Платье для «Царской невесты»
Костюмерная, примерочная, цех… Рабочее место Людмилы Яковлевой - это вдохновение и творчество. Потому что ее труд – одна из составных частей создания яркого театрального действия.
- Меня радует вид из окон на парк, где серебристые тополя летом искрятся при дуновении ветра, а осенью покрываются золотом. Недавно отремонтированный фасад бывшего Дворца культуры, новые пластиковые окна, которые дают больше света и сохраняют тепло. Это одно из самых старых зданий в городе, Лучшее место для оперного театра трудно найти, - говорит Людмила Яковлева, показывая помещения пошивочного цеха, которым она руководит около пятнадцати лет.
Сегодня Людмила с легкостью говорит о том, что в театр «Царицынская опера» она пришла семнадцать лет назад по объявлению в газете. Как перестраивала прежние профессиональные представления о моделировании и пошиве одежды – в театре нет привычного разделения на закройщика мужской и женской одежды, на швею легкого платья и меховых пальто – уметь нужно все. Как искала в библиотеках литературу по истории костюма и просматривала старые видео с театральными постановками признанных мастеров мирового уровня. Суровая реальность с авралами, бессонными ночами, проведенными в цеху за швейной машинкой, и полугодовая невыплата заработной платы шла параллельно процессу освоения специфики профессии театрального портного.
- Многие не выдержали испытания безденежьем и ненормированным рабочим днем, который мог растянуться на сутки, - уволились. А мне с первого дня очень понравилась новая работа. Поняла, что театр меня не отпустит, - вспоминает Людмила.
Сейчас, по словам Яковлевой, у пошивочного цеха есть все, чтобы четко организовать производственный процесс: заявки на материалы принимаются и исполняются вовремя, материально-техническая база цеха постепенно обновляется. В прошлом году администрация театра закупила две новые швейные машины. Спектр применения оборудования не имеет ограничений и одинаково хорошо должен «справляться» с шелком и шифоном, гипюром и атласом, драпом и мехом. Главное - начало модернизации производства положено. Тем более, что эскизы костюмов, разработанные главным художником театра- художником по костюмам Еленой Павловской, требуют от закройщиков и швей виртуозного исполнения.
- На примерках обсуждаем технологию изготовления того или иного элемента, куда и как наложить кружево, или стразы, где что убрать, вырезать, или, наоборот, добавить, удлинить, заменить. И вот премьера - видишь, как на сцене из деталей «собрался» готовый костюм, который благодаря игре актеров получает свою новую «жизнь» и даже, если хотите, «судьбу». Столько спектаклей поставлено в «Царицынской опере», все роли прошли через наши руки. Смотришь спектакль, не верится, что в этом празднике есть часть нашего труда, - рассказывает заведующая пошивочным цехом.
Сегодня пошивочный цех ГБУК ВГТ «Царицынская опера» – это десять высококвалифицированных портных и два закройщика, действующих в полном соответствии с замыслом режиссера-постановщика спектакля и эскизом, разработанном художником по костюмам – главным художником театра. Текучесть кадров среди работников пошивочного цеха осталась в прошлом. Среди швей есть те, чей стаж работы в «Царицынской опере» составляет около пятнадцати лет. Есть и такие, кто вернулся в театр после увольнения. Многие находятся в декретных отпусках и, вернувшись в цех, «пошли» уже за вторым ребенком.Мать троих детей и бабушка четырех внуков уверена, что детей в семье должно быть, как минимум, трое, а научить их ответственному отношению к жизни – обязанность родителей.
- Единственное чего нужно бояться, так это безделия, лени и безверия, - этот принцип Людмилы Яковлевой воплотился в ее фантастическую работоспособность и умение организовать трудовой процесс.
- Начальник тот, кто подскажет и научит, что и как надо делать. Юбки с воланами на сетке – в «Евгении Онегине» весь бал на них, пачки в «Лебедином озере», шопенки в «Жизели», белый атлас в «Пиковой даме», меховые воротники в «Царской невесте». Каждая модель, фасон, или элемент сценического костюма требует строжайшего соблюдения технологии изготовления. Но главное, и мои девочки это понимают, - результат нашего труда полностью подчинен общей концепции спектакля и воли режиссера.
При работе над «Царской невестой» пошили сорок костюмов. Но на заключительном этапе было принято решение, что костюмов должно быть не менее шестидесяти. Причем, трудоемких моделей с использованием тяжелых материалов. Но поскольку мастерство и дисциплинированность работников пошивочного цеха полностью подчинены реализации замысла режиссера, то сроки изготовления выдерживаются здесь, как на железной дороге график движения поездов. Сроки, объемы, качество – основные требования производства стали законом для пошивочного цеха.
– Тот, кто считает себя профессионалом и готов это доказывать трудом, не может не быть единицей сообщества людей, делающих одно дело. Я всю жизнь являюсь членом профсоюза. Как профактивист и представитель трудового коллектива театра, участвовала в работе над коллективным договором. Четыре месяца шла подготовка. Наш профком совместно с активистами очень старались заложить в проект как можно больше льгот и гарантий для членов профсоюза, бились с юристами, представителями администрации. Главный камень преткновения – оплата труда: индексация зарплаты и система доплат. Накануне премьеры люди проводят в театре по восемнадцать часов, поэтому неизбежны переработки. Плюс специфика труда в театре, предполагающая работу в выходные и праздничные дни. Теперь это возмещается отгулами. Стабилизировалась выплата заработной платы, индексация небольшая, но производится. Другой вопрос, за который можно поставить пятерку нашему профкому, это организованные на рабочем месте медкомиссии и медосмотры. Для людей, которые живут работой, и не имеют возможности сходить в поликлинику, это очень удобно, - считает Яковлева.
… На столе у закройщика горы ткани, которым суждено стать частью создаваемого актерами сценического образа. Прежде, чем начнется процесс работы над костюмом, ткань повесят на манекен, чтобы оценить соответствие цвета и фактуры идее художника. Затем выслушают мнение исполнителя, если нужно, совместно подкорректируют эскиз. Впереди этап кроя, пошива и примерок – чтобы «пол» не висел, не жал силуэт, и длина шлейфа от ноги была такая, как требуется для комфортной работы актера.
- Мы по-своему тоже вживаемся в роль. Вместе с пошитыми своими руками платьями и фраками мысленно проходим на сцене весь путь действующих лиц, вникаем в развитие сюжета. Недаром же у театральных портных есть «цеховое» выражение: «Этот костюм уже играл в спектакле». Как актеры стремятся создать яркий образ, так и пошивочный цех хочет создать идеальный костюм, - раскрыла профессиональный секрет Людмила Яковлева.