Повышенный градус
На заседании были рассмотрены вопросы, касающиеся потребительской корзины, предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, оздоровления детей, установления МРОТ и др.
Создать постоянно действующую рабочую группу по разработке потребительской корзины Волгоградской области, а также проработать вопрос о повышения в регионе минимальной заработной платы при подписании соглашения «О минимальной заработной плате в Волгоградской области на 2016-2018 годы». С такими предложениями к власти и работодателям на трехсторонней комиссии обратился Владимир Стариков, председатель областного Совета профсоюзов.
Данный вопрос был поднят в рамках обсуждения проекта закона Волгоградской области «О проекте закона Волгоградской области «О внесении изменений в статью 2 Закона Волгоградской области от 4 июня 2013 года № 52-ОД «О потребительской корзине Волгоградской области». Действующее законодательство предусматривает рассматривать на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не только закон «О потребительской корзине Волгоградской области», но и обязательное участие комиссии в ее разработке.
В Волгоградской области, согласно проекта закона «О внесении изменений в статью 2 Закона Волгоградской области от 4 июня 2013 года № 52-ОД «О потребительской корзине Волгоградской области», разработанного региональным комитетом по труду и занятости населения без участия членов областной трехсторонней комиссии, соотношение стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания предлагается устанавливать на уровне 50 %. В действующем законе соотношение установлено на уровне 55%.
После детального анализа профсоюзы пришли к выводу, что обоснование, изложенное в пояснительной записке к законопроекту со ссылкой на структуру потребительской корзины в целом по Российской Федерации, не корректно.
– Соотношение стоимости непродовольственных товаров и услуг в размере 50% стоимости продуктов питания является среднеарифметической величиной между минимальным для зоны с теплым климатом (40%) и максимальным для зоны с холодным и резким континентальным климатом (60%) соотношением, рекомендованным методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах РФ. Кроме того, анализ показал, что в ряде субъектов РФ, относящихся к зоне с умеренным климатом действуют соотношения, превышающие рекомендованные размеры. Например, соотношение стоимости услуг и стоимости продуктов питания установленное в Ростовской области и Краснодарском крае – 60%, в Москве – 75%.
На величине прожиточного минимума завязан целый комплекс вопросов, в том числе пособия, льготы для граждан нашего региона. Поэтому к его установлению нужно подойти очень серьезно, – прокомментировал позицию профсоюзов Владимир Стариков.
По мнению профсоюзной стороны, предложенная в региональном законопроекте структура потребительской корзины не корректна и требует более серьезного анализа расходов малоимущих семей с учетом изменений в 2015 году стоимости продуктов питания, тарифов на коммунальные услуги, проезда в общественном транспорте.
К тому же, по словам профсоюзного лидера, если продолжать работать по той формуле прожиточного минимума, которая сегодня действует в Волгоградской области, то прожиточный минимум вырастит в среднем на 25 % . А минимальная заработная плата при действующем в регионе коэффициенте в 1,2 прожиточного минимума составит не более 13 тысяч рублей.
В связи с этим профсоюзы предложили решение вопроса по разработке структуры потребительской корзины увязать с повышением в Волгоградской области минимальной заработной платы в размере не ниже 1,3 прожиточного минимума трудоспособного населения и обязательно создать постоянно действующую рабочую группу областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по разработке потребительской корзины Волгоградской области.
Региональная власть и работодатели согласились включить предложения профсоюзов в решение областной трехсторонней комиссии.
Предельный рост
Следующий не менее злободневный вопрос, который подробно обсудили участники областной трехсторонней комиссии,касался предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Сегодня тарифы на коммунальные услуги жестко регулируются как на федеральном, так и региональном уровне. Распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2014 года № 2222-р установлен предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги в среднем по Волгоградской области с 1 июля 2015 года в размере 8,8% и с 1 июля 2016 года в размере 2,3%. Одновременно приказом Федеральной службы по тарифам для нашей области установлен тариф на электроэнергию для населения 3,7 руб./кВт ч, рост к действующему тарифу 15,26% (при среднем росте по РФ – 8,5).
Это послужило основанием для принятия постановления губернатора Волгоградской области от 31 декабря 2914г № 301, устанавливающего с 1 июля 2015 года предельные индексы изменения размера платы за коммунальные услуги по Волгоградской области в размере 15,26 %.
