Девяносто пять метров над уровнем Волги
Собранная, энергичная, сдержанная, волевая… Выполняемые обязанности не могут не откладывать отпечаток на человека, тем более, если это связано с любимой работой, которой отдано более двадцати лет жизни. Высокая ответственность - ведь за допущенную ошибку оператор сортировочной горки отвечает по всей строгости закона, стало основной чертой характера Елены Крячек.
Деловые качества, уровень квалификации, уважение коллег предопределили ее роль в жизни первичной профсоюзной организации. Елена Крячек много лет является старшим уполномоченным по охране труда.
- Круглосуточную и бесперебойную работу станции, которая входит в число самых крупных в стране, обеспечивают люди. Для них на производстве должны быть созданы достойные, безопасные и комфортные условия. Свою задачу в качестве старшего уполномоченного по охране труда я вижу в отстаивании трудовых интересов членов профсоюза, - говорит Елена.
Насколько актуальна эта проблема на сортировочной узловой станции Крячек знает по собственному опыту. Сортировочная горка, сданная в эксплуатацию в начале 60-годов прошлого века, на тот момент, была единственной на Приволжской железной дороге. Почти четыре десятилетия спустя, уже на памяти Елены, в начале двухтысячных годов, была проведена крупномасштабная реконструкция станции. Это позволило увеличить пропускную способность и поднять уровень технической оснащенности узловой сортировочной станции. Но железная дорога вне зависимости от наличия высокотехнологичного оборудования во все времена была и остается зоной повышенной опасности.
- Сортировочная механизированная горка станции Максима Горького в сутки обслуживает около 4700 грузовых вагонов. Моя задача, как оператора, распределить их по направлениям дальнейшего движения Челябинск, Астрахань, Ростов… Здесь необходимо знание правил перевозок грузов и формирования поездов, принципа работы технических устройств сортировочных горок и их эксплуатации, а так же нужно учитывать вместимость и профиль путей сортировочного парка. Главным требованием при производстве этих работ является четкое соблюдение инструкции по обеспечению безопасности роспуска составов и их маневровых передвижений. Годы, проведенные перед пультом управления, научили меня ценить каждую секунду, ведь от своевременного реагирования на ситуацию, особенно когда на горке вагоны с грузами, требующими особой осторожности, зависит очень многое. Прежде всего жизнь и здоровье людей, - говорит Елена Крячек.
Рабочее место оператора сортировочной горки находится на вышке, расположенной на самой высокой точке станции - 95 метров над уровнем Волги, всего на несколько метров ниже отметки Мамаева кургана. Расформирование прибывших поездов и формирование новых из отдельных вагонов, своевременный перевод централизованных стрелок, подготовка маршрутов следования отцепов, регулирование скорости движения вагонов и безопасных интервалов между отцепами, отслеживание показаний контрольно-измерительных приборов и точности маршрутов следования отцепов заданным направлениям. Весь процесс, который является составной частью организации железнодорожных грузовых перевозок, а так же показателем объемов и интенсивности вагонопотока, перед глазами оператора сортировочной горки, как на ладони. Пост оставлять нельзя ни на секунду, только по докладу и при условии сдачи смены. Это позволяет оператору горки быть в курсе всех проблемных вопросов, которые возникают у работников, чье рабочее место находится непосредственно на путях.
- Когда принимаешь смену и занимаешь место у пульта управления, в первую очередь учитываешь метеоусловия. В туман, снег и гололед требуется особая осторожность при роспуске составов. Существует три степени торможения для замедления скорости спуска - для легковесного, среднего и тяжеловесного вагона. От верно выбранного параметра зависит сохранность грузов и подвижного состава.
Наиболее ответственная зона - третий тормозной участок. Здесь насчитывается восемь замедлителей, которые для сбавления скорости и сцепления вагонов устанавливаются регулировщиками на рельсы. Это очень важный этап работы, требующей повышенной осторожности от каждого, кто задействован на этом участке, - поясняет Елена Крячек.
Поэтому перед началом смены - обязательный для всех работников инструктаж по охране труда, проверка исправности инструмента, средств индивидуальной защиты, состояния бытовых помещений. Микроволновые печи для подогрева пищи, холодильник, чайник, шкафы для сушки одежды, исправно работающие розетки и провода, аптечка, полный комплект средств индивидуальной защиты. Весь этот набор должен быть у регулировщиков в полном составе. Плюс к этому на каждом посту огнетушитель и информационный уголок по охране труда.
В качестве старшего уполномоченного по охране труда Крячек принимает непосредственное участие в контроле за соблюдением требований охраны труда на рабочих местах, а также финансированием плановых мероприятий. И хотя средства на приобретение спецодежды работодателем выделяются регулярно, качество курток, сигнальных жилетов, перчаток оставляет желать лучшего.
- Регулировщики высказывали претензии, что перчатки мало приспособлены к специфике их труда: неудобно брать в руки инструмент, ладонь в них не сгибается. Куртки из сертифицированного водоотталкивающего материала промокают под дождем за двадцать минут, а смена длится двенадцать часов. Если в мокрой одежде продолжать рабочий день, то велика вероятность заболеваний. На охране здоровья работников тоже должен стоять на страже уполномоченный по охране труда . Наша станция работает в круглосуточном режиме. Ночью и днем, под палящим солнцем, ураганным ветром, ливнем и снегопадом идет производственный процесс, требующий повышенного внимания и осторожности. Сейчас в стадии решения находятся вопросы, связанные с безопасным функционированием сортировочного парка. Регулировщиков беспокоит плохое освещение в служебных проходах, и неровные, в щербинку дорожки.
- Наша задача - профилактика травматизма на производстве, поэтому организации работ по устранению этих неисправностей и недочетов наша первичная профсоюзная организация уделяет первоочередное значение. На данный момент благодаря совместной работе профсоюза и работодателя у нас не было ни одного случая производственного травматизма, - говорит Елена Крячек.