На заседании областной трёхсторонней комиссии приняты решения по актуальным вопросам
По вопросу «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 6 марта 2009 г. № 1862-ОД "Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений Волгоградской области», комиссия решила: «Одобрить проект Закона Волгоградской области "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 6 марта 2009 г. № 1862-ОД "Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений Волгоградской области". Направить данное решение в Волгоградскую областную Думу».
По согласованию проекта Закона Волгоградской области «Об охране труда в Волгоградской области», комиссия решила: «Одобрить проект Закона Волгоградской области «Об охране труда в Волгоградской области». Направить данное решение в Волгоградскую областную Думу».
комментарий
Антон Сосин, заместитель председателя облсовпрофа:
– Прокуратура Волгоградской области подала в областную думу протест о том, что Закон «Об охране труда в Волгоградской области» не соответствует федеральным нормам и вступает с ними в противоречие. Нам важно сохранить статью 8 этого закона, где общественный контроль за охраной труда остается в ведении профсоюзов, а органы исполнительной власти должны оказывать профсоюзам в этом содействие.
Рынок труда и занятость
Рассмотрев по вопросу «О согласовании потребности в привлечении иностранных работников на территории Волгоградской области и предложений по объемам квот на 2012 год, а также дополнительной потребности в иностранной рабочей силе на 2011 год» материалы, обобщающие заявки работодателей о потребности в рабочей силе для замещения в 2012 году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками; заявления работодателей об увеличении размера определённой на 2011 год потребности в привлечении иностранных работников и размера утверждённых на 2011 год квот, а также о связанной с этими изменениями определённой на 2011 год потребности по приоритетным профессионально-квалификационным группам, комиссия решила, что потребность в привлечении иностранных работников и предложения по объёмам квот на 2012 год на территории Волгоградской области составит 33 800 человек; увеличение размера определенной на текущий год потребности в привлечении иностранных работников и размера утвержденных на текущий год квот, а также о связанной с этим изменениями корректировке распределения определенной на текущий год потребности по приоритетным профессионально-квалификационным группам на территории Волгоградской области составит 6 032 человека.
комментарий
Олег Малышев, заместитель председателя Комитета по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области:
– Общая численность заявленной квоты на 2012 год по собранным заявкам от работодателей составляет 67778 иностранных граждан. На 2011 год квота составляла 52468 иностранных граждан, из которых ближнее зарубежье - 46315 (88,3%) и дальнее зарубежье - 6153 человек, т.е. 11,7%.
Основной приток иностранной рабочей силы в Волгоградскую область составляют как в 2011 году, так и в 2012 году выходцы из стран ближнего зарубежья, и в первую очередь из республик Узбекистана и Таджикистана.
Основной вид деятельности, по собранным заявкам, на который привлекаются иностранные работники как в 2011 году, так и в 2012 году это сельское хозяйство 36945 (70%) и 50482 (74,5%) - соответственно в 2011 и 2012 годах. Произошло также увеличение привлекаемой иностранной рабочей силы в таких отраслях, как обрабатывающая промышленность - на 692 человека, строительство - 1190 человек, оптовая и розничная торговле - 431 человека, транспорт и связь - 596 человек. Таким образом, в 2012 году в с/х - 74,5%, строительство - более 11,0%, обрабатывающее производство 4,3%, оптовая и розничная торговля - около 4%, финансовая деятельность - 2,5%, транспорт и связь – 1,4%, остальные меньше единицы. В основном иностранная рабочая сила привлекается работодателями г. Волгограда, Волжского, Быковского, Городищенского, Среднеахтубинского, Серафимовического, Светлоярского, Николаевского, Иловлинского, Котельниковского, Дубовского, Ленинского и ряда других муниципальных районов.
По итогам 2010 года работодателями Волгоградской области было привлечено в 2009 и 2010 году немногим более 16 000 иностранных граждан соответственно, как ближнего зарубежья, так и дальнего. Поэтому квота на 2011 год в соответствии с решением Межведомственной комиссии от 24 июня 2010 года была сокращена более чем в 2 раза, с 52468 человек до 24 980 человек.
Численность иностранных граждан, получивших разрешение на работу в Волгоградской области в 2010 году, составила 17011 человекам.
