Критические замечания
Подготовить обращение в адрес Президента РФ о заморозке тарифов на ближайшие два года для юридических и физических лиц, а также вернуть в Трудовой кодекс норму об увольнении члена профсоюза по инициативе работодателя только по согласованию с первичной профсоюзной организацией, а не с учетом ее мотивированного мнения. С такими предложениями выступили представители волгоградского обкома на VII съезде Профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения.
Как отрасль переживает сегодняшние негативные изменения в экономике и какие решения выработал отраслевой профсоюз по укреплению своих рядов «Волгоградским профсоюзам» рассказал Антон СОСИН, председатель областной организации профсоюза работников автосельхозмашиностроения РФ.
– Антон Федорович, тема экономического кризиса и, как он отражается на общем самочувствие предприятий автосельхозмашиностроения, стала самой обсуждаемой на съезде. Профсоюзу вновь придется бороться за сохранение рабочих мест?
– К сожалению, на рынках отечественного автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения продолжается спад. В среднем объем производства сократился на 25-27%. Экономическая напряженность, постоянная реструктуризация и оптимизация предприятий существенно сказывается на численности работающих и, соответственно, уменьшается количество членов профсоюза. Только в прошлом году численность персонала на предприятиях автомобилестроения, сельхозмашиностроения сократилась на 9 – 12 %. Сейчас на ряде предприятий возможна новая волна сокращений. Открыто об этом никто не говорит, но оптимизация в нынешних непростых экономических условиях скорее всего неизбежна.
На съезде профсоюз автосельхозмашиностроения принял заявление, в котором возложил ответственность за тяжелую экономическую ситуацию в стране на Правительство РФ. Плюс установленная Центральным банком ставка в 15 % привела к удорожанию кредитов, что сильно ударило по нашим предприятиям, у которых катастрофически не хватает оборотных средств. Ведь отрасль практически живет за счет кредитов, стоимость которых, повторюсь, существенно возросла и не по карману большинству предприятий. К тому же растут цены на энергоресурсы, грузоперевозки и т.д.. Доходит до того, что сейчас профсоюзные организации некоторых предприятий вынуждены обращаться в адрес своих коллег – в профсоюзные комитеты «КамАЗа», «АвтоВАЗа», чтобы продукцию закупали у них и, тем самым, поддерживали отечественное производство. Главная роль в преодолении кризисных явлений принадлежит государству и от того, как оно намерено поддержать работоспособность предприятий, будет зависеть дальнейшая судьба отрасли машиностроения.
– Как негативные экономические явления сказываются на волгоградских предприятиях автосельхозмашиностроения?
– Если сравнивать с другими регионами, в Волгоградской области не настолько тяжелая ситуация. Но и не сказать, что все гладко. На ряде предприятий, кроме ОАО «Волжский абразивный завод», ООО «ВМК» ВгТЗ» и ВЦСМ, снизились объемы производства продукции, а в ОАО «Урюпинский крановый завод» они сократились на 50%, в ЗАО «Газпром-кран» г. Камышин введен простой – причина нехватка оборотных средств. О таком развитии событий на этих двух предприятиях мы предупреждали ещё в октябре прошлого года. Кроме того, на некоторых предприятиях введена неполная рабочая неделя, образовались долги по заработной плате. Причем проблема с задолженностью по зарплате характерна для многих регионов. Если два года назад эта тема звучала редко, то сейчас она не вызывает ни у кого удивления. У предприятий просто нет денег на зарплаты и, причиной тому нередко является жадность самого собственника, который думает только о получении прибыли, а не о социальной ответственности перед работниками.
– А возможно как-то повлиять на собственника?
– К сожалению, по действующему законодательству это практически невозможно. Самой эффективной мерой является прямой выход представителей высшего руководства страны на собственников. Как показывает практика, только власть в «высоких» кабинетах может добиваться от хозяев предприятий выполнения требований по выплате заработной платы. С этой целью в Правительстве РФ проводятся совещания, участие в них принимает руководство отраслевого профсоюза. И такая совместная работа имеет положительный эффект.
Безусловно, вопросы заработной платы всегда находятся под особым контролем профсоюзных организаций. При выявлении фактов невыплаты зарплаты профсоюз обращается в Гострудинспекцию, в прокуратуру, пишет представление на имя директора завода и т.д.. Конечно, по закону он виноват, что не оплатил труд работников, но у него зачастую нет денег и полномочий взять кредит на эти цели, так как вопросы решает только собственник. Поэтому повлиять на собственника только силами профсоюза крайне сложно, а порой невозможно. Но будем продолжать пользоваться любыми механизмами в рамках законодательства, чтобы люди могли получать деньги за свой тяжелый труд, а в коллективах не было социальной напряженности.
– Какой сегодня уровень заработной платы на предприятиях отрасли?
–По состоянию на ноябрь 2014 года на 6,2 % увеличилась средняя заработная плата на предприятиях автомобилестроения и составила 28 380 руб. В сельхозмашиностроении зарплата увеличилась на 8,4% и выросла до 24545 руб. Несмотря на некоторый рост заработной платы в отрасли, ее уровень по сравнению со средней оплатой труда по России значительно занижен. Для сравнения – в 2014 году средняя заработная плата по России составляла 32 тыс. руб. В условиях сокращения объемов производства, отсутствия заказов повышать заработную плату работникам и стабильно ее выплачивать предприятиям достаточно тяжело.
– Как профсоюз автосельхозмашиностроения намерен укреплять свои позиции?
– На съезде была принята программа действий Профсоюза на ближайшие пять лет и резолюции по основным направлениям деятельности. Одна из них касалась организационного укрепления нашей профсоюзной структуры, повышения ее эффективности. В частности, на съезде подняли тему объединения шести профсоюзов. Речь идет о слиянии профсоюзов Автосельхозмашиностроения, Роспрофмаш, Судостроения, Оборонной промышленности, Профавиа. Вопрос обсуждался еще в прошлом году. На сегодняшний день уже создана рабочая группа и есть определенные договоренности на уровне Москвы. Если процесс объединения все-таки произойдет, то численность нового профсоюза будет составлять около миллиона человек.
Наша областная организация профсоюза автосельхозмашиностроения всегда выступала за объединение. Тем более, есть положительный опыт: в 1995 году мы создали единый профсоюз с Роспрофмашем. За это время не было никаких нареканий, идет конструктивная работа. Поэтому объединение шести профсоюзов – правильное решение. Все эти профсоюзы «родственные» и связаны с машиностроением, с производством данной продукции. В нынешней экономической и политической обстановке объединение как никогда кстати. Чем нас больше, тем быстрее мы сможем достучаться до власти и эффективнее добиваться выполнения наших требований в интересах членов профсоюза.