Северный бастион
Профсоюзная организация ОАО ВГТЗ сохранила свое первоначальное название, несмотря на смену формы собственности и наименование родного предприятия, которые произошли в результате масштабной реорганизации гиганта отечественного тракторостроения.
- Этим наша профсоюзная организация подчеркнула верность трудового коллектива славной истории завода, которую можно сравнить с летописью борьбы и побед, - говорит Надежда Белоусова, председатель первичной профсоюзной организации.
Первенец отечественного тракторостроения, как называли в свое время промышленный гигант на Волге, дважды, в 1932 и 1970 году, был награжден высшим знаком отличия страны - орденом Ленина, в 1942 году - орденом Трудового Красного Знамени, в 1945 – орденом Отечественной войны 1-й степени. На барельефе заводской проходной сверкают позолотой каменные копии этих высоких наград, как постоянное напоминание о заслугах завода.
В год 85-летнего юбилея завода роль профсоюзной организации особенно важна Торжества по поводу образования промышленного предприятия – это не только обращение к его истории, но и чествование лучших работников, ветеранов. По мнению председателя профкома, синтез данных направлений деятельности – необходимое условие для дальнейшего развития предприятия. Хотя и не единственное.
- Только профсоюзы являются той общественной силой, которая борется и отстаивает интересы трудящегося человека. Именно это направление - главная наша задача. Путевки, грамоты, материальная помощь, конкурсы и другие культурно-массовые мероприятия должны стоять на втором месте по значимости. Поэтому на VII съезде профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения говорилось о том, что все, чего добивается профсоюз для трудового коллектива, должно быть доступным только членам профсоюза. В первую очередь речь идет о коллективном договоре. Во время возведения корпусов Сталинградского тракторного перспектива вступить в профессиональное сообщество воспринималась как поощрение, которое надо было заслужить добросовестным трудом. Первые тракторостроители, молодые люди, со всех концов Советского Союза, часто не знающие русского языка, получали гарантии стабильного заработка, жилье, направлялись на бесплатное обучение по программе ликвидации безграмотности, имели дополнительные льготы. И такое предложение получали не все, - говорит Надежда Белоусова.
Знание прошлого завода для современного профсоюзного лидера - закономерность. Надежда Белоусова двенадцать лет является директором музея ВГТЗ и шесть лет – председателем профкома первичной профсоюзной организации. Такое сочетание она считает идеальным. Особенно на данном этапе развития предприятия.
Хранитель традиций
- Профсоюзная организация имеет достаточный авторитет не потому, что может выбить путевки в Ессентуки, Анапу, Крым, Ергени, организовать награждение лучших людей завода почетными грамотами, решить вопрос по доплатам к пенсии, или выдать материальную помощь находящимся в трудной жизненной ситуации. И даже не потому, что дополнительными льготами, которые профкому удалось включить в коллективный договор, пользуется весь трудовой коллектив. Тем более, что на предприятии идет процесс замены старшего поколения работников на молодых, которым надо еще объяснить цели и задачи профсоюза и рассказать в чем преимущество членства в профессиональном сообществе. Главное в другом. Сегодня именно члены профсоюза являются бережными хранителями того особого отношения к рабочей профессии и к заводскому труду как таковому, - считает Надежда Белоусова.
По ее словам, постперестроечный синдром: талоны, подарки, возможность что-то приобрести «числом поболе, ценою подешвле» мало способствуют повышению престижа профессии и авторитету предприятия. Хотя эти формы работы активно используются председателем профкома, но упор делается на нравственно-патриотическое воспитание. Вновь принятые работники благодаря экспозициям музея имеют возможность узнать, что Сталинградский тракторный стал первопроходцем не только в отечественном тракторостроении. Первая всесоюзная комсомольская стройка и ремесленное училище, строительный трест, внедривший метод укладки цемента при минусовой температуре, раз и навсегда заменивший артели на строительстве завода, ячейка Союза металлистов, прообраз нынешнего профсоюза. Сталинградскому тракторному посвящён роман Якова Ильина «Большой конвейер», командированному газетой «Правда» на строительство завода и возглавлявшему редколлегию заводской многотиражки, а его защитникам и работникам, чьи фотографии хранятся в музее - страницы в романах Бориса Полевого и Василия Гроссмана.
-Для многих становится открытием тот факт, что членами нашей профсоюзной организации были шестнадцать Героев Советского Союза. Это работники и ветераны завода, участники обороны тракторозаводского участка боев за Сталинград. В годы Великой Отечественной войны наш завод выпускал и ремонтировал танки Т-34-76, карбюраторные моторы, артиллерийские тягачи. Выпуск продукции не прекращался даже после прорыва вермахта к Сталинграду. Бригада рабочего ополчения нашего завода под руководством инженера-технолога Николая Вычугова участвовала в сражениях, которые остановили врага, рассчитывающего захватить город «сходу», ударом вдоль реки с севера.