По вопросу о внесении изменений и дополнений в Соглашение о социально-экономическом партнёрстве Администрации Волгоградской области, Некоммерческого партнёрства «Совет директоров предприятий и организаций Волгоградской области» и Волгоградского областного Совета профсоюзов на 2007-2009 годы (продленное на 2010-2012 гг.) (далее Соглашение), комиссия решила: В разделе III «Развитие рынка труда и содействие занятости населения» Соглашения в пункте 3.3 абзац 3 изложить в следующей редакции: "Для субъектов малого предпринимательства критерием массового увольнения является сокращение численности или штата работников в количестве 50% и более от общей численности работающих в течение 30 календарных дней".
комментарий
Олег Малышев, заместитель председателя Комитета по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области
– Одно из вносимых изменений касалось изменения критерия массового увольнения для представителей малого бизнеса, а именно, в абзаце 3 пункта 3.3 Соглашения были снижены критерии массового увольнения для субъектов малого и среднего предпринимательства до 10% от численности работающих в течение 30 календарных дней.
Сделано это было для того, чтобы включить представителей малого и среднего предпринимательства в Программу дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Волгоградской области в 2009 году.
Для субъектов малого предпринимательства критерием массового увольнения является сокращение численности или штата работников в количестве 50% и более от общей численности работающих в течение 30 календарных дней.
Таким образом, к массовым увольнениям не будут отнесены случаи, когда, например, индивидуальный предприниматель, численность работающих у которого 20 чел., планирует высвободить 3 человек. Данные незначительные высвобождения не оказывают влияния на рынок труда, но позволят более эффективно работать субъектам малого предпринимательства.
Ох, уж этот отдых!
В связи с принятием областной Думой закона «Об организации отдыха и оздоровления детей в Волгоградской области» от 15 июля 2010 года № 2079-ОД, ряд положений которого препятствует организации эффективной работы по оздоровлению детей трудящихся (ограничена возможность направления на отдых детей малоимущих граждан и работников бюджетной сферы, безработных; установлены ограничения кратности пребывания ребёнка в течение года в лагерях разных типов; ущемлены права предприятий, имеющих загородные лагеря и направляющих в них детей своих работников, на получение компенсаций) данный вопрос был рассмотрен на заседании трёхсторонней комиссии 01 апреля 2011 года.
Представители стороны Администрации заверили членов комиссии, что оперативно инициируют внесение изменения в данный закон. Областной Совет профсоюзов в очередной раз внёс конкретные поправки в данный закон и передал уполномоченному органу областной Администрации по оздоровлению детей – областному Комитету по делам молодёжи (КДМ). Подготовленный законопроект, который учитывает все предложения профсоюзов, до сих пор находится на согласовании в подразделениях областной Администрации – уже более двух месяцев.
Не претерпел существенного изменения механизм по распределению путёвок в загородные и санаторные лагеря: не определено участие трудовых коллективов, профсоюзов в процессе распределения путёвок, предоставления возможности работникам оформлять и получать путёвки по месту работы.
Исходя из вышеизложенного, комиссия решила «Рекомендовать Администрации Волгоградской области:
- направить проект Закона Волгоградской области "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 15.07.2010 № 2079-ОД "Об организации отдыха и оздоровления детей в Волгоградской области" в Волгоградскую областную Думу для рассмотрения не позднее 01 июля 2011 года.
- ускорить принятие постановления Администрации Волгоградской области "О внесении изменения в постановление Администрации области "О порядке организации отдыха и оздоровления детей" от 28 апреля 2011 года № 105-п».
комментарий
Тамара Емельянова, заместитель председателя облсовпрофа:
– Главный акцент на прошлой комиссии (три месяца назад) был сделан на закон, который ограничил доступность в оздоровлении детей работников бюджетной сферы, детей малоимущих и безработных граждан. Областной совет профсоюзов внес поправки в данный закон и передал их в Комитет по делам молодежи. Но согласование его затянулось. Контрольно-счетная палата опять дала отрицательное заключение на эти поправки. И это завело ситуацию в тупик. На практике это выглядит так: возникают сложности в оздоровлении детей работников бюджетной сферы; не везде срабатывает система направления детей в профильные смены (особенно пострадали от этого бюджетники Палласовки, Старой Полтавки, Новой Анны). Много нареканий было от бюджетников Волгограда: недостаточно мест для детей 7 – 11 лет в профильных сменах.
