Профсоюзы в главной роли
По данным профсоюзного мониторинга, за последние восемь месяцев количество социально-трудовых конфликтов значительно увеличилось. Только в марте за одну неделю было зафиксировано около полутора десятка крупных столкновений между работниками и работодателями.
Каков характер этих конфликтов и роль профсоюзов в их разрешении? Как ФНПР оценивает действия правительства РФ по разрешению кризисной ситуации в экономике? И, возможно ли кардинально изменить федеральный закон о профессиональных союзах? На эти животрепещущие темы «Волгоградские профсоюзы» поговорили с представителем руководства ФНПР Евгением Макаровым, который посетил Волгоград в рамках профсоюзного Всероссийского автопробега, посвященного 70-летию Победы, 110-летию профсоюзного движения и 25-летию ФНПР.
– Евгений Иванович, тема экономического кризиса выходит сегодня на передний план. В нынешних кризисных условиях число протестных настроений выросло?
– Я возглавляю научно-мониторинговый центр, который отслеживает социально-трудовые конфликты в нашей стране и за рубежом. За последние восемь месяцев количество социально-трудовых конфликтов в России увеличилось. Одной из самых тяжелых была позапрошлая неделя. Впервые мы зафиксировали социально-трудовые конфликты во всех федеральных округах. Число текущих споров только за одну неделю составила полтора десятка. Обычно мы фиксируем не более девяти. Здесь я имею в виду крупные конфликты, то есть столкновения между работниками и работодателями, которые переходят в жесткую фазу противостояния: готовность к забастовке, митинги, блокирование.
Причем характер социально-трудовых конфликтов изменился. Раньше они происходили из-за невыплаты заработной платы на предприятиях частного сектора экономики. Сейчас главной причиной их возникновения являются сокращения и увольнения работников. Значительное количество трудовых споров наблюдается в бюджетной сфере. Дело в том, что не везде и не на всех уровнях управления удается вовремя наладить работу с людьми, пополнять бюджет, собирать налоги. В результате образуются долги по зарплате. Последний пример – ситуация в школах Забайкальского края.
– Какова роль и участие в этих конфликтах профсоюзов?
– В 80 процентах случаев в конфликтах участвует профсоюз. Это не означает, что они их затевают. Как правило, зачинщиками являются работодатели, которые задерживают заработную плату, отказываются от выполнения обязательств, прописанных в коллективном договоре, не желают вести переговоры, сокращают и увольняют людей, нарушают трудовое законодательство. Но, как только в ситуацию вмешиваются профсоюзы, она разрешается быстрее. Потому что у профсоюзов есть квалифицированные юристы, имеются навыки ведения сложных переговоров. Зачастую работодатели не хотят идти на диалог, а пытаются действовать силовыми методами – оказывают давление на профсоюзных активистов, угрожают увольнением, ведут работу по созданию «желтого» профсоюза, чтобы раздробить монополию несогласных и ввести своих сторонников для снижения социального накала. Поэтому роль профсоюзов очень велика. К тому же, их авторитет будет только расти, если они сумеют предвидеть и предотвращать социально-трудовые конфликты. Практика показывает, если подключается административный ресурс, то это тоже серьезно ускоряет разрешение и закрытие спора. Но существуют и сложные конфликты, которые длятся по 400-500 дней. Например, когда в связи с закрытием Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, шел длительный процесс трудоустройства, переобучения людей и они все равно оставались недовольными. Потому что альтернативных рабочих мест в данной местности нет, и вся жизнь зависела от одного предприятия. То есть речь идет о так называемых моногородах.
– Проблема моногородов всегда остро стояла. Как ситуация развивается в нынешней экономической обстановке?
– Уже сейчас в моногородах стали закрываться предприятия. Наблюдается рост социальной напряженности в связи с тем, что те отрасли промышленности, к которым эти моногорода относятся, испытывают глубокий системный кризис.
Кризис 2008-2009 года характеризовался тем, что в целом ряде моногородов были серьезные, доходящие до социальных волнений, конфликты. На тот момент найти выход из ситуации попыталось российское правительство. Была сформулирована программа по развитию, созданию дополнительных рабочих мест в этих городах. На это дело изначально выделялись деньги, но прошло шесть лет и в большинстве моногородов проблемы остались все те же самые. Сейчас программу необходимо возобновлять, но условия гораздо тяжелее, чем 5-6 лет назад.
– Сегодня власть придерживается позиции, что нужно жить в режиме экономии, урезать расходы на реализацию ряда важных программ, есть намерения пересмотреть порядок индексации социальных выплат и т.д. Это действительно решит проблему выхода из кризиса?
– На IX съезде ФНПР профсоюзы с трибуны прямо заявили, что правительство долго определялось с тем, как строить свою работу в период кризиса. Вместо того, чтобы вкладывать деньги в крупные инфраструктурные проекты, развивать собственное производство, стимулировать внутренний спрос, создавать новые рабочие места, в правительстве приняли за основу обычные способы по урезания расходов. Профсоюзы считают, что режим постоянной экономии, чтобы наполнить бюджет, – это не выход из кризиса. Еще мы обратили внимание Президента на то, что «майские» Указы фактически не исполняются. Глава государства подтвердил, что он услышал нас, и будет принимать жесткие меры.
– Периодически Минфин, Минтруд делают заявления о возможном увеличении пенсионного возраста. Какова позиция ФНПР?