Есть и другие факты массового героизма работников Сталинградского тракторного. На заводе шло обучение добровольцев народного ополчения, когда поступило сообщение о наступлении фашистских войск. Заводчане оставили работу и взяли в руки оружие. А когда в пылающем городе были мобилизованы все танковые и военные силы, которые можно было собрать, в распоряжении советского командования оказалось шестьдесят танков Т-34, в их числе и находящиеся в ремонте на заводе. Танки, не имеющие своего хода, ставились на буксиры и использовались как стационарные огневые точки. Экипажи новообразованных танковых соединений формировались из курсантов автобронетанкового учебного центра и работников завода, которые, оставив производство, стали механиками и водителями, - проводит экскурсию председатель профкома, директор музея ВГТЗ Надежда Белоусова.
… Накануне 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне в заводском музее открылся новый зал «Северный бастион». С севера город был укреплен довольно слабо: небольшие зенитные отряды, отражали авианалеты противника, но для ведения огня по наземным целям, приспособлены не были. Тем не менее, зенитчики уничтожили пять самолетов, сорок три танка, больше сотни пехотинцев и смогли предупредить город о прорыве линии фронта. В создании экспозиции приняли участие молодежные патриотические организации: «Пехотинец», «Группа Дон», клубы поисковиков «Уран» и моделирования военной техники времен Великой Отечественной войны. Некоторые экспонаты приносили заводчане, некоторые были найдены во время раскопок, в которых принимала участие председатель профкома.
Надежда Белоусова одинаково бережно относится к фактам из совсем недавнего прошлого. …Февраль, морозный порывистый ветер, перед заводской проходной - митинг. Перед трибуной чуть более ста человек. А сотни прошли мимо, хотя речь шла о будущем завода и страны.
- В процентном отношении на заводе осталось примерно то число работающих, какое получилось в итоге сопоставления митингующих и тех, кто после смены прошел мимо, - делает неожиданный вывод председатель профкома.
Между прошлым и будущим
- Осенью 1942 года производство на Сталинградском тракторном было окончательно остановлено только когда бои шли непосредственно на территории завода и фронт проходил по его цехам. Поэтому нам, детям и внукам его защитников, удалось отстоять завод в середине 90-х и в начале двухтысячных годов. Сегодня ОАО «Волгоградский Тракторный Завод» по-прежнему является ведущим предприятием России по производству сельскохозяйственных и промышленных гусеничных тракторов, - отметила Надежда Белоусова.
В том, что предприятие является опытно-показательным предприятием машиностроения и постоянно расширяет линейку продукции, которая востребована в 32 странах Азии, Европы, Америки и Африки, большая заслуга старой гвардии трудового коллектива, постоянных членов профсоюза. Многие из них подростками участвовали в обороне завода, и не только сохранили боевой настрой, но и передают его молодежи. На базе заводского музея проходят мероприятия, организованные обкомом отраслевого профсоюза, научные конференции, встречи поколений, чествования ветеранов и экскурсии для учащихся города, будущих тракторостроителей нового века.
Сохранить преемственность удается благодаря пониманию дирекции завода важности этого направления работы профсоюзной организации.
- Сотрудничество профсоюза с работодателем только тогда будет эффективным, если каждая сторона будет стремиться сохранить будущее завода, и создать достойные условия для работников. В этом плане у нас полное взаимопонимание, - подчеркнула председатель профкома.
Что касается обозримого будущего, то в ближайших планах завода – выпуск новой модели колесных сельскохозяйственных тракторов. Оборонными заказами завод обеспечен до 2024 года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года завод увеличил объемы реализации спецтехники более чем на 1млрд 200 млн рублей. В основном это продукция военного назначения по основному государственному контракту, опытно-конструкторские разработки и выпуск запасных частей по заказам предприятий оборонно-промышленного комплекса. Так же Волгоградский тракторный завод приступил к производству оросительных систем барабанного типа "Агромаш-Ниагара". Опытные образцы изделия уже прошли испытания в полевых условиях.
…- Наша заводская проходная является памятником архитектуры федерального значения. Пройдут десятилетия, века, а это здание останется. Как символ Победы, - уверена Надежда Белоусова.
факт
– Волгоградский тракторный завод до 1961 года именовался Сталинградский тракторный завод им. Ф. Э. Дзержинского (СТЗ).
– Июнь 1930 года - с конвейера Сталинградского тракторного завода сошел первый трактор модели СТЗ-1
– 1938 год - на Всемирной промышленной выставке в Париже продукция завода отмечена высшей наградой — «Гран-При».
– 1939 год - организовано производство танков Т-34.
– 1940 год — 232700 тракторов, более половины тракторного парка страны, сошли с конвейера Сталинградского тракторного завода.
– 1994 год - Волгоградский тракторный завод освоил серийное производство нового гусеничного трактора ВТ-100 мощностью 120 л.с.
– 2002 года - на базе ОАО «Волгоградский тракторный завод» создаются четыре самостоятельные компании. В отдельное предприятие выделено производство боевой техники, ООО «Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ».