсоюзу. К примеру, работнику грозит увольнение и, чтобы получить защиту, он тут же вступает в профсоюз, либо пишет заявление для приобретения льготной путевки. Но профсоюз – это не проходной двор и не дискуссионная площадка. Если вступил в его ряды, нужно вносить свой определенный вклад в профсоюзную деятельность и проявлять ответственность. Тем более, сейчас много говорится о необходимости укрепления исполнительской дисциплины, что профсоюз должен быть монолитной, единой и работоспособной структурой. Придерживаясь этой главной задачи, для повышения эффективности профсоюзной работы, мы и внесли данную поправку в проект Устава.
– В 2014 году завершился Год культуры. Каким он был и как его итоги оценил отраслевой профсоюз?
– Данный вопрос мы подробно обсудили с коллегами на Пленуме, что было положительного, какие проблемы требуют более пристального внимания. В 2014 году реализовано много творческих программ, проектов. Но нехватка финансирования в отрасли, конечно, сказывалась на всех направлениях работы. Самый главный вопрос – это уровень заработной платы. Согласно озвученным руководством ЦК цифрам, за последние два года в среднем по отрасли заработные платы выросли на 53%. В федеральных учреждениях по итогам девяти месяцев 2014 года средняя заработная плата составила 46 тыс. рублей. В субъектах РФ средняя зарплата составила 27 тыс. рублей. В муниципальных учреждениях произошел рост от 10 до 17 тыс. рублей. Однако в силу скудности бюджетов «дорожные карты» по обеспечению повышения зарплат работникам культуры в регионах выполнялись по разному.
Что касается Волгоградской области, то в государственных учреждениях «дорожная карта» реализуется. Хуже ситуация в муниципальных учреждениях культуры. Серьезная проблема, с которой столкнулась наша отрасль – сокращение на половину расходов областного бюджета на культуру в 2015 году. Областная организация профсоюза совместно с облсовпрофом предпринимали меры, чтобы повлиять на эту ситуацию, делали аргументированные заявления о том, что уменьшение расходов создает реальную угрозу по снижению заработной платы и массовому высвобождению работников. Но пока вопрос остается открытым.
Другая проблема, которую рассмотрели на Пленуме, касалась разбалансированности нормативной базы. Сейчас в сфере культуры вводятся «эффективные контракты», то есть конкретизируются обязанности работника, параметры качества его работы. По идее точно также должна четко определяться заработная плата, а здесь уже сложнее. Спрогнозировать бюджет не просто, поскольку многие учреждения культуры на 2/3 финансируются от полученного госзаказа, а 1/3 зарабатывают самостоятельно за счет предоставления платных услуг. Театрально-зрелищным учреждениям проще зарабатывать, другим же, к примеру, библиотекам – гораздо сложнее. В нынешней экономической ситуации есть опасения, что уровень этих платных услуг значительно снизиться, а это негативно скажется на деятельности учреждений.
Кроме того, с появлением «эффективных контрактов» остро встал вопрос определения четких норм труда. В нашей отрасли типовые нормы труда в последние годы не разрабатывались. Учреждения либо руководствовались старыми документами или прописывали в коллективных договорах свои. И сейчас это очень серьезная проблема. Министерство культуры РФ ряд позиций отработало, наилучшим образом с нормированием труда в библиотеках, музеях, цирках. Сейчас ждем по театрам.
– Обсуждался ли на Пленуме какой-то антикризисный сценарий того, как учреждениям культуры выживать в условиях сегодняшней социально-экономической нестабильности в стране?
– Проблем в сфере культуры и без кризиса всегда было достаточно. За последнее время в Волгограде произошла ликвидация крупных трудовых коллективов на промышленных предприятиях, а это значит, что бюджет пополняется плохо. Мы прекрасно понимаем, пока не произойдут положительные сдвиги в экономике, не будет хорошо и в бюджетной сфере. Сказать, что коллективы наших учреждений культуры должны зарабатывать, значит не знать творческих процессов. На самоокупаемости они работать не смогут, а, если и начнут, то приблизятся к категории таких проектов, как «Дом2».
Сейчас профильный комитет регионального парламента подготовил рекомендации, в разработке которых профсоюз тоже принимал участие. Одно из наших предложений – вносить поправки в областной бюджет. Если учреждениям культуры невозможно дать живых денег, то хотя бы обеспечить налоговыми преференции и льготами, которые можно направлять на развитие.
Еще одна проблема связана с 131 федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». По сути, если бы министерство хотело помочь учреждению культуры сельского поселения, то по закону оно просто не имеет права. Как правило, в муниципалитетах бюджеты не такие большие и, в первую очередь, пытаются сэкономить на культуре.
В 2014 году, чего никак не ожидали работники культуры, проводилась оптимизация, учреждений культуры. Вспомнить только нашумевшую историю с семью филиалами библиотеки города Волгограда. А в Волжском объединение ДК «Октябрь» и филармонии вызвало массу недовольства работников и падение уровня заработной платы. Поэтому наш профсоюз поставил перед депутатским корпусом вопрос, что необходимо внести изменения в 131 федеральный закон. Ведь разрывается культурное пространство. И получается, что работники с одной и той же квалификацией, уровнем образования, получают разные зарплаты в зависимости от места проживания, возможностей бюджета. Это не справедливый подход.
По сути, законодательная база устроена таким образом, что сокращаются все льготы, привилегии. У профсоюзов остается мало рычагов, чтобы повлиять на самые главные вещи – уровень заработной платы, сохранение рабочих мест. Раньше у учредителя не было таких полномочий, которые бы позволяли ликвидировать муниципальное учреждение. Для этого надо было дойти до федерального центра, чтобы принять решение. Сейчас же учредитель получил такое право.
– В сфере охраны труда внедрена новая методика – специальная оценка условий труда. Какие вопросы вызывают особую тревогу у вашего профсоюза?
– Мы обеспокоены тем, что методика не рассматривает такие вредные факторы, с которыми часто сталкиваются представители нашей отрасти, как психоэмоциональное напряжение, контагиозность (то есть многие инфекционные заболевания можно получить в библиотеках через книги или от публики в театрах). В книгохранилищах температурный режим, освещение подходит для книг, но вреден для работников. Мы неоднократно обращались в различные инстанции и просили внести должность сотрудника книгохранилища в список вредных профессий.
– Людмила Васильевна, насколько остро стоит вопрос с кадрами в отрасли культуры?
– В сегодняшних условиях для учреждений культуры особенно актуален вопрос наличия антикризисных управляющих, а таких в свое время подготовлено не было. И, если возникает необходимость заменить кого-то из руководителей, то скамейка запасных очень маленькая. А ведь от высшего звена зависит многое.
В целом в культуре продолжается старение кадров, средний возраст работников – 50-52 года. Молодежь из-за невысокого уровня заработной платы не задерживается в учреждениях, уходят в другие сферы. Еще проблема 1/3 всех работающих в сельских районах трудятся на неполную ставку, вплоть до 0,25. Если раньше было 74% работников с высшим профессиональным образованием, то сейчас их число сократилось до 47 процентов. К сожалению, продолжается тенденция «вымывания» лучших кадров. Особенно востребованы наши музыканты, так как у них достаточно высокий уровень подготовки и это ценится за рубежом.
– Неоспорим тот факт, что будущее профсоюзного движения за молодежью. Какое оно у профсоюза культуры?
– Профсоюз культуры не настолько многочисленный, но его сила в сплоченности и в том, что сделана ставка на молодежь. И состоявшийся Пленум в очередной раз это доказал. Проходил он бурно, обсуждалось много вопросов, велись горячие дискуссии. Отличительной особенностью Пленума было то, что в его работе активное участие приняли молодые профсоюзные активисты. Причем это люди грамотные, толковые, которые понимают суть социально-трудовых проблем и стараются их разрешить. При этом они используют не только силы профсоюза, так как где-то мы все-таки ограничены трудовым законодательством, но и находят союзников в лице общественных советов, комитетов и т.д.. Такой серьезный подход молодых профсоюзных лидеров обнадеживает.