Единство действий
Среди основных направлений, которые обозначили делегаты в работе отраслевого профсоюза на предстоящий период – дальнейшее развитие системы социального партнерства, участие профсоюза в законотворческой деятельности органов власти всех уровней, усиление мотивации профсоюзного членства, укрепление взаимодействия профсоюзных структур.
Проверка на прочность
Отчетный период испытал деятельность областной организации на прочность. Профсоюзу автодорхоза приходилось принимать максимальные усилия в борьбе за сохранение автотранспортных предприятий Волгоградской области и кадрового потенциала. Яркий пример – объявленные в 2011 году сокращения в филиале «Волгоградавтодор» - Волгоградском карьероуправлении. Благодаря вмешательству профсоюза сохранены рабочие места 100 работникам Липкинского карьера. Однако не на всех предприятиях отрасли складывалась такая радужная картина.
Реорганизация и образование в 2012 году ГУП ВО «Волгоградавтотранс» повлекло за собой ликвидацию работоспособных автотранспортных пассажирских предприятий: Суровикинское ПАТП, Палласовское ПАТП, Николаевское ПАТП, Калачевское АТП, Жирновское АТП, Котовское АТП, Михайловское АТП, Руднянское АТП, Краснослободское АТП, Еланское АТП, Новоаннинское АТП и др.
Последним решением «Волгоградавтотранс» было реформирование старейшего предприятия ПАТП-4, являющегося родоначальником автотранспортных перевозок в Волгоградской (Сталинградской) области. Предприятию в октябре 2014 года исполнилось 85 лет, а в ноябре–декабре его практически расформировали. Из 220 человек трудового коллектива на сегодняшний день осталось порядка 30.
В 2012 году начались оптимизация производства и сокращение квалифицированных работников ОГУП «Волгоградавтодор». Из двух тысяч работников планировалось очередное сокращение более 20 % работающих и расформирование филиалов. Профсоюз автодорхоза начал активную борьбу за сохранение предприятия. В результате предприятие отстояли, но сокращения прошли, хотя и в меньших объемах.
– За пятилетний период руководство «Волгоградавтодор» менялось 7-8 раз, – заметил Константин Ермощенко, председатель областной организации Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. – А какой стабильности тут можно говорить? С приходом к руководству в июле 2014 года нового генерального директора Соколова С.Н. наметилась тенденция к стабилизации предприятия. У руководства есть намерения, помимо сохранения филиалов «Волгоградавтодор», восстановить и открыть новые участки в районах области. Более того, есть желание взаимодействовать с профсоюзом.
Буквально месяц назад над предприятием снова сгустились тучи. Из казны региона не выделили предназначенные для бюджетного финансирования средства в размере 800 млн. руб. В такой ситуации около 1500 человек из 1800 работающих оказались под угрозой сокращения.
– Если все заинтересованы в наведении порядка в пассажирских автотранспортных перевозках в городе и области, то должно быть четкое понимание и, возможно, волевое решение власти по данному вопросу. Какой нам транспорт нужен? Цивилизованный, подконтрольный, надежный и безопасный, приносящий стабильные налоги в казну региона или работающий сам по себе, устанавливающий свои правила и критерии перевозки пассажиров, никому неподконтрольный? Если принципиальных решений не будет, транспортный хаос в нашем регионе продолжится, и порядка мы никогда не наведем, – считает профсоюзный лидер.
На всех уровнях
Ключевую роль в реализации текущих и перспективных задач областная организация отводит социальному партнерству. В отчетном периоде обком впервые заключил региональное отраслевое соглашение по автотранспорту на 2011-2013 годы и продлил на 2014-2016 годы. В настоящее время проводится работа по подготовке регионального соглашения по дорожному хозяйству. Кроме того, система социального партнерства включает федеральные отраслевые соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту и дорожному хозяйству, отраслевое тарифное соглашение ЦК Профсоюза и министерства транспорта РФ, соглашения с региональным министерством транспорта и дорожного хозяйства, представителями работодателя – «Автотранспортным Союзом Волгоградской области» и другими организациями.