– Вопрос непростой. Не могу сказать, что у нас сформировалась жесткая позиция отрицания по поводу увеличения пенсионного возраста. Прежде всего необходимо проанализировать, что означает повышение пенсионного возраста. Ведь каждый смотрит на проблему со своей стороны. Как известно, после выхода на пенсию люди стремятся продолжать работать, потому что она копеечная. Отодвинуть пенсионный возраст, это значит, дать людям возможность зарабатывать. Если посмотреть на рынок труда, то кто ждет пенсионеров на рабочих местах? Первые кандидаты на увольнение будут те, кому 55 и выше, так как производительность труда у них ниже, многие работы они не могут выполнять в силу состояния здоровья. Вопрос повышения пенсионного возраста, как он ставится в нашей стране, нам кажется недостаточно проработанным и продуманным. Надо проводить дальнейшую дискуссию, советоваться и работать с людьми. Кто спросил у населения – хочет ли работник пенсионного возраста в 65 лет? Дергать пенсионную систему в зависимости от того, как складывается текущая обстановка, категорически противопоказано.
– В последнее время профактивисты все чаще стали поднимать вопросы о том, что некоторые положения федерального закона о профсоюзах расходятся с трудовым законодательством, либо вообще не работают. Проговаривается ли идея кардинально изменить этот закон?
– Сегодня у ФНПР существует определенный подход по данному вопросу. Если говорить о законе в целом, то сейчас мы его трогать не будем, так как нет уверенности, что получим нужный результат. Если же заявлять о внесении изменений, которые остро снимают одну какую-то частную проблему, то да, этим мы занимаемся. Но прежде всего необходимо провести серьезную подготовительную работу. Как правило, если поправки не привлекают внимания наших противников, то они проходят. И таким образом, шаг за шагом, улучшаем, актуализируем действующее законодательство. Но замахиваться серьезно на закон сейчас мы не готовы, обстановка не позволяет. В кризис стоит заниматься другими вопросами. Тоже самое касается поправок в Трудовой кодекс, которые могут подождать. Нужно следить, как будет развиваться ситуация.
– Рассматриваются ли вопросы об объединении профсоюзов в ближайшее время?
– Это тема ведется не первый год, она была озвучена на съездах в Санкт-Петербурге, в Сочи. Направление одно – укрупнение профессиональных союзов, приведение их структуры в соответствие с отечественной экономикой. Но профсоюзы должны сами решать, насколько им необходимо объединение. Важно определись с тем, как вести себя внутри группы профсоюзов, как договариваться, какие условия формулировать для объединения и т.д. Но первое с чего надо начинать, как можно скорее избавляться от неработающих звеньев на уровне субъектов РФ. Когда в отраслевом или территориальном профсоюзе сидит один человек, и он не в состоянии нести расходы по содержанию служебного транспорта, оплачивать счета за телефонные переговоры - это не профсоюзная организация.
– Нередко на предприятиях, в организациях стала возникать следующая ситуация. Когда профсоюз вроде бы добился высокой заработной платы, гарантий и те, кто вчера плечом к плечу стоял рядом с профсоюзной организацией, выходят из ее рядов …
– Да, есть такая проблема, когда по мере роста заработной платы люди выходят из профсоюза. Сейчас в нашей среде разрабатывается много способов и подходов по сохранению профсоюзного членства, в том числе на высокодоходных рабочих местах. Пока единого решения нет. Тема о распространении коллективного договора только на членов профсоюза звучит красиво, но глубоко задумавшись, начинаешь сомневаться – правильный ли это путь. На счет идеи об увольнении по согласованию с профсоюзами, боюсь, что мы не встретим политической поддержки, начнутся дискуссии – что такое профсоюзы, чем занимаются альтернативные профсоюзы и т.д. Если бы мы были одни на этой поляне, то есть занимали монопольное положение, тогда постановка вопроса была другой. Сейчас мы не являемся монополистами, у нас несколько профсоюзных центров. Поэтому ко всему необходимо подходить взвешено.
из досье
Евгений Иванович МАКАРОВ
Родился в городе Бухаресте (Румыния) в семье военнослужащего.
После окончания средней школы в г. Грозном, в 1973 году поступил в Ленинградский кораблестроительный институт, где получил специальность «инженер-кораблестроитель».
Начал трудовую деятельность на Ленинградском производственном объединении «Алмаз» помощником мастера. В 1986 году возглавил строительно-монтажное достроено-сдаточное производство ПО «Алмаз». В 1989 году избран председателем профсоюзного комитета объединения.
В марте 1991, 1996 годах на альтернативной основе избран председателем Федерации профсоюзов Ленинграда (Санкт-Петербурга) и Ленинградской области. Возглавлял Ассоциацию профсоюзов Северо-Западного региона России. Осуществлял координацию международных связей профсоюзов Северо-Запада со странами Западной Европы.
В ходе избирательной кампании на должность Президента Российской Федерации в 2000 году являлся доверенным лицом кандидата В.В.Путина.
В августе 2000 года назначен заместителем (помощником) полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.
Отмечен тремя государственными наградами, благодарностью и почётной грамотой Президента Российской Федерации, семью знаками отличия и медалями министерств и ведомств РФ, пятью общественными наградами.
Женат, имеет двух сыновей.