Назревает проблема и с компенсациями отдельным предприятиям: уже закончилась первая смена, а действующий закон не позволяет ее оплачивать.
Если в сложившейся тупиковой ситуации закон изменить в пользу работников невозможно, необходимо приостановить его действие.
По вопросу «Об организации отдыха студентов Волгоградской области» в части реализации пункта 6.73 Соглашения о социально-экономическом партнёрстве Администрации Волгоградской области, Некоммерческого партнёрства «Совет директоров предприятий и организаций Волгоградской области» и Волгоградского областного Совета профсоюзов на 2010-2012 годы» о принятых Администрацией области обязательствах покрывать расходы на питание студентов, оздоравливающихся в загородных базах вузов, и выделять средства на санаторно-курортное лечение нуждающихся студентов» трехсторонняя комиссия решила:
«Просить Главу Администрации Волгоградской области:
- во исполнение Соглашения о социально-экономическом партнёрстве Администрации Волгоградской области, Некоммерческого партнёрства «Совет работодателей организаций Волгоградской области, Волгоградского областного Совета профсоюзов на 2007-2009 гг. (продлённое на 2010-2012 гг.) в части реализации Администрацией Волгоградской области финансовых обязательств по организации отдыха и санаторно-курортному лечению студентов оперативно принять необходимые меры для обеспечения оздоровительных мероприятий в течение июля-августа 2011 года;
- выйти в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с законодательной инициативой по обеспечению санаторно-курортного оздоровления студентов из малоимущих семей, обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования и нуждающихся в лечении по медицинским показаниям».
комментарий
Тамара Емельянова, заместитель председателя облсовпрофа:
– Отказ в поддержке лагерей вузов по оплате питания студентов и санаторного оздоровления одной сотни больных студентов из малоимущих семей объяснить ссылкой на бюджетный кодекс можно, но оправдать по-человечески нельзя. Около 15 лет Администрация области решала эти вопросы на основании 3-стороннего Соглашения, хотя действовал тот же Бюджетный Кодекс. В этом году губернатор подписал аналогичное Соглашение с советом ректоров и профсоюзами. Однако оно не выполняется.
И проблема бюджетников
По вопросу «О реализации новых систем оплаты труда работников бюджетной сферы» комиссия решила:
« – рекомендовать Комитету по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области продолжить проведение мониторинга эффективности новых систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, применяемых в Волгоградской области;
– Территориальному объединению организаций профсоюзов Волгоградской области "Волгоградский областной Совет профсоюзов" организовать проведение аналогичного мониторинга;
– включить в план работы Волгоградской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на 2012 год (первый квартал) рассмотрения вопроса об эффективности новых системах оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений по результатам 2011 года».
комментарий
Людмила Широкова, председатель Волгоградской региональной организации российского профсоюза работников культуры:
– Учреждения культуры и искусства по многим причинам переходят на новую систему оплаты труда последними из всех бюджетных отраслей.
Обеспечить более высокую зарплату тем, кто вносит наибольший вклад и работает более качественно, не получается. Гарантируемой становится все меньшая часть заработной платы. В условиях инфляции, резкого роста цен зарплата не индексируется, а в ряде случаев даже снижается в результате перехода на новую систему оплаты труда.
Необходимо пересмотреть в областном Законе «Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений» минимальный размер оклада первого квалификационного уровня для рабочих с 2900 рублей до более приемлемой величины. Тогда средства, которые сейчас идут на доплаты вспомогательному персоналу (до 3611), пойдут на стимулирующие выплаты специалистам. Скорее всего, без дополнительного увеличения фонда оплаты труда в сфере культуры новая система не заработает.
Заслушав и обсудив предложение Председателя территориального объединения организаций профсоюзов Волгоградской области «Волгоградский областной Совет профсоюзов» Николаенко П.А. о заключении Соглашения об установлении надбавки к заработной плате работникам бюджетной сферы, комиссия решила: «Рекомендовать Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области провести анализ возможности установления работникам бюджетной сферы Волгоградской области отдельных ежемесячных доплат (надбавок)».