– Сразу после выхода постановления по инициативе облсовпрофа было проведено внеочередное заседание Общественного совета при областном комитете тарифного регулирования, – отметил Владимир Стариков. – Мы понимали объективность данного документа. Во-первых, у региона нет полномочий изменять решения ФСТ России, во-вторых в районах области от 25 до 47% (даже в городе Волгограде 5%) жителей имеют только одну коммунальную услугу – электроснабжение. Поэтому предельный индекс 15,26 % объективен. Но мы жестко поставили вопрос о не допустимости применения данного индекса к другим видам коммунальных услуг - воду, отопление, газ.
Профсоюзы направили соответствующий запрос в Федеральную службу по тарифам. В ответе было указано, что рост тарифов не превысит 11,6 %. Учитывая значительную долю электроэнергии в коммунальной корзине, это означает существенное ограничение роста других услуг ЖКХ.
Через работу в общественном, экспертных советах при комитете тарифного регулирования облсовпроф четко контролирует соблюдение предельных индексов, которые значительно выше, чем в среднем по ЮФО и РФ, при принятии тарифных решений.
Учитывая, что предельные индексы на 2016 год будут утверждаться в конце года, профсоюзы совместно с работодателями предложили включить в план работы областной трехсторонней комиссии на 4 квартал 2015 года рассмотрение вопросов о предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2016 год и о снижении величины перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе Волгоградской области.
Путевка в лето
Еще одна тема, которую рассмотрели на заседании областной трехсторонней комиссии, – организация отдыха и оздоровления детей в Волгоградской области.
Несмотря на то, что в регионе прошло торжественные открытие детского летнего оздоровительного сезона и более 5 500 детей «заступили» на первую смену в тридцати шести оздоровительных, трех санаторно-оздоровительных, одиннадцати палаточных и шестьсот шестидесяти пяти лагерях с дневным пребыванием, организационные проблемы прошлого года не потеряли своей актуальности.
По данным областного комитета молодежной политики, в 2015 году на кампанию по оздоровлению будет направлено 592 миллиона рублей. Планируется, что в лагерях разного профиля, включая Черноморское побережье и санатории, отдохнет 126 тысяч ребят.
Три тысячи сто шестьдесят одна бесплатная путевка будет предоставлена для льготных категорий - детям из неполных и многодетных семей, а также из семей ветеранов боевых действий. Им выделяются путевками с частичной оплатой, когда 70% берет на себя областной бюджет, а 30% - родители, воспользуются 19 000 человек. Также родители имеют право на компенсацию в размере 50% от базовой стоимости путевки, установленной в Волгоградской области. В 2015 году этот показатель составляет 14 700 рублей, - проинформировал областную трехстороннюю комиссию представитель комитета молодежной политики Волгоградской области.
Для более девяти тысяч ребят, относящимся к отдельным категориям: сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из малоимущих и неполных семей, дети-инвалиды и другие, запланирована 50-процентная компенсация стоимости путевок в летние оздоровительные лагеря и санатории. Предусмотренные субсидии из областного бюджета позволят им провести лето с пользой для здоровья, а родителем и лицам, их заменяющим, уменьшить нагрузку на семейный бюджет. Такая возможность предоставляется для 80 процентов детей, зарегистрированных в банке данных областного комитета социальной зашиты населения.
Кроме того, в регионе используются дополнительные формы организации полезных и содержательных летних каникул.
– На предприятиях региона уделяется должное внимание летнему отдыху детей сотрудников. Дополнительные выплаты, льготные путевки, организация экскурсий и туристических поездок, проведение тематических праздников. Директорский корпус тесно сотрудничает в этом вопросе с первичными профсоюзными организациями. Все это является убедительными признаками социально ответственного бизнеса и действующей системы социального партнерства, - считает Анатолий Бакулин, сопредседатель правления регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области».
По мнению профсоюзов, с каждым годом идет уменьшение количества детей, охваченных организованным отдыхом, отмечается стабильный рост стоимости путевок в летние оздоровительные лагеря. Например, по сравнению с прошлым годом цена путевки выросла на 6 процентов.
Среди наиболее актуальных проблем летней оздоровительной кампании - нерешенный вопрос по своевременному возмещению затрат предприятий стоимости детских путевок, закупленных через областной комитет молодежной политики, а так же ограниченное право предприятий на компенсацию за путевки, приобретенные для работников, чьи дети имеют регистрацию в районах области.
Родители работают на волгоградских предприятиях, работодатель перечисляет все требуемые налоги, значит дети, вне зависимости от прописки, должны иметь право на социальные гарантии. Место работы родителей, а не место регистрации ребенка должно быть определяющим фактором, - считают представители профсоюзов.
- Стороны взяли обязательства принять меры по недопущению снижения количества отдохнувших детей Волгограда в загородных оздоровительных лагерях. А фактически мы уже сегодня, в начале летней оздоровительной кампании, видим все тот же ком наболевших проблем. Необходимо оперативно решить вопрос, связанный со своевременной выплатой компенсаций работодателям, оплатившим путевки для детей, незарегистрированных в Волгограде, - сказал Владимир Стариков.
Члены областной трехсторонней комиссии согласились с доводами профсоюзов. Решено провести работу по предоставлению работодателям компенсации расходов за приобретенные путевки для детей, независимо от места их регистрации.
По итогам обсуждения данного вопроса комиссия приняла решение рекомендовать администрации Волгоградской области предусмотреть средства в региональном бюджете на проведение оздоровительной кампании детей в 2015 году в объеме не ниже уровня 2014 года с учетом темпа роста инфляции, а также решить проблему по компенсации предприятиям в части предоставленных путевок детям трудящихся, зарегистрированным в области.
Три в одном? Потери неизбежны!
Подробно областной трехсторонней комиссией был проанализирован проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части установления минимальных гарантий по оплате труда работников)».
Законопроектом предусматривается поэтапное увеличение размера оплаты труда к прожиточному минимуму. С 1 января 2016 года предлагается установить в РФ минимальный размер оплаты труда 7198 рублей, а с 1 января 2017 года устанавливать МРОТ в соотношении к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ за первый квартал года, предшествующего тому, на который устанавливается минимальный размер оплаты труда.
- Согласно предлагаемым изменениям статьи 129 Трудового кодекса РФ в вознаграждение за труд будут включаться компенсационные и стимулирующие выплаты. По сути, предполагается объединить три составные части заработной платы: вознаграждение за труд, компенсационные и стимулирующие выплаты, которые различающиеся по назначению и механизму их начисления, - председатель облсовпрофа.
Но ведь размер вознаграждения за труд зависит только от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы. Компенсационные выплаты устанавливаются, в том числе, за работу во вредных и опасных условиях труда, в особых климатических условиях или на радиационно заражённых территориях. Стимулирующие выплаты - это доплаты и надбавки в виде премий и других поощрительных выплат.
При этом нужно учитывать, что нижняя планка вознаграждения за труд, определена ст. 37 п.3 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на … вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда».
– МРОТ - это государственная гарантия минимального вознаграждения за труд, без учёта компенсационных, стимулирующих и каких-либо других выплат. Вторая составная часть зарплаты выплачиваются работнику в виде компенсации только за работу в особых, отклоняющихся от нормальных условиях, которые влекут повышенные риски для здоровья и требуют возмещения материальных затрат работника на лечение. Предназначение третьей части заработной платы работника, стимулирующих выплат, состоит только в поощрении его высокоэффективного труда, - подчеркнул лидер профсоюзов региона.
Кроме того, нужно учитывать разницу в процедуре установления размеров компенсационных, стимулирующих выплат и минимального размера оплаты труда. Если МРОТ устанавливается федеральным законом, а компенсационные выплаты могут устанавливаться Правительством РФ, региональными нормативными правовыми актами и коллективными договорами, то установление размеров стимулирующих выплат осуществляется только локальными нормативными актами предприятия. С правовой точки зрения невозможно в минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый федеральным законом, включать выплаты, устанавливаемые нормативными правовыми актами, вплоть до локальных актов работодателя.
Мнение территориального объединения организаций профсоюзов Волгоградской области полностью совпадает с позицией представителей ФНПР в российской трехсторонней комиссии. Представители ФНПР выразили на РТК категорическое несогласие с намерением внести данное изменение изменения в Трудовой кодекс РФ. В случае принятия законопроекта в предложенной Минтрудом редакции минимальные гарантии по оплате труда работников существенно снизятся. В первую очередь это коснётся работников бюджетной сферы. Также возрастут риски снижения зарплат всех работников, занятых в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Профсоюзы не поддержали проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» (в части установления минимальных гарантий по оплате труда работников).
Учитывая позицию профсоюзной стороны по данному вопросу, члены областной трехсторонней комиссии приняли решение направить мнения облсовпрофа и областного комитета финансов в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений и министерство труда и социальной защиты РФ.