Заключение коллективных договоров, соглашений и условия их выполнения находятся под постоянным контролем областной организации. На некоторых предприятиях работодатели сами заинтересованы в скорейшем договорном оформлении трудовых отношений с коллективом. Но есть и нерешенные проблемы. К примеру, до сих пор не заключен объединенный коллективный договор в ГУП ВО «Волгоградавтотранс», как это планировалось в связи с объединением предприятия.
Большое значение приобретает работа по защите трудовых прав через участие профсоюза в законотворческой деятельности органов власти всех уровней. Основной упор делался на совершенствование законодательства о труде в сторону наиболее полной защищенности наемного работника. Вносились предложения в уставные документы профсоюза, в методические указания по расчету тарифов на перевозку пассажиров, положения о конкурсах на право заключения договора транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок в Волгоградской области и другие нормативные акты.
Вопросы охраны труда – одно из главных направлений деятельности профсоюза. В 2012 году в областной организации создана техническая инспекция труда. Вместе, с тем, по информации обкома, на предприятиях отрасли сохраняются случаи производственного травматизма с тяжелыми и смертельными последствиями. За последние пять лет произошло три групповых несчастных случая, 9 тяжелых, 2 со смертельным исходом, 5 человек умерли на производстве естественной смертью.
Как было отмечено на конференции, проведенная в прошлом году специальная оценка условий труда (СОУТ) на 32 транспортных предприятиях отрасли в субъектах РФ показала несовершенство нового метода. В отдельных предприятиях труд водителей городского маршрутного пассажирского транспорта не был признан вредным и напряженным. В условиях 5-кратного по сравнению с 1991 годом роста автомобилизации в стране и соответствующим повышением интенсивности дорожного движения. В результате проведенной спецоценки работники лишились права на досрочную пенсию, дополнительные отпуска.
В профсоюзе автотранспортников считают, что сегодня необходимо разработать и утвердить отраслевую методику, обеспечивающую объективность проведения СОУТ. К тому же, от профсоюзных организаций требуется квалифицированное участие в процедуре и контроле за спецоценкой на всех этапах.
Укрепить ряды
Еще одна важна задача, над которой работает профсоюз автотранспортников, – укрепление профсоюзных рядов. К сожалению, экономическая напряженность, реструктуризация и оптимизация автотранспортных предприятий существенно отразилась на численности и профсоюзном членстве в отрасли. За пять лет профсоюз автодорхоза потерял почти 2500 тысяч человек. Прекратили свое существование 13 профсоюзных организаций.
При этом областная организация постоянно ведет работу по созданию новых профсоюзных организаций. В 2014 году была возрождена профсоюзная организация в филиале АК «Новоаннинская» ГУП ВО «Волгоградавтотранс». За прошедший период создано две организации маршрутных такси – в Волгограде и Камышине, в «МУП г. Камышина». Но долго они не просуществовали из-за нежелания руководства совместно решать вопросы с профсоюзной организаций и отсутствия боевого настроя у профсоюзных лидеров.
– Профсоюзным организациям необходимо активнее проводить идеологическую и воспитательную работу среди работников, привлекать молодежь, разъяснять, что профсоюз – это единственный легитимный орган, который может противостоять и бороться с нарушением прав трудящихся. Но профсоюзу нужна массовость, сила и единение и строгая дисциплина. В последнее время только и слышно, я выйду из профсоюза, что он мне дает? А вы задумывались над другой стороной медали. Может, стоит задать вопрос такому члену профсоюза: «Что ты сделал для профсоюза? Какой твой реальный вклад в профсоюз помимо взносов? Нам всем нужно переосмыслить, осознать и менять свое потребительское отношение к профсоюзам, а взамен формировать новое созидательное. Тогда вместе мы сможем добиваться всех поставленных целей, – уверен председатель областной организации Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.