Живой план
- Не могу понять, когда и как появилось у меня желание стать актрисой. В школе с удовольствием участвовала в художественной самодеятельности, но не задумывалась, почему мне нравится танцевать и читать стихи. Первый актерский дебют состоялся вскоре после окончания школы – на детском утреннике сыграла Петрушку. Когда ширма в конце спектакля вдруг упала, мои первые зрители очень удивились:
- Наша нянечка Лида разговаривает голосом Петрушки? Так состоялась моя первая встреча с куклой, - вспоминает Лидия Текучева.
Технические оплошности постановщиков спектакля в детском садике Лидию не смутили – она грезила драматическим театром и амплуа трагедийных героинь. Но реакция маленьких зрителей, не сомневающихся в подлинном существовании живой куклы, оставила глубокое впечатление, и со временем оно не стерлась из памяти.
Спустя много лет, будучи одной из ведущих актрис Волгоградского театра кукол, на вопрос – как она, большая тетя, смогла поместиться в кукле, ответила изумленной девочке на полном серьезе:
- Мы, кукольники, - волшебники!
Такова убежденность Текучевой: труд актера-кукловода – это таинство. Для маленького зрителя важно, чтобы все было по-настоящему. Даже в том случае, если это жанр сказки. Кукла оживает в руках актера: двигается, говорит, поет, «общается» со зрительным залом. От кукловода, кроме мастерства актера драматического театра, требуется умелое управление куклой. Только в сочетании этих талантов можно создать характер, которому поверит зритель.
- Очень важно, чтобы голос, как у нас говорят, попадал в маску. Должно быть совпадение двух образов – куклы и актерской игры за ширмой. Только так совершается чудо, и неодушевленная конструкция получает жизнь, приобретает характер, судьбу. Огромный мир чувств может поместиться в одной кукле - все зависит от мастерства актера - говорит Лидия Текучева.
Искусство перевоплощения захватило Лидию с первого шага на сцену, который она сделала в ДК профсоюзов. Ей было восемнадцать, когда она поступила в кружок драматического искусства, которым руководила Калерия Фокина. Вскоре была зачислена в студию театра кукол, на курс Александра Хмелёва. Позже учеба в Санкт-Петербургском институте театра, музыки и кинематографии.
- Всю жизнь в профсоюзе, и даже первый опыт работы на сцене получен благодаря Дому Союзов – так называли в то время Дворец культуры профсоюзов, - поясняет заслуженная артистка Российской Федерации, член Союза театральных деятелей России.
За свою почти сороколетнюю карьеру Текучева сыграла более ста ролей. И каких! Острохарактерная актриса создала яркие, экспрессивные образы героев сказок: «Дюймовочка», «Царевна-лягушка», «Сказки старого попугая», «Сталинградская мадонна». Разные жанры, режиссерские решения, разные куклы. Крысавица из «Приключения Каштанчика», Ворона из «Оранжевого Ёжика», Коза из «Кошкиного дома», Фея Бернабо из «Сказок старого попугая» и постоянная спутница-участница творческих встреч в лицеях и детских библиотеках Эльга Яговна.
Далеко не все роли были сыграны Лидией Текучевой «за ширмой». Многие состоялись в открытом, живом плане, когда взаимодействие со зрителем идет напрямую – с играми, танцами, общением.
- Возможности театра кукол, как вида искусства, безграничны. Это не только спектакли для детей, хотя многие из них вызывают слезы сопереживания и у взрослых – как в нашем спектакле «Сталинградская мадонна», например. Кукольному театру под силу такие авторы, как Гофман, Достоевский, Бертольд Брехт. И это мы видели в работах коллег на фестивалях, в которых принимал участие наш театр, - говорит Лидия Текучева.
И, выдержав паузу, добавила:
- Не зависимо от того, по какому пути пойдет развитие театрального искусства, я всегда буду дышать театром кукол.